КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 14.02.2012
21:05  ВВП Киргизии рухнул на 12,5 процента из-за остановки рудника Кумтор
18:16  Шамиль Султанов: Хочешь мира - готовься к войне. Глобальный системный кризис на глазах превращается в повседневную, зловещую реальность
18:14  Daily Beast: Узбекистан возглавил рейтинг самых коррумпированных стран мира
18:06  Н.Назарбаев полетел с визитом к объединенным арабским эмирам
16:21  Г.Восканян: Слово о 22 Бахмана. Что вызывает ожесточенную ненависть к Ирану?
14:58  С.Абдрасулов: Код кыргызов. Кочевник и животный мир
14:34  "МК": Продавал рабынь с гарантией. Узбекский "бизнесмен" организовал в Москве оптовую торговлю... соотечественницами

13:22  К.Конырова: Своя игра. Казахстан не будет подчиняться санкциям Запада против Ирана
12:57  "Радио Озоди": США-Китай шаги на встречу?
12:46  Уроженец Таскудука Дважды Герой Николай Майданов. Забытый чиновниками
12:21  Казахстан получил новую национальную доменную зону .каз
12:10  В Тибете китайцами обнаружено сверхкрупное золотомедное месторождение
12:06  Бишкек. После самоубийства курсанта руководство Военного института отстранено от должности
11:48  А.Королев: Горе от ума. Казахстанские "мозговые центры" остались незамеченными в мире
11:34  Д.Верхотуров: Торг вокруг вывода войск из Афганистана
11:29  Г.Гамидов: Ситуация вокруг Ирана серьезно обострилась. Прямая война Штатов против Ирана Обаме сегодня не нужна, однако...
11:23  С.Строкань: Пакистан установил судебную власть над исполнительной. Против премьера Гилани возбудят уголовное дело
11:21  М.Юсин: Башару Асаду объявили джихад. Против Дамаска создается широкая арабская коалиция
11:12  "НИ": Всенародный Аркадаг. Президентские выборы в Туркменистане завершили так и не начавшуюся "оттепель"
10:54  Р.Омаров: Гламур и его команда. В Астане появился музыкальный телеканал "Азия+", который намерен остановить ползучую гламуризацию ТВ РК
10:25  В.Фещенко: Осада Асада. Западные и арабские противники главы Сирии переходят к активным действиям
10:21  А.Гурьев: Спецслужбы и военные Турции под прессом правосудия
10:19  С.Каменев: Российско-пакистанское сотрудничество - новая ступень
10:13  К.Ташиев: Премьер Бабанов должен ответить за завоз в Киргизию радиоактивного угля
09:58  Бахрейнские шииты снова восстали. Протестующих разгоняют газом и шумовыми гранатами
09:50  "КП": Туркмены признались в любви к президенту. Аркадаг получил свои законные 97,14 процентов голосов
08:03  Российских военных могут отправить в Сирию. Москва изучает предложение Лиги арабских государств
07:16  Все проблемы в стране от Бабанова: через 100 дней горе-премьер уйдет в отставку! – Кыргызские СМИ
01:58  М.Сергалиев: 2012. Апокалипсис для центразийских сайгаков?
01:08  А.Мамажанов: Власти бессильны. Национализм в Кыргызстане набирает обороты
01:05  С.Мамедов: Баку не принял ноту Тегерана. МИД Азербайджана обвинил Иран в клевете
01:02  Н.Сурков: Последняя надежда Башара Асада. Сирия отвергла инициативу ЛАГ
00:59  Б.Алекперов: Ливийский сценарий на казахской сцене
00:48  Умер казахский художник Нарымбетов, сделавший для Перми "Жука Скарабея" из покрышек (фото)
00:47  Геноцида русских не было, деиндустриализация свершилась, - недельный обзор ТаджСМИ от "Регнум"
00:37  А.Грозин: Туркмения - миф о перестройке развеян
00:22  Сontur.kz: Миллионер широкого профиля. Жизнь и подвиги Нурлана Каппарова, человека и "Акцепта"
00:17  С.Гриняев: Четвертое поколение противоборства. Для того чтобы побеждать, не обязательно воевать - такова доктрина "Новой войны"
00:16  Американский суд оправдал полицейского, который застрелил казахстанца-повара Кирилла Денякина
00:07  А.Санеев: Посол США в Казахстане К.Фэйрфакс и Жанаозен. Узнаем через 20 лет
00:03  Dialog.kz: Казахстанские "южане" в борьбе за власть и существование, или Финпол вылез боком
00:01  Н.Исмаилова: Армянские юристы и права человека в Казахстане
Понедельник, 13.02.2012
23:45  Б.Есенов: Грыжевая эпопея аблязовской оппозиции Казахстана
23:35  Р.Байтов: Списывать надо уметь... Аблязовская пресса продемонстрировала просто выдающийся образец плагиата поневоле
22:43  Ф.Шарифуллина: Мой любимый Нукусский Музей им. Савицкого. Какая тебе разница, кто тебе снимет голову – минфин Узбекистана или я?..
21:38  "Гниды вонючие!". Украинки из FEMEN обнажились в Москве против "Газпрома" при температуре минус 25 (фото)
21:08  В.Савенков: "Энтерпрайз" идет на заклание? Гибель старого авианосца не оставила бы у американцев сомнений. Иран должен быть уничтожен немедленно!
20:23  А.Керимбаев: Золотой пролетарий. Пока правительство Кыргызстана составляет наполеоновские планы по подъему экономики, ее флагман остановился
18:16  Революции ласкают молодых и рьяных. А власть приносят... бородачам. Репортаж из Египта Дарьи Асламовой
17:35  К.Дымов: Персидская загадка. Насколько Иран способен дать отпор вероятной агрессии США?
17:02  Акылбек Осмоналиев назначен председателем Национального статистического комитета Киргизии
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
С.Абдрасулов: Код кыргызов. Кочевник и животный мир
14:58 14.02.2012

Кочевник и животный мир

КОД КЫРГЫЗОВ

Гармоничное сосуществование кыргыза-кочевника с природой придает его бытию определенную направленность и умиротворенность.

Кыргыз-кочевник априори, изначально организован таким образом, что он не может быть в отрыве или пытаясь оторваться от природы, от окружающего мира. У него нет и в мыслях идти против природы, так как он уверен, что это обязательно скажется на нем. Поэтому в кыргызской культуре есть внутренние механизмы ограничения воздействия на природу, на окружающую среду. К примеру, у охотников было поверье, что за всю свою жизнь он не должен убить свыше тысячу животных. Для тех, кто нарушит этот запрет, табу воздействия на окружающий мир тысяча первая добыча окажется негативно обращенным на него самого. Это отражено в произведении Карагул-ботом, который подстрелил собственного сына, перепутав его с олененком.

Если охотник знал что за всю свою жизнь ему положено убить тысяча животных, то, убив в один из дней столько, сколько ему необходимо одну или две он не станет убивать больше, даже если они точно будут в районе досягаемости, а будут пастись возле него.

В своих лекциях по исторической этнологии Я. В. Чесноков пишет: "Тот или иной способ транспортного освоения территории – один из ее основных признаков. Его ставили в разные эпохи во главу угла, разделяя оседлые народы и кочевые. Тацит в силу этой логики отнес восточные народы – эстов (предков балтийских народов), певкинов, венедов и финнов – к германцам, а не к сарматам на том основании, что они сооружают дома, носят щиты и передвигаются пешком в отличие от сарматов, приводящих свою жизнь в повозке и на коне. Способ освоения территории воспринимается как проявление "нрава""1. Из этого высказывания мы можем уловить то, что друг от друга могут отличаться и родственные по крови народы.

Кочевник, где бы ни жил будь-то аравийские пустыни или евразийские степи жизнь его основана на движении, перемещении. Перемещается с места, на место не испытывая особых трудностей для себя. Для этого кочевник отобрал животных могущих его перемещать с места на место. Он так организовал свое бытие, что, двигаясь, он остается не подвижным. Это можно образно представить, будто все вокруг двигается, перемещается, а он кочевник остается не подвижным, спокойным и созерцающим. В связи со своим бытием он должен был сорганизовать свой мир, доопределить его, т.е. найти то, что движет мир в его направлении обеспечить себя едой.

Гений кочевых народов в том, что они нашли таких животных, которые не только двигали, перемещали кочевника в пространстве, но и были для кочевника как волшебный сундук, из которого можно было достать все необходимое для жизни. Это животное было и едой и одеждой.

"Одногорбый аравийский верблюд используется бедуинами самым универсальным образом. Молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляют ткани для верхней одежды и мешков, из шкуры выделывают кожу и ремни, навоз идет на топливо, используется даже верблюжья моча: ею моются и употребляют в качестве "лекарственного" средства. Ежегодная продажа верблюжьего молодняка дает возможность бедуинам покупать финики, зерно – изделия городского ремесла, но многие бедняки питаются почти исключительно верблюжьим молоком в пресном и кислом виде.

Вместе с тем верблюд был единственным транспортным средством не только для самих бедуинов, но и для многочисленных караванов и караванов хаджей"2.

Здесь же говориться о том, какое место занимает верблюд в жизни бедуина, это то, что "классификация этих животных по возрасту, полу и качеству включает свыше ста терминов, а слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня"3. Для кыргыза-кочевника также как и для бедуина значим верблюд. А кроме верблюда для кыргыза не менее значим и овца, и конь.

"Для киргиза-кочевника главная добродетель животного и вообще живого существа (и человека) – самодвижение, а плодовитость, производительность, прирост – дело второе. Что это так, видно и в гимне овце:

Не пропадешь нигде с овцой:
Не замерзнешь в мороз зимой
В юрте покрытой кошмой,
Или в пути под пургой.
Не пропадешь нигде с овцой,
Голоден будешь, овцу зарежь…
И перечисляются другие блага от овцы: жир – свет, курдюк, сосуд, молоко, каймак, масло, шерсть. Овца – как передвижной амбар, сусек, погреб и сундук с одеждой"4.

Однако в иерархии конь стоит намного выше овцы. Конь для кыргыза-кочевника это не просто животное, дающее возможность ему передвигаться, не двигаясь, а животное являющееся его неотъемлемой частью, т.е. естественным продолжением объединяющего кыргыза-кочевника с миром природы. "Перед конем же человек не считает за унижение согнуться и быть ему слугой. Потому что это – живой образ божества, его отблеск, вечно поражающее чудо:

Быстр, как ветер, горяч как огонь,
(Скакун – как единство космических стихий - Г. Г.)
И легче блохи в прыжке;
(В нем и макрокосм: ветер, огонь, - и микрокосм:
Блоха – из круга домашней жизни. – Г. Г.)
Передвигает любой арык
(И стихия воды зачерпнута. – Г. Г.)
Как шомпол ружья нога,
Пряма, стройна и тонка,
Как бархат, шерстка гладка,
Зеркалами блестят бока,
…Ямки на бедрах – две пиалы.
Все это – область производства, быта (равно человеком, трудом сотворенных вещей) – и все в дар коню приносится; в нем, его членах, видится для всего образец – идеал всех качеств: прямоты, гладкости, зеркальности и т.д. Так что не только стихиями космоса стоит он сотворен, изукрашен и увешан, но и, как амулетами, - продуктами человеческого производства. Он – посредник между естественным миропорядком и искусственным – сотворенным человеком"5.

Об особом отношении кыргыза-кочевника к коню можно заметить из нижеследующих строк:

Грудь – как из гранитной скалы
Не угнаться за ним борзой
Тысяча овец – вот цена
За такого скакуна6.
Об особой связи человека и коня пишет В. М. Жирмунский в работе "Введение в изучение эпоса "Манас": "У кочевых и полукочевых народов роль коня как спутника и боевого товарища героя особенно значительна. Так, в эпических сказаниях среднеазиатских тюркских народов широкой известностью пользуются Байчибар – богатырский конь Алпамыша, Тырат – знаменитый боевой конь Гороглы, Тайбуруул – конь казахского богатыря Кобланды. Имена коням в большинстве случаев даются по их масти, а витязь в наиболее древних эпических сказаниях в свою очередь получает прозвище по своему коню. Например, в алтайских богатырских сказках: Кусун-Кара-Матыр, "судящий на бархатном вороном коне" ("Кочубей"): "на кроваво-рыжем коне ездящий богатырь Кан-Толо"; "на бело-сером коне ездящий богатырь Алтын Манаш"; в "Китаби-Коркут" - Вамси-Бейрек, владелец серого жеребца" и другие"7.

Эти же мотивы находим С. П. Нестерова: "Своим верховым конем кочевники давали имена, которые отражали ту или иную черту данного скакуна: характер, темперамент, масть. Известно несколько имен эпохи Средневековья. Это – боевые кони Кюль- Тегина: серый Башгу, белый Азман, белый Оксиз ("Безумец" или "Бешеный"), конь Тум-Кула ("Совершенно гнедой") упомянутый в эпитафии с р. Талас. Имя жеребца 2-3 лет, погребенного вместе со старым мужчиной в кургане Аржан II (Тува), было вырезано на костяном псалии, верхняя часть которого оформлена в виде головы коня. Оно звучало как Шалга" ("Шалый", "Буян")8.

Тесная связь батыра и коня с рождения и рождением отмечена М. В. Жирмунским, и названа "симпатической связью". " Манас – пишет В. М. Жирмунский, и его конь Ак-Кула в варианте Орозбекова рождаются в один день: в то время как Чийырды в тяжелых муках рождает Манаса, ее муж Джакып принимает новорожденного буланого жеребенка Ак-Кулу у своей черногривой кобылы. Таким образом, симпатическая связь между богатырем и его конем устанавливается с рождения"9.

Вот что пишет о такой "симпатической связи" человека и коня В. В. Радлов: "Хваля коня, выражают похвалу всаднику и оскорбляют его, осуждая его коня. Нанести удар чужому коню значит нанести удар всаднику"10.

Итак, для кочевника конь не что большее, чем тяговая сила. Конь это то, что делает кочевника кочевником. Конь это не только какая-то часть кочевника может быть это более существенная часть его могущая, способствующая формированию кочевника как кочевника. Кочевник не может быть без овцы, верблюда, коня. Но он также не может быть и без жилья, собаки и ловчей птицы.

Конь это не только то кто связывает его с землей, но и тот кто его возносит в небеса, в мир духов предков

У кыргыза-кочевника отношение с природой опосредовано через живое существо. Таковым для кыргыза-кочевника выступали конь, собака, ловчая птица и жилище. Благодаря коню он передвигался не двигаясь. Находясь в таком состоянии, не только созерцал, но и понимал окружающий мир. А это давало возможность гармонично сообразовать свое бытие с бытием мира.

1 - Чесноков Я. В. Лекции по исторической этнологии. – М. 1998. – С. 138.

2 - Народы Передней Азии. М.: Изд-во АН СССР. 1957. – С. 386.

3 - Та же, - С. 386.

4 - Гачев Г. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия). – М.: Издательский сервис. 2002. – С. 345.

5 - Гачев Г. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия). – М.: Издательский сервис. 2002. – С. 345.

6 - Антология киргизской поэзии. – М., 1957. – С. 110.

7 - Киргизский героический эпос Манас. – М., 1961. – С. 124-125.

8 - Нестеров С. П. Конь в культурах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху Средневековья. – Новосибирск: Наука. Спб. Отделение, 1990. – С. 37.; Дополнительно см: малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – С. 60-61.; Кляшторный С. Г. Рунические надписи из Кургана Аржан II // Первобытная археология Сибири. – Л.: Наука, 1975. – С. 184.; Никифоров Н. Я. Аносский сборник: Собрание сказок алтайцев / Зап. Зап.- Сиб.отд. РГО. – Омск, 1915. – Т. 37. – С. 18.

9 - Киргизский героический эпос Манас. – М., 1961. – С. 125.

10 - Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. – С. 282.

Саветбек Абдрасулов
14.02.2012

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1329217080


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх