Н.Кожомкулова: Стежки-дорожки швейной отрасли Кыргызстана 00:00 09.02.2012
Стежки-дорожки швейной отрасли
Пока над вопросом, как поднять экономику страны, ломают голову лучшие эксперты Кыргызстана, швейная отрасль держится уверенно. За последние годы в этом секторе произошел настоящий прорыв. Объемы производства достигли 50 миллионов единиц продукции, а в денежном выражении это 4 миллиарда сомов в год.
В нынешней ситуации Кыргызстан пытается присоединиться к экономическому союзу России, Казахстана и Беларуси, в то время как мир обеспокоен надвигающимся новым экономическим кризисом. Вхождение страны в Таможенный союз не может не отразиться и на швейной индустрии. Как в таких условиях она может сохранить свои позиции?
Между тем это только один из факторов развития отрасли. Крупные предприятия уже сталкиваются с глобальными проблемами. А способствовать их решению может только государство.
История успеха
Наша швейная продукция зарекомендовала себя не только на отечественном рынке. Более 90 процентов продукции экспортируется в Россию, Казахстан и даже в Европу. Замечательный пример того, как можно поднять экономику в отдельно взятой отрасли. А ведь лет 10-15 назад все начиналось банально - с того же десятка швейных машин и оверлока в арендуемых помещениях. Сейчас предприятия поднялись на другой уровень: зачастую в них трудятся более ста человек, есть свои экспериментальные лаборатории, они участвуют в международных выставках моды...
Елена Добряк, руководитель одного из таких предприятий, говорит, что, несмотря на это, работать с каждым годом становится все сложнее. "Мировой кризис и мощные конкуренты - Китай и Турция - дают о себе знать. Тем не менее Кыргызстан сейчас очень уверенно шагает в ногу с модой. Наша страна производит достаточно сложные и интересные модели. Так уж мы себя зарекомендовали, что наш товар доступен по цене за счет использования дешевых китайских тканей. Если мы будем использовать дорогие корейские, турецкие, итальянские ткани, то и этот риск себя оправдает. Встречают нас в России с удивлением, но сотрудничают с удовольствием. У нас, к примеру, за последние два года определились постоянные заказчики в Москве и Санкт-Петербурге, идут поставки и в другие города - Новосибирск, Екатеринбург", - рассказывает Елена Добряк.
"Конечно, основной вопрос, который сегодня волнует швейников, - как отразится на отрасли вступление Кыргызстана в Таможенный союз. Являясь членом ВТО, он имеет льготные тарифы на перевозку ткани, фурнитуры из Китая. Если мы вступим в ТС, то ставки будут повышены, и наша продукция подорожает на 20-40 процентов. Естественно, это скажется на сбыте изделий. В рамках ассоциаций "Легпром" и "Союзтекстиль" мы поднимаем этот вопрос на различных комиссиях. Однако будут ли услышаны наши чаяния? Пока ни один эксперт не может точно сказать, удастся нам сохранить льготные пошлины или нет", - поделилась своими опасениями Елена Добряк.
ТС, ВТО - что же будет с того?
Между тем отраслевое ведомство дает пояснения. "Применение тарифных ставок ТС в отношении китайских тканей в размере 10-11 процентов приведет к повышению стоимости швейных изделий для внутренних потребителей. А это снизит сравнительное преимущество кыргызской швейной продукции над китайской на рынке стран ТС. Это станет существенным отрицательным фактором для экономики республики", - признают в Министерстве экономики и антимонопольной политики.
В связи с этим, как пояснили ИА "24.kg" в управлении инвестиционной политики Минэкономики, "республике необходимо проведение переговоров о сохранении действия либо снижении ставок таможенных пошлин для Кыргызской Республики на ткани и фурнитуру китайского производства в рамках Таможенного союза".
"Учитывая, что РФ вступила в ВТО, единый таможенный тариф должен измениться в сторону снижения таможенных пошлин, поэтому при переговорах необходимо оговорить товарные позиции, по которым страны пойдут в сторону снижения, и нам не придется повышать свои ставки. Также КР при вступлении в ТС имеет право оговорить перечень товаров, на которые сохранится действие выгодных для внутреннего рынка таможенных пошлин. В связи с этим Кыргызстан может потребовать от ТС отсрочки по применению ставок ввозных пошлин для удовлетворения социально значимых потребностей населения или развития производства", - поясняют в Минэкономики.
Вывод из этих разъяснений можно сделать следующий: Кыргызстан имеет возможность удержать нынешние пошлинные тарифы. Однако сможет ли правительство отвоевать эти позиции, покажут итоги переговоров.
Как в лучших домах Парижа
Другой, не менее важный для любой отрасли вопрос, - увеличение объемов производства. "Наша продукция буквально теряется, - говорят кыргызские поставщики. - Российский рынок громаден, нам можно и нужно увеличивать объемы производства".
Как утверждает заместитель директора ассоциации "Легпром" Фархад Раимжанов, вопрос не решить даже за счет одного крупного помещения. "Мы ставим вопрос глобально и просим власти выделить 9 гектаров земли в пределах города для организации технополиса. Мы не просим денег - сами все построим, выделите только землю, - говорит Фархад Раимжанов. - Создание технополиса позволит нашей продукции соответствовать мировым требованиям, откроет нашим изделиям дорогу на Запад. Для тех же показов мы используем площадки Дворца спорта. Мы хотели бы заключать договоры, проводить показы, выставки не в арендуемом, приспособленном помещении, а в специально для этого спроектированном здании в удобном месте, чтобы открыть в нем современные павильоны для выставок, дефиле, продажи изделий".
Оценить масштабы швейной отрасли позволяет и сама ассоциация. По ее данным, при создании в нее входили 26 предприятий. Сегодня она объединяет уже около 600 субъектов - швейных, текстильных, а также ковровый и камвольный комбинаты. Ассоциация имеет 17 торговых представительств в крупных городах России.
Наладка швейной машинки
Есть еще одна насущная проблема в швейной индустрии - это нехватка кадров. Несмотря на то, что предприятия сами их куют - обучают женщин шитью, рабочих рук все равно не хватает.
"Швеи, причем лучшие, уезжают - в основном в Россию, - сетует Елена Добряк. - Потому что там они имеют возможность накопить деньги. Но при этом они фактически попадают в рабство: живут в очень стесненных условиях, работают без документов и круглые сутки, спят по очереди. Я пытаюсь разубедить их уезжать. Никакие деньги не стоят тех лет, которые они теряют! У себя на родине они могут общаться с родными, друзьями, отдыхать. Наконец, быть рядом со своими мужьями и детьми. Но часто даже эти аргументы людей не останавливают".
Легкая промышленность Китая, Индии, Индонезии или Вьетнама сами по себе представляют империю прежде всего благодаря тому, что государства способствуют ее развитию, экспорту продукции. Многие западные фирмы перенесли сюда свои производства из-за исключительной дешевизны рабочей силы. Между тем таковая могла бы стать главным козырем и в Кыргызстане. Нужно только обучать людей, возможно, открывать курсы шитья в школах, увеличить бюджетные места для обучения швей в училищах и, может, даже создать специализированные профучилища.
Ну и, конечно, нужно обратить внимание на нужды производственников. Решив проблемы таможенных тарифов и кадровую, Кыргызстан мог бы стать "швейной машинкой", как выразился президент Атамбаев, не только стран СНГ, но и Европы. И потенциал для этого есть.
08/02/12 Наргиза КОЖОМКУЛОВА
|