КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 13.02.2012
23:45  Б.Есенов: Грыжевая эпопея аблязовской оппозиции Казахстана
23:35  Р.Байтов: Списывать надо уметь... Аблязовская пресса продемонстрировала просто выдающийся образец плагиата поневоле
22:43  Ф.Шарифуллина: Мой любимый Нукусский Музей им. Савицкого. Какая тебе разница, кто тебе снимет голову – минфин Узбекистана или я?..
21:38  "Гниды вонючие!". Украинки из FEMEN обнажились в Москве против "Газпрома" при температуре минус 25 (фото)
21:08  В.Савенков: "Энтерпрайз" идет на заклание? Гибель старого авианосца не оставила бы у американцев сомнений. Иран должен быть уничтожен немедленно!
20:23  А.Керимбаев: Золотой пролетарий. Пока правительство Кыргызстана составляет наполеоновские планы по подъему экономики, ее флагман остановился
18:16  Революции ласкают молодых и рьяных. А власть приносят... бородачам. Репортаж из Египта Дарьи Асламовой

17:35  К.Дымов: Персидская загадка. Насколько Иран способен дать отпор вероятной агрессии США?
17:02  Акылбек Осмоналиев назначен председателем Национального статистического комитета Киргизии
16:30  Т.Кадыралиев: Кыргызстан. Перевоплощение преступного бакиевского режима в бабановский
16:15  Неизвестные попытались взорвать послов Израиля в Индии и Грузии
13:55  Д.Абдурасулова: "Атомный ренессанс" Центральной Азии
13:29  ВВС: Тегеран обвиняет Баку в сотрудничестве с Моссадом
13:21  "Мы готовы стать живыми бомбами", - сирийские "демократы-камикадзе" рассказали о себе Time
12:58  С.Михеев: "Ударив по Ирану, США ударят по России"
12:47  Аркадаг набрал жалкие 97% в 1-м туре на президентских выборах в Туркмении
12:13  Jamestown: США и Казахстан готовы углублять сотрудничество
11:57  Среди погибших в Афгане таджикских вертолетчиков оказался сын заместителя министра обороны, генерала Вячеслава Грудыно
11:49  Новым послом Азербайджана в Таджикистане назначен Аббасали Керим оглы Гасанов
11:15  Т.Атаев: Вакантные должности "мировой жандармерии". Через призму использования Россией права вето по "сирийской" резолюции
11:05  Требуем отставки премьера Бабанова! (обращение)
11:04  С.Балмасов: Катарский шейх оставил арабов без России и Китая
10:58  "МН": Аркадагу нет равных. На выборах в Туркмении в семье президента голосовали только мужчины
10:57  А.Саркорова: Таджикистан. Вечерние школы борются с неграмотностью
10:39  И.Являнский: В Туркмении будет править "Покровитель". Испытывая нехватку нефтедолларов, Аркадаг станет сговорчивее в переговорах с Москвой
10:32  В.Сотников: Пакистано-американские отношения - на пути к нормализации?
10:29  А.Бенуа: Чирчик. Узбеко-казахский конфликт в стиле "хип-хоп"
10:24  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Но из всех тюркских народов в прославлении своего гуннского прошлого преуспели наши братья-казахи...
10:17  Эндрю Рос: Обжегшись на Ливии, Россия дует на Сирию
09:45  На кыргызско-таджикской границе застрелен замначальника погранзаставы "Самаркандык" К.Дуйшеналиев
09:42  В Китае 18-летняя тибетская монахиня совершила самосожжение. В знак протеста против политики партии
09:33  Ю.Щегловин: В информационном пространстве вокруг Сирии разгорается новая война
09:32  Ф.Плещунов: Абу Катада на свободе. Абу Хамза – советник британского парламента. Что дальше?
09:17  В парламенте Турции произошла забавная драка (фото)
09:08  В.Ильина: Приговор - "узбек". Малограмотного и бесправного мигранта в России легче всего назначить преступником
09:05  Р.Абдуллин: Мифическая резолюция. Предлагает ли Саудовская Аравия решение сирийского конфликта?
08:57  Д.Ювачев: Американский "пирог". Вашингтонский обком в целом признает работу Казахстана удовлетворительной
08:47  Ю.Паниев: Судьбу Асада обсуждают в Нью-Йорке. Странно видеть Эр-Рияд, где запрещены политические партии, активистом движения за демократические преобразования в Сирии
08:46  Н.Шабунц: Выборы президента Туркмении. Как это было (репортаж с мест)
08:40  "РГ": Иран пытается напугать Запад новыми ядерными проектами
07:52  С.Туник: Праздник всепрощенья. Казахстанцы замерзают, виноват -... Гей-Горыныч
07:30  В.Викторов: Миру мир? Официальные переговоры США с талибами
06:28  Итоговая явка в Туркменистане на выборах президента составила 96,28%
02:11  "КП": Озеро в Антарктиде откроет ученым тайны Вселенной. Россияне добурились до 3768 м в поисках новых форм жизни
00:36  А.Куртов: Туркменские выборы. Взгляд без эмоций
Воскресенье, 12.02.2012
18:14  "Аль-Кайеда" поддержала НАТО в Сирии
14:58  В.Сидоренко: История распространения золотого шитья в Бухаре
13:45  Таджикистанец Яков Цой, освобожденный из афганской тюрьмы, намерен привлечь к ответственности... спецслужбы Казахстана
12:36  "Цзинцзи цанькаобао": Китай стоит перед угрозой поэтапного оттока капитала
12:17  В Афганском Забуле разбился вертолет НАТО: погибли 4 военнослужащих Таджикистана
11:59  И.Дудка: Кыргызстан. 25 миллиардов для полного счастья
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Революции ласкают молодых и рьяных. А власть приносят... бородачам. Репортаж из Египта Дарьи АсламовойРеволюции ласкают молодых и рьяных. А власть приносят... бородачам. Репортаж из Египта Дарьи Асламовой
18:16 13.02.2012

Спецкор "КП" Дарья Асламова попыталась разобраться, почему арабские "оранжевые" революции не принесли людям счастья. Часть 1-я

На фото:
- Дарья Асламова на площади Тахрир в Каире среди революционеров, которые победили... и быстро свою победу растеряли.
- Год назад протесты в Египте начинались с требований свободы и демократии молодыми пользователями Интернета...
- ...а вот так теперь в результате "оранжевой" революции выглядит египетский парламент - 70% мест в нем взяли ортодоксальные "Братья-мусульмане". Молодых либералов среди них точно нет.

"ЛЮДИ НАИВНО ДУМАЮТ - ЕСЛИ ПОЛИТИК МОЛИТСЯ, ОН ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК"

Он появился среди кричащей роскоши пятизвездочного каирского отеля, - гибкий, худой, настороженный. В спортивной куртке с низко надвинутым на лоб капюшоном, почти закрывающим лицо. Чем сразу напомнил мне арабских пацанов из парижских пригородов, в таких же капюшонах, - из тех, что готовы метнуть "коктейль Молотова" в новенький "мерседес". 24-летний революционер Ахмад Агур, мальчик из "Твиттера" и "Фэйсбука". Инородное тело в блестящем вестибюле среди богатых, похожих на жирных котов "саудитов" в белых ночных рубашках и шлепанцах на босу ногу, приехавших в Египет спускать нефтяные деньги в казино и тайных борделях. (Египет - пока еще светское государство и прибежище скрытых пороков мусульманского мира.)

- Революция придет повсюду и на всех оставит свой след! - воодушевленно говорит Ахмад, юный архангел восстания, скромно пьющий кока-колу. И добавляет не без юмора, - След на мне ты можешь даже потрогать.

Он берет мою руку и прикладывает к своей щеке. Под моими пальцами перекатывается твердый шарик опухоли. Что это?

- Резиновая пуля. Прошла через рот и застряла в щеке. Рот зашили, теперь надо резать лицо, но все не решусь. Как видишь, военные с нами не церемонились. Почти тысяча человек погибли в схватке с властью! И ни один из военных, отдававших приказы стрелять, не сел на скамью подсудимых! Они думают, что расправились с революцией, но революция только начинается. Верь мне! Нас не остановить! Знаешь, в чем наша сила? У нас нет лидеров, нет организации, нас породил интернет, а значит, нас трудно уничтожить. И мы не рвемся к власти. Мы хотим быть контролирующим оком, - каждое действие новой власти мы будем рассматривать под микроскопом и строго судить. Я анархист и знаю: в хаосе может родиться истина. Я поддерживаю контакты с ребятами из Ливии, Сирии, Туниса, Греции и даже Италии. Как должен выглядеть новый Египет? Понятия не имею. Но знаю, что мы должны полностью разрушить старый порядок и расчистить место для будущего. Военный режим должен не просто уйти, но ответить за свои преступления. Мои бывшие одноклассники считают меня сумасшедшим, они говорят: чего ты хочешь от жизни? Я хочу свободы и справедливости.

- Но обыкновенные люди не только не желают свободы, но даже боятся ее, - замечаю я. - Собственно, они просто не знают, что с ней делать. Консервативный Египет жаждет порядка, сытой жизни и сохранения традиций: вот почему на выборах исламистские партии одержали триумфальную победу (70% голосов!), а молодые бунтари-либералы потерпели сокрушительное поражение.

Ахмад мрачнеет:

- Люди голосовали за движение "Братья-мусульмане" по наивности: вот, мол, если парень много молится, значит, он честный человек. Мы мечтали о демократии, и мы ее получили. И мы признаем результаты выборов, даже если они нам не нравятся. Но время покажет истинное лицо "братьев-мусульман". А наш девиз остается прежним: "Революция до конца!"

"АРАБСКАЯ ЗИМА" КАК СЛЕДСТВИЕ "АРАБСКОЙ ВЕСНЫ".

Каир, опаленный огнем революции, все еще кипит. На улицах - бурные демонстрации и политические дискуссии, нередко переходящие в драки. То тут, то там вспыхивает недовольство. Опьяневшие от воздуха свободы люди требуют немедленных перемен, безразлично каких. Честолюбцы, авантюристы, люди без определенных занятий, но с ярко выраженными амбициями, - чувствуют, что пришел их час, и сеют повсюду брожение и раздоры.

Иностранцы в Каире - предмет необъяснимой ненависти и корень всех зол. Местная пресса так долго внушала народу, что каждый приезжий - провокатор и шпион, что люди совершенно в этом уверились. Градус агрессии зашкаливает, и трудно представить себе, что всего лишь год назад Каир был популярным туристическим местом. В любой момент вас могут не только ограбить (что, в сущности, полбеды), но и просто избить за то, что лицо у вас нездешней белизны. Будьте готовы к тому, что встречный оборванец потребует у вас паспорт и пространных объяснений на тему, почему вы приехали в Каир. Недавно толпа атаковала посла Словении, который осмелился достать на улице фотоаппарат. Дипломатический паспорт его не спас: бьют, как водится, не по паспорту, а по морде. Преследуют также и египтян, выделяющихся "лица не общим выраженьем". Моего знакомого политолога, к примеру, задержали только за то, что у него длинные волосы и модные джинсы.

Поиски идентичности, страстное стремление понять, кто же такие египтяне и что ими движет, взрыв национального эгоцентризма (можете назвать это патриотизмом), ненависть к чужакам - вот приметы нового Египта. Делая замечание туристу (за то, что он не так одет или пытается фотографировать), житель Каира свысока подчеркивает: "Это моя страна, а не твоя! Я у себя дома! Изволь вести себя так, как мы считаем нужным!" В моду стремительно входит традиционная одежда, хиджабы (очень практичная вещь, как уверяли меня молодые египтянки, - можно не мыть голову и не тратить деньги на парикмахерские), бороды, мозоли на лбу (от частых поклонов при молитве) - словом, почти театральная, демонстративная религиозность.

Площадь Тахрир - по-прежнему центр притяжения, место народного паломничества и общих молитв. В момент религиозного экстаза толпа являет собой единый, плотно сбитый ком страстей. И дрожь пробегает по телу, когда из ее гигантской пасти вырывается неистовое: "Аллах акбар!" ("Велик Аллах!") "Ислам - вот решение!" - этот знаменитый девиз движения "Братья-мусульмане" готовы повторить, словно мантру, две трети населения Египта. "Дайте исламу шанс!" - такие разговоры идут не только в нищих пригородах Каира, где кипит напряженная борьба за кусок хлеба (средний доход - меньше двух долларов в день на человека), но и в фешенебельных ночных клубах с их восточным блеском и изобилием алкоголя. Вполне современные молодые люди, не брезгующие рюмочкой виски, с увлечением рассуждают о том, что шариат - логичная и справедливая система. Почему бы не попробовать? Ислам - это своего рода мода.

Если для религиозных партий пришла пора триумфа и головокружения от успехов, то для самих революционеров - узкой прослойки городской демократической молодежи из небедных, элитарных слоев населения - наступило время горького похмелья и разочарования. Медовый месяц революции быстро приобрел вкус дегтя. Как ни крути, а выходит так, что интернет-мальчики с ноутбуками и айпадами принесли власть на золотом блюдечке не только таким вкрадчивым и упорным политикам как "Братья-мусульмане", но и салафитам из радикальной партии "Аль-Нур", которые прямо-таки славятся своей благочестивой нетерпимостью. Собственно, произошло то, что политологи называют демократическим парадоксом: принятие не-западным обществом западной демократии прокладывает дорогу к власти националистическим и, прежде всего, антизападным движениям. Исламисты охотно соглашаются сыграть в демократию, необходимую им, как воздух, для того, чтобы легально придти к власти. Или как выразился один известный ваххабитский лидер: "Демократия - вне Аллаха и вне ислама. Но если она поможет нам взять власть в свои руки, значит, нам послал ее Аллах".

Активисты-либералы, традиционно "страшно далекие от народа", не просто проиграли выборы. Их, в сущности, выставили вон из политики. Над ними жестоко посмеялись. Революция, как всегда, оказалась шлюхой, распутной девкой, млеющей от рук насильников. Ее, как любую женщину, легко увлечь, соблазнить пышными речами, посулить горы злата. Она легкомысленна и забывчива. Спустя год бывшие герои революции сидят на чемоданах или обивают пороги иностранных посольств в надежде получить вид на жительство. Почему же они проиграли?

А БЫЛА ЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?

Была. Во всяком случае, так считают в Каире. Демократы (те несколько тысяч человек, что перевернули страну) все еще пестуют в себе чувство гордости за благородный порыв и яростно огрызаются на любого, кто ставит под сомнение спонтанность революции. Журналист Халед Давуд не верит в иностранную режиссуру:

- Это пропаганда, что, мол, американцы спонсировали демократические движения. Даже если и спонсировали? Они это делают уже двадцать лет, однако, никаких революций не было. Да и много ли нужно денег, чтоб напечатать брошюры и плакаты! Да, молодые революционеры ездили в Сербию и проходили подготовку в сербском движении "Отпор". Ну, и что плохого в "Отпоре"? Если б людей не достало тридцатилетнее правление Мубарака и масштабная коррупция, никакой бы "Отпор" не смог сделать здесь революцию. Люди были готовы к переменам, а Тунис дал нам вдохновение. После того, как Бен Али пал, у нас возникло чувство, что и мы можем сделать то же самое, что тунисцы. Проблема в том, что все эти молодые люди из "фейсбука", которые "зажгли" Египет, не имели никакой политической партии. Все их усилия были потрачены на то, чтоб получить честные выборы и новую Конституцию. Но после ухода Мубарака армия сохранила свои позиции, и государство фактически управляется спецслужбами. Такая военная диктатура с демократическим фасадом. Армия не хочет никаких радикальных изменений и, главным образом, не хочет, чтоб кто-нибудь контролировал ее бюджет и те 1,2 миллиарда долларов, которые она ежегодно получает от американцев. Эти бастарды-вояки даже хотели провести новый закон о том, что армия - единственный гарант и защитник Конституции. А это значит, что военные дают себе право вмешиваться в любом случае, когда они считают, что закон нарушается. И любой закон, касающийся армии, должен быть одобрен прежде всего армией. Военные и силовики попытались сделать себя неприкасаемой и полностью защищенной кастой с секретным, неконтролируемым бюджетом. И в ноябре народ восстал и снова вышел на улицы. В этом и есть главное завоевание революции: мы можем обсуждать и контролировать вопросы, о которых раньше даже боялись заикнуться.

- Я не люблю упрощений, когда люди подозрительные говорят: революцию в Египте сделали евреи, или ЦРУ, или ФБР. Все не так однозначно, - уверяет обозреватель египетского еженедельника "Аль-Ахрам" Эрик Вальберг. - Правительство США, безусловно, вело двойную игру. Они поддерживали Мубарака до конца, но параллельно помогали оппозиции. Но они так делают везде! Вспомните Кубу: они поддерживали Фиделя Кастро и Батисту одновременно. Смысл такой игры очевиден: кто бы ни выиграл, ты его контролируешь. А значит, ты всегда в стане победителей. Что касается сюрпризов самой революции, то она однозначно напоминает революции 1917 года в России - переход от февральской буржуазной к октябрьской коммунистической, когда общественное мнение страны полностью переключило симпатии от демократов к коммунистам. (Хотя большевики в февральской революции практически не принимали участия.) Ту же резкую смену настроений мы наблюдаем в Египте. После краткого очарования либерализмом весной - победа на выборах исламских партий с их идеей дать полную власть Корану, основанную на принципах социальной справедливости".

- Все революционеры уверены, что они звезды на небе общества, но для простых людей они ничего не значат! - говорит социолог Ахмед Наги Камха. - Активистов всего несколько тысяч, но они считают, что они и есть Египет! Революционеры борются за свободу, но люди в 48-миллионной египетской деревне и в перенаселенных рабочих пригородах вообще не думают о таких высоких вещах. Мы проводили опросы с целью выяснить, какая предвыборная программа наиболее популярна среди населения. 90 процентов людей ответили, что в первую очередь их интересует социальная справедливость, а потом религия и промышленное развитие страны. Слова "свобода" и "демократия" вообще не упоминались! И только 10 процентов людей заявили, что будут голосовать за партии, которые борются за свободу. Революцию в Египте совершили высшие и средние классы, далекие от проблем народных масс, люди из богатых районов, мечтавшие о личной свободе. Их лозунг был - выгнать президента и режим. Это не лозунг народных масс. У бедняков главные требования - еда, одежда, жилище. Если б революцию делали бедняки, необразованные люди, жертв в многомиллионном Каире было бы гораздо больше! (Несколько сотен убитых за целый год, включая мародеров и бандитов, - это мы еще легко отделались.) Чего я со страхом ожидаю? НАСТОЯЩЕЙ кровавой революциибедноты. Почему? Египту грозит экономическая катастрофа. Туристическая индустрия в глобальном упадке, гостиницы опустели. Египетское правительство попросило денег у МВФ, которое немедленно выдвинуло ряд жестких требований. Как следствие, тут же скакнули цены на бензин, по стране пошли слухи, что все подорожает, и на бензозаправках выстроились многочасовые очереди. Нищий и темный Египет пока терпит и спит, но если элиты его разбудят, тогда берегитесь! Польются реки крови!

Смогут ли "Братья-мусульмане" и салафиты из "Аль-Нура", пришедшие к власти, накормить и удержать Египет? Это вопрос. Пока люди верят в них абсолютно!

Вся власть и влияние в сельской местности принадлежат "Братьям-мусульманам". Они работали там десятилетиями, они знают каждый сантиметр в каждом доме (в буквальном смысле!) и проблемы каждого жителя. Все твердят: "Давайте дадим им шанс!" Мы попробовали социализм с президентом Насером, мы жили при капитализме с Садатом и Мубараком. И мы ничего не получили. Давайте теперь попробуем умеренный ислам, как в Турции, в котором будут уважаться права женщин, их право на развод и т.д."

"Движение "Братья-мусульмане" работает подпольно по всему арабскому и мусульманскому миру уже 80 лет, - рассказывает журналист Халед Давуд. - Только в Египте у них полмиллиона членов, а сторонников и сочувствующих - около двух миллионов (для сравнения, левая партия, к которой я принадлежу, едва насчитывает 3000 человек). Чтобы возвыситься от уровня сочувствующего до члена движения, нужно доказать, что ты хороший мусульманин, - всей своей жизнью и работой. "Братья-мусульмане" - умные люди и терпеливые, гибкие политики. Среди них много высокообразованных профессионалов - докторов, инженеров, учителей, компьютерщиков. Для народа "братья" - герои. Во времена Мубарака они были единственной оппозицией, и 30 тысяч(!) их членов прошли через тюрьмы. И потом, у движения куча денег! Их главные доноры - богатые эмиры и шейхи из стран Персидского залива. Кроме того, каждый член движения платит в общак 5-10 процентов от своих доходов. И у них есть гигантская сеть мечетей по всему миру. Во времена Мубарака нам, левым оппозиционерам, трудно было найти место, чтобы легально встретиться. Я не мог снять гостиницу и организовать конференцию, меня бы тут же арестовали спецслужбы. А у исламистов нет проблем. В их распоряжении тысячи мечетей, где можно каждую пятницу вести пропаганду и объяснять верующим, за кого надо голосовать. Они осторожны и не делают резких движений, но добьются того, что люди сами попросят их внедрить ислам как систему.

Конечно, я разочарован и как человек, и как политик тем, что исламисты победили на выборах. Как они будут обращаться с людьми вроде меня, свободными и не религиозными? Может быть, мне придется бежать? Об эмиграции думают многие мои друзья. Исламисты побеждают повсюду: в Тунисе, Алжире, Марокко. В Ливию новый министр обороны прибыл прямо из Гуантанамо. Это новый тренд и новая реальность, и нам придется через это пройти. Мы должны дать "Братьям-мусульманам" кредит доверия. Они трудно и тяжело работали в подполье десятилетиями, их преследовали и убивали. Они заслужили победу. Мы пытались объяснить избирателям, что религия не может быть государством, а они твердят: мы хотим попробовать! Против демократии не попрешь. Что я могу обещать избирателям как социалист? Только лучшую жизнь и лучшее образование. А исламисты обещают им Бога и рай".

ПОВЕРЖЕННЫЙ КРЕСТ, ИЛИ ПОЧЕМУ БЕГУТ ХРИСТИАНЕ.

"Почему вы мне звоните? Вы же понимаете, мы, христиане, не можем говорить!" - в голосе госпожи Марии (назовем ее так), активистки христианской общины Каира звучит паника, и она готова бросить трубку. Я клянусь ей, что не назову ее имя. "Приезжайте к Кафедральному собору в район Аббасия, только никому не говорите о встрече".

Недовольный таксист битый час кружит по улицам Аббасии, уверяя меня, что не знает, где находится собор. А все встречные-поперечные прохожие твердят, что и слыхом не слыхивали о христианской церкви. И вдруг я вижу крест на огромном, довольно безобразном желтом здании. "Вот же он!" - ликующе кричу я. (Вы не можете себе представить, какое волнение и трепет охватывают меня, светскую женщину и весьма умеренную христианку, когда в мусульманской стране, посреди мечетей и минаретов, я вдруг вижу КРЕСТ! Это как откровение и благословение для меня, потерянной в чужой стране. Вот же они, СВОИ! Иногда я даже плачу от предчувствия необъяснимого счастья.)

Госпожа Мария, маленькая, полная, энергичная женщина встречает меня у входа в собор.

- Поймите мои страхи правильно, - говорит она. - Ситуация столь напряженная, и мы, копты, окружены таким количеством недоброжелателей и слухов, что молчание для нас - способ защиты".

Копты (египетские христиане) - одна из древнейших ветвей христианства, которое принес в Египет в середине I века апостол Марк, один из авторов Евангелия. Копты часто называют себя единственными "настоящими египтянами", крепкими в вере. (Ислам пришел в Египет вместе с арабскими завоевателями в 641 году, и часть египтян поменяла веру из практических соображений, чтоб не подвергаться унижениям, не платить занимать государственные посты и т.д.) Многовековой конфликт между коптами и мусульманами, тлеющий во времена диктатуры Мубарака, вспыхнул с новой силой после недавней революции. Восстание коптов в Каире 9 октября 2011 года ("Кровавое воскресенье"), требующих гарантий гражданских прав, было жестоко подавлено полицией и фанатиками-мусульманами. Поводом для восстания послужило разрушение строящейся в провинции Асуан церкви. Точное количество жертв бунта до сих пор неизвестно, но тайный статус мучеников обрели не менее 15 человек. Те же, кто не ищет мученического венца, просто бегут из страны.

- Только за прошлый год Египет покинули до ста тысяч коптов, - говорит госпожа Мария. - У нас никогда здесь не было равных прав. Христианам труднее устроится на работу или получить государственную должность. Официальное количество христиан в Египте постоянно занижается. Власти уверяют, что нас не более 10 процентов, а по нашим подсчетам все 15. После прихода к власти исламистов люди напуганы. Наши девушки боятся выходить на улицы, потому что участились случаи похищения христианок и принуждения их к браку с мусульманином с последующим обращением их в ислам. Среди салафитов (ваххабитов) даже находятся экстремисты, заявляющие, что женщины-христианки должны носить хиджаб, а мужчины - платить специальную подать джизью! А ведь наши сыновья, как и все, служат в армии!"

(Джизья - подушный ежегодный налог, взимаемый с немусульман (зимми) в исламском государстве. Считалось, что таким образом христиане и евреи оплачивают расходы по обороне страны, поскольку они не служили в армии. Однако, салафиты (ваххабиты) настаивают на том, что при любых обстоятельствах христиане должны платить джизью, ибо сказано в Коране: "Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными".)

"Конфликтов между христианами и мусульманами не просто стало больше, они стали трагичнее и жестче, - говорит представитель Русской Православной церкви при Александрийском Патриархе архимандрит Леонид (Горбачев). - Если раньше все гасло на бытовом уровне, то сейчас люди берутся за камни, палки, оружие. На фоне социальной нестабильности и политической турбулентности люди стали менее терпимыми, и их неприязнь друг к другу выливается в межрелигиозные столкновения. Я лично знаю многих христиан, достаточно крепко стоявших в Египте на ногах, которые после революции были вынуждены вывести свои бизнес-активы в другие страны, а некоторые даже покинули родину. В условиях жесточайшего давления христиане бегут из страны, и Русскую Православную церковь глубоко беспокоит их судьба. Святейший Патриарх Кирилл написал письмо в поддержку коптских христиан и выразил свою озабоченность теми событиями, что сейчас происходят в странах Ближнего Востока. Мы видим, что в Египте, светском государстве, в направлении шариата предпринимаются беспрецедентные усилия. Революционная свобода - великое дело, но много ли здесь будет свободы при шариате?"

Египет полнится тревожными и хлесткими новостями. Салафиты требуют введения запрета на алкоголь, раздельных пляжей для мужчин и женщин и внедрения норм шариата на государственном уровне. В Александрии злостные моралисты, явившиеся из глубины веков, завешивают тряпочками статуи Зевсов и Аполлонов. Отдельные горячие головы предлагают зачехлить или даже разрушить пирамиды и сфинксов как символы язычества и идолопоклонства. (Вспомните талибов, взорвавших динамитом статуи Будды в Бамианской долине). Масла в огонь подлила история студентки Американского университета в Каире Алии Магды аль-Махди, опубликовавшей в блоге свои фотографии в обнаженном виде. (Это на фоне того, что некоторые верующие кандидатки в парламент даже не осмелились опубликовать свое фото на избирательных плакатах, а просто нарисовали цветочки вместо лиц.) "Голая революционерка" не только вызвала неистовую ярость бородатых, но смутила даже либералов. А поборники шариата получили неожиданно сильный козырь в руке: "Неужели вы хотите, чтоб ваши дочери и жены выглядели ТАК?!"

Набирает обороты скандал с христианским миллиардером, владельцем крупнейшей телекоммуникационной компании и председателем партии "Свободные египтяне" Нагибом Савирисом. (Его называют самым богатым арабом, сделавшим состояние не на нефти). Летом прошлого года магнат разместил в Твиттере карикатуры - Микки Маус и его подружка Мини Маус в традиционной исламской одежде. Микки - с бородой и в платке "арафатке" на голове, Мини - в никабе, одежде, закрывающей женщину целиком, за исключением глаз. (Мини можно опознать по традиционному бантику и большим ушам). Хотя магнат уже принес официальные извинения, группа оскорбленных мусульман все равно подала на него в суд.

Мои знакомые мусульмане в Египте обычно отмахиваются от "христианского вопроса". Мол, ты говоришь с "неправильными христианами", а иностранные СМИ просто нагнетают обстановку.

- Копты бегут из страны из-за экономического, а не религиозного фактора, - уверяет спикер салафитской партии "Аль Нур" Мухаммед Нур. - Не потому, что их пугает шариат, эта великолепная система с множеством прав и свобод. Когда люди слышат слово "шариат", у них сразу возникают ассоциации с палатками, верблюдами и первобытной жизнью. Посмотрите на меня! Разве я не выгляжу как современный человек?

- Вопрос не в том, как выглядите вы, мужчина, а как разрешат выглядеть мне, женщине? Смогу ли я при шариате, въезжаю в страну как турист, одеваться как сейчас? (На мне - премиленькое французское вязаное платье длиной до колена, и полностью закрывающее руки. Знала, куда одевалась, и думала угодить. Но не угодила.)

- Нет, так вы не можете ходить. Девушки, работающие в моем офисе, очень удивлены, что я мог позволить себе сидеть с вами, одетой подобным образом. Они чувствуют обиду. Общество имеет свои культурные соображения и вырабатывает свои собственные нормы, основанные на религии, которую исповедует большинство. Если вы турист и приезжаете в чужую страну, вы же соблюдаете правила дорожного движения? Почему же вы не хотите соблюдать культурные нормы? Мое личное мнение: хиджаб - это норма, но она должна быть введена с одобрения всей страны.

- Я хочу вам напомнить, что в стране проживает свыше 10 процентов христиан, и хиджаб противоречит их традициям. Что вы будете с ними делать?

- Египетские христиане - очень консервативные люди и одеваются как надо. И потом: я против социального лицемерия. Не пытайтесь сделать из египтянок европеек. Мы должны узнать, чего хочет египетская женщина, и какие у нее требования. А поскольку за нашу партию проголосовали 6 миллионов египтянок, то уж мы-то, салафиты, ЗНАЕМ, чего хочет женщина".

ИСЛАМСКАЯ "ПЕРЕСТРОЙКА", ИЛИ ЧЕМ "БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" ЗАВОЕВАЛИ ЕГИПЕТ.

"Мир вам", - говорит доктор Мухаммед Гуда, тихий, застенчивый человек, член организации "Братья-мусульмане", одной из самых таинственных и могущественных в мире. "Объект заботы нашего общества - человек и его развитие, исламская семья и становление исламского государства, - рассказывает доктор Гуда. - У нас есть свои представительства и сторонники в 85 странах мира. В том числе и в России". "Легальные?" - спрашиваю я, немедленно вспомнив, что деятельность этой старейшей в мире террористической организации запрещена на территории России еще в 2003 году. "Не уверен, что легальные, - смущенно объясняет доктор Гуда. - Но мы работаем в России по мере сил. В Египте наша деятельность обширна и всеобъемлюща и охватывает все сферы услуг для человека. Речь идет о воспитании мусульманина с самого начала, прямо с детского сада".

Уже к началу девяностых "Братья-мусульмане" создали в Египте своего рода религиозное благотворительное государство внутри светского государства, предоставлявшее услуги от колыбели до кладбища - бесплатные школы, детские сады, клиники, больницы, приюты. Если бедный человек оказывается в безвыходной ситуации (потерял работу, нет денег на обучение ребенка, заболели родители), он сразу идет в мечеть к местному представителю "Братьев-мусульман". Исламисты фактически заполнили социальный вакуум, оставленный слабым и безответственным государством. И за советом, как голосовать на выборах, безграмотные крестьяне (в Египте около 30 % населения не умеет читать и писать) тоже идут к уважаемым проповедникам и духовным учителям. (Так что в итогах последних выборов в Египте никто не сомневался.)

"Братьев-мусульман" часто называют "религиозными капиталистами", поскольку они поддерживают частную собственность, но сами "братья" слова "капитализм" тщательно избегают.

- Исламская экономика находится где-то посредине между капитализмом и социализмом, - говорит доктор Гуда. - Она отличается от рыночной экономики тем, что базируется не только на материальных вещах, но и на идеологии. Я говорю о полном взаимном партнерстве между владельцем средств и тем, кто эти средства использует или одалживает. Вы же знаете, что ростовщичество (взимание процентов) в Коране - страшный грех. Принцип исламской экономики - не получать проценты от прибыли, а нести взаимную ответственность и в прибыли, и в убытках. В капиталистической системе человек берет кредит в банке и выплачивает проценты ежемесячно, ежегодно. Но если он берет кредит на дело в исламском банке, то банк становится его партнером и делит с ним все риски. Не может выгода приходить просто из денег. Должен быть капитал плюс труд плюс общий риск. Яркий пример: торговец закупил товаров в кредит и погрузил на корабль, но корабль в пути затонул вместе с грузом. Часть товара была оформлена по исламской системе, а часть - по капиталистической. Обычному банку кредитор выплатил всю стоимость груза с процентами, а исламскому - ничего, поскольку банк обязан делить риск. Такая система успешно действует и в Турции, и в Малайзии. Во время мирового кризиса ни один исламский банк не обанкротился. К этой системе начали приглядываться и европейские банки".

"В свое время Маркс пришел к тому же выводу, что и пророк Мухаммед: деньги не должны делать деньги, они должны производить продукт, - говорит аналитик Эрик Вальберг, автор замечательной книги "Постмодернистский империализм". Эрик - уникальная личность, Дон-Кихот из Канады англо-саксонского розлива. Был коммунистом, изучал русский в Кембридже и в России, много лет жил в Ташкенте, изучая ислам. Потом перебрался в Каир, где пишет статьи для еженедельника "Аль-Ахрам". "Ростовщичество и денежные спекуляции открывают дорогу фетишизму, - говорит Эрик. - Куску золота приписывается магическая власть. Но ведь это чушь! Золото ничего не производит. Это человек производит, потому что работает. Все религии ненавидят золотого тельца и пытаются остановить подобное идолопоклонство. Маркс в свое время описал процесс развития капитала, когда банки разрослись, перешли границы, объединились и стали контролировать ПРОИЗВОДСТВО денег, что и есть страшный грех в исламе. После крушения СССР банки получили полную власть над миром и стали более агрессивными. В 1999 Клинтон отменил закон Гласа-Стигола, который со времен Великой Депрессии ставил барьер спекулятивным операциям. Вся современная система, когда люди делают деньги на деньгах, не просто аморальна, но и опасна, поскольку обрекает мир на финансовые кризисы. Мы живем в эпоху казино-капитала, при которой капиталисты покупают и перепродают деньги: ты идешь в казино, делаешь ставку на любую цифру, и можешь сорвать банк, а можешь потерять все. На инстинктивном уровне порочность финансовой системы понимают даже простые, необразованные люди, отсюда и обращение народа к исламу, который принуждает экономику приносить жертвы во имя духа".

ПОЧЕМУ АМЕРИКАНЦЫ СДЕЛАЛИ СТАВКУ НА "БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН"?

- Почему американцы сдали Мубарака? Американцы очень реалистичны, - говорит экономист Ахмед Нагар. - Было ясно, что шансов на дальнейшую игру у Мубарака нет. И народ, и элиты его ненавидят. А революционеры - это не сила. Это горстка энтузиастов. Это не Египет. Единственная власть в Египте сейчас - это армия и "Братья-мусульмане". За "Братьями" стоит Саудовская Аравия с мешком денег, а за салафитами из "Аль-Нура" - Катар. Вот вам недавний скандал с неправительственной организацией под названием "Люди, которые следуют за Мухаммедом". НПО получило 296 миллионов египетских фунтов из банков Катара и Кувейта. А кто, в сущности, такие Катар и Кувейт? Один каирский стадион может вместить в себя весь Катар. Страны Залива - это финансовая рука Америки. А значит, Америка, как всегда, ведет двойную игру, на словах поддерживая демократические преобразования, а на деле разрешая подкармливать исламистов. "Братья-мусульмане" уже провели переговоры с США и заявили, что будут пользоваться американской помощью".

То, что на первый взгляд выглядит абсурдным (поддержка исламистов американцами), уже на второй взгляд - идеально логично, если следовать теории "контролируемого хаоса" (или "управляемой нестабильности"). Вспомните Талибан, спонсируемый США через Пакистан, Саудовскую Аравию и успешный наркотрафик. Вспомните создание в Европе американцами двух мусульманских плацдармов - Боснии и Косово. Идея "разделяй и властвуй" никуда не делась, а просто обрела современное содержание. Вместо сложной логичной "картинки" общество всегда видит эмоциональное "кино", хаотичное и необъяснимое. Революция, романтика, борьба за справедливость, объятия любви и ненависть! Но НАД хаосом стоят внешний контроль и ясно видимые цели. Они просты и даже скучны в силу своей прагматичности. Распад сильных государств на Ближнем Востоке на ничтожные и одновременно воинственные, насыщенные оружием племенные зоны, перманентно враждующие друг с другом. Контроль над источниками и транзитом энергоресурсов. Волны верующих и культурно чуждых мигрантов, захлестывающих растерянную Европу, экономически и идеологически ослабленную, вынужденную постоянно улаживать конфликты на границах. (Как следствие, падение и даже уничтожение евро как мировой валюты, альтернативной доллару). Россия, пытающаяся сохранить власть и влияние в мусульманских регионах, куда постоянно прибывают "братья" по вере и оружию из-за рубежа. В долгосрочной перспективе - создание с помощью американцев и через суннитские монархии стран Залива Великого Арабского Халифата, изначально враждебного Ирану и Сирии, а в будущем- главную головную боль для Европы, Китая и России.

Но игры с дикими зверями всегда опасны. Как тигра не корми, он всегда может откусить голову дрессировщику. В свое время "Братья-мусульмане" были созданы английской разведкой как реакционное движение, идеальное для борьбы с национализмом и коммунизмом. Однако на своем историческом пути движение прошло через сложную трансформацию и не раз поворачивало оружие против своих покровителей. Главный камень преткновения между США и "Братьями-мусульманами", который точно не удастся обойти, - Израиль.

"Мы будем следить за каждым шагом "Братьев-мусульман", когда она получат власть, - говорит юный революционер Ахмад Агур. - И уже ясно, на каком вопросе они сломаются, - Израиль. Ни один порядочный египтянин, ни один араб не смирится с существованием Израиля и с оккупацией Палестины. Ни один политик, пользующийся народным доверием, не признает Кемп-Дэйвидские соглашения и мирный договор между Израилем и Египтом. "Братья-мусульмане" уверены, что они уже обо всем договорились с американцами, но Израиль застрянет у них, как кость в зубах у собаки. Им придется либо отказаться от власти, либо возглавить борьбу против Израиля (первым делом ввести войска на Синайский полуостров) и процесс объединения всех арабов в единую семью по примеру Евросоюза. Итак, революция продолжается!"

"Революция - не опиум, - однажды написал Хемингуэй. - Революция - это катарсис, экстаз, который можно продлить ТОЛЬКО ЦЕНОЙ ТИРАНИИ. Опиум нужен до и после".

Источник - Комсомольская правда
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1329142560


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх