Е.Дунаева: Иран накануне парламентских выборов. Часть 3. Судьба парламента будет решаться в провинции 09:30 09.02.2012
Иран накануне парламентских выборов. Часть 3
Лагерь сторонников президента М.Ахмадинежада
Сторонники президента М.Ахмадинежада одними из первых включились в подготовку выборной кампании, поскольку завоевание абсолютного большинства мест в новом иранском парламенте (меджлисе) напрямую увязывали с возможностью сохранения за собой поста главы исполнительной власти после 2013 года. В свете намерения духовного лидера ИРИ А.Хаменеи отказаться от всенародных выборов президента, предоставив это право меджлису, и поддержки этих предложений лагерем консерваторов, для этой части политической элиты контроль над парламентом становится жизненной необходимостью. Пропрезидентский лагерь накануне выборов представлен несколькими объединениями, определить политическую направленность которых достаточно сложно. Некоторые аналитики выводят объединения сторонников Ахмадинежада, которых ранее называли "неоконсерваторами" за рамки фланга фундаменталистов (1).
В преддверии выборов Ахмадинежад попытался договориться с представителями консервативного лагеря (группой 3) о выделении его сторонникам определенной доли мест в едином списке консерваторов. Не найдя у них должного понимания, он предпринял шаги к формированию отдельного объединения "Фронт стойкости", организаторы которого до событий с отставкой министра информации полностью поддерживали президента. Безоговорочная поддержка Э.Р.Машаи, сподвижников которого в Иране принято называть термином "энхерафи", т.е. уклонисты, обострила отношения президента со всеми течениями лагеря консерваторов и развела его с бывшими соратниками. Однако ряд политических обозревателей уверены в том, что некоторые представители "Фронта стойкости" будут и впредь оказывать поддержку Ахмадинежаду, который вновь может вернуться на позиции радикальных консерваторов.
Тем не менее, президентская команда во главе с Машаи поспешила дистанцироваться от консерваторов и занялась расширением рядов своего электората. С одной стороны, жестокий разгон демонстраций, подавление оппозиции, аресты не добавили популярности президенту и сократили число его сторонников, особенно в городах. С другой стороны, некоторые действия и заявления президента и его ближайших сторонников относительно социально-культурной сферы свидетельствовали об отходе от радикально консервативных позиций, которых придерживался М.Ахмадинежад в ходе президентских выборов, что было настороженно воспринято его последователями из традиционных слоев общества, поддерживавших президента ранее. По словам газеты "Кейхан", накануне выборов "энхерафи" стремятся опереться на неимущих и средний класс и отказываются от опоры на традиционные слои, связанные с Хаменеи (2).
Пропрезидентские силы сделали ставку на привлечение в ряды своих сторонников интеллигенции и молодежи. Так, при активной поддержке правительства с конца 2010 г. возобновилась деятельность Общества университетской общественности исламского Ирана (Канун-е данешгахиян-е иран-е эслами), и осенью 2011 г. был проведен его 3-й конгресс, на котором было заявлено о формировании на его основе предвыборного объединения (джабхе (3)). Основной лейтмотив Конгресса – необходимость расширения числа преподавателей и научных работников в высшем органе законодательной власти. Присутствие на Конгрессе министров образования и культуры и исламской ориентации, нескольких заместителей министра науки, а также участие лиц из ближайшего окружения президента в высшем совете Общества может свидетельствовать о стремлении найти опору в студенческой и преподавательской среде и обеспечить своим кандидатам поддержку этого профессионального объединения.
Следующим шагом на пути мобилизации сил по поддержке сторонников М.Ахмадинежада стало создание в октябре широкого фронта "Сторонники исламского государства" (Хамийан-е доулат-е эслами), к которому призывают присоединяться все тех, кто поддерживал президента на выборах в 2005 и 2009 гг.
Четвертый тур поездок президента и членов правительства по останам, незапланированные выделения средств на текущие нужды на местах, обещания выделить земли в сельских районах нуждающимся, прямое общение М.Ахмадинежада и министров его кабинета с населением, проведение реорганизаций в руководстве и новые назначения на местном уровне - все это звенья плана, разработанного ближайшим окружением президента и осуществляемого в предвыборных целях. В рамках этих действий надо рассматривать и попытку сместить министра информации Х.Маслехи и поставить на его место доверенное М. Ахмадинежаду лицо, которое смогло бы контролировать проведение выборов. Неудача с заменой министра, приведшая к разладу между президентом и лидером, громкий скандал вокруг ряда сотрудников президентской администрации не приостановили осуществление предвыборных мероприятий, которые помимо создания официальных объединений включали использование и других методов для проведения в меджлис большего количества своих сторонников.
Министр информации ИРИ, выступая на осенней сессии Совета экспертов, заявил, что представители группы Машаи на местах пытаются установить связь с силами, оппозиционными режиму (к которым он относит тех, кто поддерживал протестное движение внутри страны, и прореформаторски настроенную эмиграцию), чтобы опираясь на их организационные связи и поддерживающий их электорат, оказывая прямую финансовую поддержку, обеспечить продвижение своих кандидатов (4). В своем выступлении он сформулировал и основные программные цели "уклонистов". В краткой форме их можно изложить следующим образом: - противодействие политике духовного лидера, - радикальный национализм, - модернизм, - отказ от опоры на ислам, - непризнание политической роли духовенства, - стремление к восстановлению отношений с США(5). В конце ноября 2011 г., накануне ашуры, Х. Маслехи, выступая перед религиозными пропагандистами, отметил, что истинные цели действий этих двух течений не aфишируются и на словах их представители поддерживают линию имама и исламской революции(6). Хотя министром не приводилось никаких фактов, подтверждающих взаимодействие ранее противостоящих друг другу радикальных консерваторов и ультралевых реформаторов, хотя их политические платформы абсолютно различны, такой тактический союз для проведения депутатов, альтернативных консерваторам, в условиях острого внутриполитического кризиса в стране представляется вполне возможным. О существовании такой практики пишет и газета "Кейхан", отмечая, что "реформаторы и уклонисты устанавливают связи в провинции с тем, чтобы нанести удар по основным ценностям исламской революции, изменить структуру исламской республики"(7) .
Необходимо отметить, что проведение предвыборных кампании в столице, крупных городах и на местах характеризуется определенной спецификой. Если в Тегеране формируются предвыборные объединения, которые выдвигают свои политические лозунги, опираются на определенные слои населения, то в провинции ставка делается исключительно на личность самого кандидата. Его положение в обществе и личные связи в избирательном округе будут определяющими для его электората, а отнюдь не его политические привязанности. Учитывая, что основная масса депутатов меджлиса будет избираться в провинции, сторонники президента делают основную ставку на выборы в провинции. Министр информации, говоря о действиях группы Машаи, также отметил, что она не ведет открытой пропагандистской кампании, действует скрытыми методами – внедряя своих последователей в другие предвыборные коалиции или представляя их как независимых кандидатов. В этой предвыборной кампании широко используется практика продвижения "темных лошадок", по-персидски называемых "чераг-е хамуш", которые не афишируют свои политические предпочтения.
Некоторые аналитики прогнозируют, что, группа Машаи, даже не имея политического опыта, определенной социальной базы, лишь опираясь на поддержку исполнительной власти на местах и миллиардные расходы, может провести до 100 кандидатов(8). Очевидно, при этих оценках делается ставка в основном на административный ресурс. Так, например, уже в ходе первого этапа проверки кандидатов в Гярмсаре – родном городе президента, из 18 кандидатов получили шансы принять участие в выборах лишь 6, в том числе сестра Ахмадинежада. Все они - представители проправительственного лагеря. Умеренные консерваторы и реформаторы "центристы" были сняты с дистанции(9). По сообщениям СМИ Ирана, большинство не допущенных к выборам из числа депутатского корпуса нынешнего меджлиса были инициаторами "допроса" президента в меджлисе.
Учитывая сложность и многоплановость предвыборной ситуации, участие большого количества объединений и групп с неопределенной политической ориентацией, непрозрачность процесса голосования, трудно делать какие-либо прогнозы относительно состава будущего меджлиса. Однако, ясно, что в этом году судьба парламента будет решаться в провинции.
1. www.seratnews.ir/fa/print/49498
2.Кейхан. 30 азара 1390.
3.www.ayandenews.com/news/38543
4.www.seratnews.ir/fa/print/47376
5.www.seratnews.ir/fa/print/47376
6.www.bbcpersian.com.24.11.2011.
7.Кейхан. 30 азара 1390.
8.Всего будет избрано 290 кандидатов. См. www. seratnews.ir/fa/print/49498е.
9. www.etedaal.ir.11/01/2012.
Е.В.Дунаева 8.02.2012
|