Р.Юсупов: Хлопковые конкуренты Узбекистана самоубиваются 13:19 17.02.2012
Хлопковые конкуренты Узбекистана самоубиваются
Нашумевшая информация о немецком документальном фильме "Говорящий хлопок", повествующем об эксплуатации детского труда в Узбекистане, лишний раз доказывает, что лучший усилитель фантазии – денежная "косточка" от заказчика этой фантазии, ради которой исполнители готовы лизать ботинки одним и перегрызать глотку другим. Чтобы было понятнее тем, кто не видел фильма, суть в следующем, цитирую слова одного из режиссеров фильма Эрика Мальхова: "они что-то получают и тем самым зарабатывают себе на учебники. Но в нашем представлении оплата кажется совершенно несоразмерной их труду".
Помните фильм "Семнадцать мгновений весны", момент в самом начале, когда фашистские военачальники просматривали ежедневную советскую и немецкую хронику событий на фронте? Вопреки действительности немецкие хроникеры вещали в широкие массы кадры о непоколебимом превосходстве и успехе фашистских войск на фронте. И простые немцы верили этим вырванным из реальности видеофрагментам. Я говорю это к тому, что стряпать подобные фильмы умели уже тогда, а сейчас тем более: выхватывается кадр с ребенком возле хлопкового куста, причем ребенок подставной, затем несколько инсценированных кадров с якобы измученными от "рабства" ребятишками, текстовка, составленная или отредактированная профессиональными психологами, и вот вам готовая пропаганда. Только ее заказчики всегда упускают из вида важную деталь – несоответствие показанного реальности. К примеру, Мальхов говорит, что дети зарабатывают себе на учебники, и тем самым надеется убить двух зайцев, якобы и дети в рабстве, и образование не доступное. По-моему, господин Мальхов перепутал учебники с путевкой на курорт, если, конечно, он не идиот и не пытается сказать, что перед тем, как начать новый учебный год, родители ребенка скупают половину книжного прилавка. Хотя на самом деле, разбираться во всем этом бреде не нужно. Интересно другое, откуда ветер дует? Что связывает хлопок, детей и немцев?
На самом деле причина в том, что, во-первых, не так давно в некоторых развитых странах были отменены государственные субсидии для производителей хлопка, это дало узбекистанским хлопководам значительное преимущество на мировом рынке; во-вторых, Узбекистан отказался от услуг Ливерпульской биржи по продаже хлопка-волокна, реализуя его теперь напрямую без посредников на международных хлопковых ярмарках, устраиваемых в Ташкенте. Таким образом, Узбекистан продает тот же хлопок, но по более низким ценам, соответственно, увеличивая тем самым объемы продаж за счет интереса, проявляемого со стороны новых импортеров. Приобретение новых импортеров в сфере продажи хлопка-волокна означает их потерю конкурентами. Вполне реальный мотив (особенно в условиях нынешнего мирового кризиса) для антиузбекистанской пропаганды: мол, не берите узбекский хлопок, на нем следы детского пота, берите наш. Вот вам и ключик от связки "хлопок – детский труд". Но господа фантазеры и здесь допустили грубейшую ошибку в детализации действительности. Обвинения в использовании детского труда в адрес всей страны некорректны при любом раскладе. Почему?
Потому что в Узбекистане сегодня нет ни одного государственного или коллективного фермерского хозяйства, как это было раньше, только частные, а это означает, что даже в том случае, если авторы фильма действительно наткнулись на использование детского труда, то это было лишь имеющее место быть, как и в той же Германии, США и прочих странах правонарушение со стороны отдельных предпринимателей. Сомневающиеся могут съездить на фабрики западных брендов в Индокитае и во всей красе увидеть, как на самом деле те, кто ратует за права ребенка, в действительности лишают детей всех возможных прав.
Казалось бы, частично хлопковая пропаганда заказчиков возымела успех. Adidas, Nike и еще несколько крупных, зависимых от хлопка компаний, отказались от покупки узбекского сырья. Казалось бы, сработало, отказы посыпались пачками… Однако организаторы всего этого балагана не учли одной существенной детали, что подобные демарши в конечном итоге обернутся убытком не для Узбекистана, а для самих бунтующих: конкурентов Узбекистана, компаний-потребителей и т.д. Узбекистан поставлял и будет поставлять хлопок надежным в этом отношении странам-партнерам: России, Индии, Китаю, Южной Корее, Арабским Эмиратам, список немаленький. И все эти "адидасы" и "найки" потом будут перекупать тот же узбекский хлопок у Китая, России и т.д., но уже на порядок дороже. Словом, конкуренты Узбекистана в поставке хлопка-волокна могут сколько угодно тратить деньги на создание монтированных пленок, придумывать истории об эксплуатации детского труда в Узбекистане, экономике страны от этого ни жарко, ни холодно.
Рашид Юсупов 15.02.2012
|