КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 13.02.2012
23:45  Б.Есенов: Грыжевая эпопея аблязовской оппозиции Казахстана
23:35  Р.Байтов: Списывать надо уметь... Аблязовская пресса продемонстрировала просто выдающийся образец плагиата поневоле
22:43  Ф.Шарифуллина: Мой любимый Нукусский Музей им. Савицкого. Какая тебе разница, кто тебе снимет голову – минфин Узбекистана или я?..
21:38  "Гниды вонючие!". Украинки из FEMEN обнажились в Москве против "Газпрома" при температуре минус 25 (фото)
21:08  В.Савенков: "Энтерпрайз" идет на заклание? Гибель старого авианосца не оставила бы у американцев сомнений. Иран должен быть уничтожен немедленно!
20:23  А.Керимбаев: Золотой пролетарий. Пока правительство Кыргызстана составляет наполеоновские планы по подъему экономики, ее флагман остановился
18:16  Революции ласкают молодых и рьяных. А власть приносят... бородачам. Репортаж из Египта Дарьи Асламовой

17:35  К.Дымов: Персидская загадка. Насколько Иран способен дать отпор вероятной агрессии США?
17:02  Акылбек Осмоналиев назначен председателем Национального статистического комитета Киргизии
16:30  Т.Кадыралиев: Кыргызстан. Перевоплощение преступного бакиевского режима в бабановский
16:15  Неизвестные попытались взорвать послов Израиля в Индии и Грузии
13:55  Д.Абдурасулова: "Атомный ренессанс" Центральной Азии
13:29  ВВС: Тегеран обвиняет Баку в сотрудничестве с Моссадом
13:21  "Мы готовы стать живыми бомбами", - сирийские "демократы-камикадзе" рассказали о себе Time
12:58  С.Михеев: "Ударив по Ирану, США ударят по России"
12:47  Аркадаг набрал жалкие 97% в 1-м туре на президентских выборах в Туркмении
12:13  Jamestown: США и Казахстан готовы углублять сотрудничество
11:57  Среди погибших в Афгане таджикских вертолетчиков оказался сын заместителя министра обороны, генерала Вячеслава Грудыно
11:49  Новым послом Азербайджана в Таджикистане назначен Аббасали Керим оглы Гасанов
11:15  Т.Атаев: Вакантные должности "мировой жандармерии". Через призму использования Россией права вето по "сирийской" резолюции
11:05  Требуем отставки премьера Бабанова! (обращение)
11:04  С.Балмасов: Катарский шейх оставил арабов без России и Китая
10:58  "МН": Аркадагу нет равных. На выборах в Туркмении в семье президента голосовали только мужчины
10:57  А.Саркорова: Таджикистан. Вечерние школы борются с неграмотностью
10:39  И.Являнский: В Туркмении будет править "Покровитель". Испытывая нехватку нефтедолларов, Аркадаг станет сговорчивее в переговорах с Москвой
10:32  В.Сотников: Пакистано-американские отношения - на пути к нормализации?
10:29  А.Бенуа: Чирчик. Узбеко-казахский конфликт в стиле "хип-хоп"
10:24  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Но из всех тюркских народов в прославлении своего гуннского прошлого преуспели наши братья-казахи...
10:17  Эндрю Рос: Обжегшись на Ливии, Россия дует на Сирию
09:45  На кыргызско-таджикской границе застрелен замначальника погранзаставы "Самаркандык" К.Дуйшеналиев
09:42  В Китае 18-летняя тибетская монахиня совершила самосожжение. В знак протеста против политики партии
09:33  Ю.Щегловин: В информационном пространстве вокруг Сирии разгорается новая война
09:32  Ф.Плещунов: Абу Катада на свободе. Абу Хамза – советник британского парламента. Что дальше?
09:17  В парламенте Турции произошла забавная драка (фото)
09:08  В.Ильина: Приговор - "узбек". Малограмотного и бесправного мигранта в России легче всего назначить преступником
09:05  Р.Абдуллин: Мифическая резолюция. Предлагает ли Саудовская Аравия решение сирийского конфликта?
08:57  Д.Ювачев: Американский "пирог". Вашингтонский обком в целом признает работу Казахстана удовлетворительной
08:47  Ю.Паниев: Судьбу Асада обсуждают в Нью-Йорке. Странно видеть Эр-Рияд, где запрещены политические партии, активистом движения за демократические преобразования в Сирии
08:46  Н.Шабунц: Выборы президента Туркмении. Как это было (репортаж с мест)
08:40  "РГ": Иран пытается напугать Запад новыми ядерными проектами
07:52  С.Туник: Праздник всепрощенья. Казахстанцы замерзают, виноват -... Гей-Горыныч
07:30  В.Викторов: Миру мир? Официальные переговоры США с талибами
06:28  Итоговая явка в Туркменистане на выборах президента составила 96,28%
02:11  "КП": Озеро в Антарктиде откроет ученым тайны Вселенной. Россияне добурились до 3768 м в поисках новых форм жизни
00:36  А.Куртов: Туркменские выборы. Взгляд без эмоций
Воскресенье, 12.02.2012
18:14  "Аль-Кайеда" поддержала НАТО в Сирии
14:58  В.Сидоренко: История распространения золотого шитья в Бухаре
13:45  Таджикистанец Яков Цой, освобожденный из афганской тюрьмы, намерен привлечь к ответственности... спецслужбы Казахстана
12:36  "Цзинцзи цанькаобао": Китай стоит перед угрозой поэтапного оттока капитала
12:17  В Афганском Забуле разбился вертолет НАТО: погибли 4 военнослужащих Таджикистана
11:59  И.Дудка: Кыргызстан. 25 миллиардов для полного счастья
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Ф.Шарифуллина: Мой любимый Нукусский Музей им. Савицкого. Какая тебе разница, кто тебе снимет голову – минфин Узбекистана или я?..Ф.Шарифуллина: Мой любимый Нукусский Музей им. Савицкого. Какая тебе разница, кто тебе снимет голову – минфин Узбекистана или я?..
22:43 13.02.2012

Про создателей Нукусского Музея

‎‎Мой любимый Нукусский Музей им. Савицкого (http://www.savitskycollection.org) пригласил меня на презентацию книги о создателе Музея Игоре Витальевиче Савицком. Естессно, 7 февраля я сорвалась с работы пораньше и помчалась при – 5° окружающего воздуха искать художественную галерею „GRANART". Адрес, который по началу казался простым - Дархан, Бизнес-Центр, С-восточная сторона, д.13, 4й подъезд, - потребовал недюжинных знаний географии и методов ориентации в пространстве. Потому что: №13 нигде не указан, афиш и указателей нигде нет, сотрудники близлежащих фирм не знали, во-первых, что такое галерея, во-вторых, что такое художественная, а в-третьих, никогда не слышали названия GRANART. Пришлось остановиться и ориентироваться по полной луне, где у нас тут северо-восток.

На входе в галерею всех встречала Мариника Бабаназарова, директор Музея и близкий друг Игоря Витальевича, ее дочь Назира и организаторы презентации. Честно говоря, галерею я не разглядела, т.к была озабочена покупкой книги о Савицком и получения автографа автора, Мариники Бабаназаровой. Автор был недоступен – ее окружали очень бурно радовавшиеся друзья. Зато есть предлог снова сходить в галерею: глаз выхватил там несколько неплохих картин и сюзане.

Хотя презентационный зал галереи рассчитан всего на 40 посадочных мест, а температура в нем была чуть выше уличной, народу набилось порядочно. Ташкентцы соскучились по Нукусскому музею, а последняя выставка его картин была ажно в 2005 г. Музей, наверное, заграницей бывает чаще, чем в столице нашей Родины. Организация выставки сопровождается очень серьезными вопросами финансирования, разрешения и страхования. Страховка там должна быть нехилой: картины и другие арт-объекты (objets d’art) этого музея стоят неимоверные деньги в долларовом исчислении.

Как таковой презентации книги не было: и то правда, что о ней говорить. И так ясно, что книга нужная и очень интересная. Покупай (поддержав таким образом Музей) и читай.

Зато показали совершенно обалденный фильм о Савицком: The Desert of Forbidden Art (Пустыня запрещенного искусства). Фильм снимали американцы и не-американцы Amanda Pope , Tchavdar Georgiev и другие (http://desertofforbiddenart.com/)

Что значит, когда фильм снимают профессионалы? А то, что ради полуторачасового фильма одних только интервью наснимали 190 часов, т.е. примерно целый месяц с 6-7 часовым рабочим днем. А ведь за этим стоит и поиск этих людей, и расшифровка интервью, и перевод, и монтаж, и т.д., и т.п. А интервью эти снимались не только в Нукусе, куда создатели фильма приезжали дважды, но и в Москве, и в Загорске, и в каких-то других городах, например в Бухаре (я думаю, она для среднеазатского колориту была взята).

И это ведь только интервью. А сколько времени ушло на поиск архивных материалов? А на их осмысление? А на написание сценария? А на монтаж? А на поиск денег, наконец? На все про все ушло 7 лет : с 2003 по 2010.

В общих словах , этот фильм можно описать так, как это сделал GRANART на фейсбуке: "Это рассказ об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами... о коллекции живописи русского и раннего советского авангарда, подобной которой нет ни в одном музее мира. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий совершил настоящее чудо – он вывез из Москвы и других городов Союза свыше 30 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным – вдали от столицы, запрещенные и неугодные советской власти полотна обрели шанс на жизнь.."

А не в общих словах, я скажу о том, что привлекло прежде всего меня.

О том, как официализировали музей, рассказывает Каллибек Камалов, первый секретарь Каракалпакского обкома КПСС в 60-е – 80-е годы, вплоть до Перестройки, в которую его посадили по "узбекскому хлопковому делу". Помню, когда его выпустили уже в годы Независимости, в Нукусе устроили как бы негласный праздник. Очень Камалова уважали.

Итак, Савицкий уже 10 лет собирает каракалпакское прикладное искусство, а точнее, всякие старые коврики с порога юрт, старые вышивки, браслеты. В моде было все импортное и фабричное, ручная работа считалась признаком бедности. А Савицкий ведь художник – у него потрясающее видение. Ну вот, сидит себе Игорь Витальевич в своей каморке в Нукусской Академии Наук со всем этим старьем и просит, нехило так, у Первого секретаря обкома, 3 миллиона рублей (да пол-Нукуса за эти деньги тогда можно было скупить!).

Каллибек Камалович, настоящий мужик, понимает, что "ни один Каракалпак не сделал столько для своего народа, как Савицкий".Он звонит своему министру финансов :

- Вот, - говорит, - Савицкий просит у меня 3 млн руб на свой музей.

Каракалпакский министр финансов отвечает, что не может дать таких денег, потому что ему его узбекский коллега за это снесет голову.

- Какая тебе разница, кто тебе снимет голову – минфин Узбекистана или я? Все равно будешь ходить без головы,- сказал Каллибек Камалович.

Чисто каракалпакский юмор и чисто степняцкая смелость! " "Вот так мы и создали музей полулегально", посмеивается Каллибек-ага. Получается, что два смелых и где-то хитрых человека создали музей.

О находчивости Савицкого рассказывает Мариника:

- Игорю Витальевичу надо было пропустить через закупочную комиссию рисунки Надежды Боровой, которые художница делала с натуры во время своей многолетней отсидки в сталинских лагерях. Савицкий показывает эти страшные рисунки советской комиссии и говорит, что это, мол, рисунки из нацистских лагерей. Комиссия одобрила это обличение фашизма и дала денег. А на самом-то деле это были наши родные, коммунистические лагеря!

Или вот этот замечательный бык с глазами как дуло нагана. Почему-то всяким инспекциям этот бык не нравился. Так Савицкий перед комиссией снимал картину и прятал.

Фото

- Вот меня сейчас спрашивают, почему такой авагардный музей в Нукусе, разве нельзя было в Москве? А вот именно что нельзя было. Только в Нукусе и можно было, -рассказывает сын художника Волкова.

Савицкий был спасателем. Он спас русский Авангард от забвения и небытия. Это известный факт.

- Отца отлучили от всякой выставочной деятельности, картины никто не покупал. В холодные зимы, мы снимали холсты с подрамников, которые кидали в печку. Что делать с холстами? Их свернешь – они сыреют, развернешь – они от жары сохнут. Краска осыпается, - рассказывает сын художника Волкова.

Он всем знакомым художникам советовал отдавать картины Савицкому в музей. Там картины будут жить, а не тихо умирать в каморках художников. Картины живут, пока на них смотрят. В фильме показывают дочь художницы Елены Коровай (кто видел ее розовых и синих бухарских евреев, сразу поймет, о ком я говорю).

Картины художницы, как водится, при жизни никому не были нужны. А дочь ее, уже пенсионного возраста, живет в каком-то старом доме. И вот она вытаскивает из какой-то подвешенной кипы картины матери, одну за другой. А тут же рядом стоит холодильник, раковина, чуть далее, я подозреваю, еще и плита есть, на которой что-нибудь да кипит, обдавая паром и чадом эту домашнюю коллекцию.

В музее, оказывается, есть даже картины со штампом Третьяковки – их выслали за несоответствие канонам соц.реализма. То есть сначала Третьяковка закупила их, потому как посчитала талантливыми, а потом разглядела, что они не соцреалистичны. "Моего отца [Александра Волкова] обвиняли в том, что у него лица узбеков специально выходят перекошенными и уродливыми", рассказывает сын художника.

То есть соцреалистично советский человек выглядел так:

Фото

А у Волкова современник вышестоящего советского человека выглядел так:

Фото

Лично я никакого уродства не вижу, пролетарии похожи на своего вождя, который слева на стенке висит

Мариника говорит, что сейчас все прекрасно понимают, прежде всего, финансовую ценность коллекции и очень за ней бдят. Это радует. И даже правительство решило построить второй корпус музея. А что же со старым зданием музея, в котором на первом этаже располагался очень даже неплохой Краеведческий музей, а на втором – картинная галерея Савицкого, в которой не было ни одного квадратного дециметра, свободного от картин?

Музей располагался в центре города, через него шла дорога на базар, в Универмаг, в Парк, в Дом Пионеров. И в знойный летний день, нам, детям, было очень удобно забежать, побегать в прохладном здании, остыть от жары. Сейчас я понимаю, какое мне привалило счастье в жизни – бегать в детстве вдоль шедевров мировой живописи.

Так вот, этот Музей, это намоленное здание, разрушили. На его месте сейчас, естессно, банк. А что же еще? Я его еще не видела, но предполагаю, что это какое-нибудь очередное серо-синее алюкобондное стеклопакетное монстрище, наверняка с колонками и, не исключено, с куполком. В Папином стиле. Вот так исчезают города.

Фарида Шарифуллина

___________________________

Мой любимый музей - имени Савицкого в г. Нукусе

Здание музея, 2009 год
Дата основания 1966
Местонахождение ул. К. Рзаева, б/н,
Нукус, Республика Каракалпакстан
Директор Мариника Маратовна Бабаназарова
Телефон (998–61) 222-25-56
Открыт пн-пт 09:00-17:00,
сб-вс 10:00-16:00
Билет 500-2000 сум
http://museum.kr.uz/

Госуда́рственный музе́й иску́сств и́мени И. В. Сави́цкого (сокращенно Каракалпакский государствей музей искусств, Нукусский художественный музей) - один из самых крупных музеев в Узбекистане. Коллекцию музея признают второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда, а также лучшей художественной коллекцией в Азиатском регионе.

История
После переезда из Москвы в Нукус Игорь Савицкий активно участвует в археологических исследованиях и этнографии каракалпаков, а также собирает коллекцию этнографического материала по Каракалпакии. Параллельно с этим Савицкий увлекается произведениями современного искусства, запрещенными при советском политическом режиме. Так он собирает огромную коллекцию художественных произведений, которая стала базой для создания музея. Увлекаясь живописью, Савицкий занимается с каракалпакскими художниками и приходит к мысли о создании музея исккуств. В 1966 году Игорь Савицкий убеждает власти города в необходимости этого музея. И в этом же году власти города выделяют здание для музея и назначают Савицкого его директором[3]. Савицкий проводит ремонт здания отведенного под музей за свой счет и начинает покупать самые разнообразные произведения непризнанных и малоизвестных художников.
Одними из первых авторов, чьи произведения попали в музей, были: А. Исупов, Л. Крамаренко Н. Ульянов, Р. Фальк, М. Волошин, Р. Мазель, А. Волков, М. Курзин, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, В. Уфимцев и другие.

Всего за несколько лет Савицкому удалось собрать в музее одну из наиболее полных коллекций изобразительного искусства русского и туркестанского авангарда, одну из наиболее значимых коллекций декоративно-прикладного искусства Каракалпакии и уникальную коллекцию археологических экспонатов Древнего Хорезма.

В 1984 году И. В. Савицкий умер, и директором музея стала Мариника Маратовна Бабаназарова - дочь каракалпакского ученого М. Нурмухамедова, друга И. В. Савицкого.

В сентябре 2003 года музей переехал в новое трехэтажное здание, оборудованное международными организациями в соответствии с современными требованиями хранения и экспонирования музейных предметов[В декабря 2010 года в Государственном музее Востока прошла презентация документального фильма "Жемчужина Узбекистана", посвященного И. А. Савицкому и о Государственному музею искусств, названному в его честь.

Коллекция музея
Современная коллекция музея содержит более 90 000 различных экспонатов. Среди них произведения русского авангарда, картины узбекистанских художнков, а также предметы народно-прикладное искусства Каракалпакстана и искусства Древнего Хорезма. В коллекции есть несколько копий экспонатов Лувра.

Специалистами коллекция Государственного музея республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого признается второй в мире по значимости и объему коллекцией произведений русского авангарда после коллекции Русского музея (Санкт-Петербург)[2], а также одной из самых лучших коллекций в Азиатском регионе.

В коллеции музея хранятся картины таких художнков, как:

Евгений Лысенко (1930 - ?);
Александр Волков (1886-1957);
Михаил Курзин (1988-1957);
Александр Николаев (1887-1957);
Надежда Боровая;
Амшей Нюренберг (1887-1979).

Источник - farida-cha.livejournal.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1329158580


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Кадровые перестановки
- Об административной реформе и ЧП
- Омбудсмен: Криминализация. Фокус на превенцию и устранение факторов, способствующих семейно-бытовому насилию
- Противопаводковые меры на объектах КТК обсудили глава Минэнерго Казахстана и гендиректор Консорциума
- Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
- АЗРК выявлено необоснованное взимание платы с инвесторов за доступ к геологической информации
- Рабочая группа Мажилиса по Бюджетному кодексу, приняла 9 поправок фракции "Ак жол"
- Судом отказано в удовлетворении иска АО "Майкаинзолото"
- Рабочий график главы государства
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх