Под звон стаканов... От знакомства с кыргызской экономикой сбрендил даже постпред ВБ 13:08 08.02.2012
Что вывело из себя представителя ВБ Александра Кремера? В Правительстве Кыргызстана второго февраля в наэлектризованной атмосфере прошла презентация плана мероприятий на 100 дней для реализации программы на 2012 год "Стабильность и достойная жизнь". Вступительное слово взял вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев, который сообщил донорам и представителям международных организаций что "сегодня программа мероприятий на 100 дней - это приоритет для Правительства КР. За эти три с лишним месяца мы должны задать основные направления развития страны. Конечно, через 100 дней реформы не завершатся, а лишь положат основу большим изменениям, переменам. Уже сокращено значительное количество министерств, ведомств. Главная цель программы - эффективный госаппарат, улучшение инвестиционного климата, реформы в правоохранительных органах и ряд других". Вице-премьер-министр подчеркнул, что главным элементом программы Правительства являются структурные реформы, будут сокращены дублирующие функции ведомств. "Разработана программа критерия оценки работы госорганов, которая состоит из трех уровней - количественный критерий, мониторинг общественного мнения и повышение рейтинга КР в мире. Оценку нашей работе даст наш народ, мировое сообщество", - считает он.
На это обратим пристальное внимание. Чиновник пообещал, что будут введены регулярные опросы населения о работе министерств, ведомств и даже отдельных чиновников. То есть, общественное мнение простого народа наконец-то будет играть пусть не решающую, но хоть какую-то роль в жизни страны. Запомним это обещание и будем ждать, цитирую "регулярных общественных опросов".
Но презентация программы большей частью была представлена просьбой о помощи: "Сегодня в проведении реформ нам необходима помощь доноров. Госбюджет не способен обеспечить развитие инфраструктуры. Мы не собираемся изобретать кыргызский велосипед. Нам нужны лучшие практики, мы будем обращаться к партнерам по развитию, в частности в энергосекторе. Мы не говорим, что все надо делать наспех, но мы были бы очень признательны, если бы вы поддержали скорость нашей программы. Нам нужно переделать десятки нормативных актов, мы откровенно обращаемся к вам, чтобы вы откорректировали нашу нормативно-правовую базу. Мы будем очень признательны, если скорость, которую мы сейчас включаем в плане реформ, будет поддержана вашими организациями. Мы надеемся на вашу поддержку". Неоднократно вице-премьер упомянул слово скорость и поддержка. Сразу назрел вопрос: если поддержка оказывалась Кыргызстану, то какие были сроки? Почему и зачем Оторбаев так настойчиво говорит о сроках и скорости?
Как будто предчувствуя вопрос, Оторбаев продолжает: "Я сам работал в донорской организации и знаю, что в них существует определенная бюрократия, затягивание решений. Мы будем очень признательны, если скорость, которую мы сейчас включаем в плане реформ, будет поддержана вашими организациями. Все дело в том, что когда мы запрашиваем поддержку у доноров, вы нам отвечаете, что если и сможете помочь, то только в середине года, а наша программа расчитана на 100 дней, то есть на три с небольшим месяца.
Инцидент
И казалась бы, ничто не предвещало скандала – заурядное выступление, очередные просьбы о поддержке… Когда слово предоставили донорам, первым после непродолжительной паузы выступил представитель Всемирного Банка Александр Кремер – очень приятный, улыбающийся блондин, который, как ни странно, первым взял слово и говорил очень звучным голосом с улыбкой. Мы озвучим его доклад "слово в слово", сейчас Вы поймете почему.
А.Кремер: "Я говорю от лица Всемирного банка. У КР много желания улучшить работу, взаимоотношения между партнерами развития и правительством. Программа "100 дней" очень важна для нового правительства. Всемирный банк может работать очень медленно и по законам бюрократии, но это не надо воспринимать, как нежелание помочь. Мне бы хотелось обратить внимание на один вопрос. Я думаю, что у доноров есть опыт. Может, мы не самого лучшего консультанта нанимаем, поэтому это замедляет способность партнеров обеспечить техническую поддержку. Мы должны объединить усилия для того, чтобы нанимать самых лучших консультантов в той или иной сфере. Мы будем работать с вами в среднесрочной перспективе. ВБ и МВФ необходимо оценить среднесрочную программу очень быстро, чтобы завершить второй анализ". Однако, когда начал выступать глава представительства Международного валютного фонда в Киргизии Коба Гвенетадзе (он выступал следом за Кремером,) Кремер неожиданно вскочил с места, схватив стакан, швырнул его на пол, выругался по-английски "вы все делаете неправильно"вылетел из зала. Полная тишина. Зал был в шоке несколько минут. Коллега Кремера извинилась, отметив, что для него это трудный момент. После инцидента совещание продолжилось.
Что же таквывело из себя представителя Всемирного банка? Если судить, в чью сторону он швырнул стакан - то это, конечно, наше правительство, которое что-то сделало "не так". Если судить по докладу Кобы Гвенетадзе, во время выступления которого это все и произошло, то ничего особо удивительного им сказано не было: "Мы готовы сотрудничать в среднесрочной перспективе, а для этого нам необходимо как можно быстрее увидеть разработанную правительством среднесрочную программу реформ. Доноры готовы содействовать реализации среднесрочной программы при условии, что она будет направлена на сокращение бедности и улучшение фискальной политики. Я прошу Вас (Оторбаева, Прим.ред) поскорее представить документ, который должны оценить доноры, потому, что нам нужно знать, что анализировать".
После заседания мы ринулись к г-ну Оторбаеву с вопросм №1: "Что произошло с Кремером? Как можно оценить его поведение?" на что Оторбаев ответил: "Я считаю такое поведение недипломатичным". В этот же момент нас (журналистов) отвел в сторонку руководитель пресс-службы Правительства и твердо заявил, что подобного рода вопросы и упоминания о случившемся в прессе просачиваться не должны: "Обойдите этот момент, было много полезного прослушано на конференции. Кремеру просто стало плохо, у него случился приступ".
По некоторым данным (тщательным наблюдением коллег за Кремером) после выступления, в котором Кремер отметил готовность Всемирного банка сотрудничать с правительством Кыргызстана, он ответил на звонок по мобильному телефону. Выслушав звонившего, Александр Кремер, громко выкрикнув что-то, швырнул аппаратом для синхронного перевода в сторону вице-премьер-министра, и разбил стоящий на столе стакан. Быстро собрав свои вещи, выбежал из зала заседаний и хлопнул дверью. Что произошло с основным "донором" Кыргызстана пока остается загадкой. Будет ли Всемирный Банк помогать нам в новой программе и будет ли она вообще действовать - покажет время. 08/02/2012
|