С.Чериков: Кыргызскому "ОБОН" приказали долго жить. Трудная поступь реформ 18:25 20.02.2012
С.Чериков. Кыргызскому "ОБОН" приказали долго жить. Трудная поступь реформ.
Каждое событие в политической и социальной жизни Кыргызстана все ближе подводит нас к тому, что парламентское правление отнюдь не чья-то прихоть, а веление времени. Представьте картину, если бы вместо новой формы в стране и после 7 апреля продолжала бы править очередная семья. Поскольку понятие "президент" и "семья" благодаря предыдущим двум главам государства у нас стали синонимами. И дело тут по большому счету вовсе не в хороших или плохих президентах. Все еще крепко сидит в сознании народа всемогущая вера в доброго царя, который все должен узреть и рассудить. Но согласитесь, при всем своем желании, президент не всемогущ и не волшебник, особенно в наше кризисное для всего мира время. А в том, что кризис шагает по планете, уже ожидают его вторую, более разрушительную волну, сомневаться не приходится. Рушатся привычные шаблоны мировосприятия, рождаются новые, с каждым разом принимающие более изощренные формы вызовы. Наблюдательному человеку нетрудно уловить в сих зловещих тенденциях предвестников очередного раздела мира.
В этой ситуации в Кыргызстане, верному своей реформаторской роли в регионе и постсоветском пространстве, на фоне разрушения привычных устоев мироздания раньше соседей уловили настоятельную необходимость изменения формы государствования. Посыл здесь верный: любыми способами покончить с ненавистным семейным правлением. Другое дело, какими ресурсами, чьими руками и в какой форме это делается. Здесь и разыгрались страсти. С другой стороны сомнений в том, что европейский парламентаризм в чистом виде у нас не приживется, быть не могло. Яснее ясного и то, что Жогорку Кенеш в одночасье установить принятый новой Конституцией парламентаризм в законодательном порядке тоже не может в силу устоявшихся у нас феодальных традиций единовластия. Нужна добрая воля всех заинтересованных сторон. А чтобы воля и электорат созрели, элементарно нужно время. Было бы прекрасной детской сказкой, если бы сторонники единовластия, проще говоря, те, кто привык всегда находиться у властной кормушки благодаря родственным или иным связям с правящей семьей, вдруг, успокоив личные амбиции, смиренно соблюдая букву и дух новой парламентской Конституции, отдали властные привилегии другим. Нынешние, перехлестнувшее через край противостояние трех ветвей кыргызской власти происходит как раз из нежелания участников дележа власти лишиться привычного ареала. В этом и вся причина нынешнего накала конфликтов и борьбы вокруг финансовых потоков, как это отметил глава ГКНБ Ш.Атаханов. Проще говоря, маргинальные умом, зато сильные необузданным духом наши привилегированные и непривилегированные граждане эмпирично усекли, что прав тот, у кого власть и деньги, а власть у того, у кого больше денег. Вот такая, как мычанье коровы, простая философия отныне правит поведением и поступками сторон межкыргызского конфликта. Почти все нашумевшие события в стране наглядно показывают, что конфликт в основном происходит отнюдь не в межнациональной, а внутринациональной плоскости. А это как известно, предвестник гражданского противостояния. То есть, между богатыми и бедными.
В этой буре вокруг финансовых потоков, где образно говоря, пыль стоит столбом, вырисовываются две противостоящие группы: правительство и все остальные. Тяжелее всего приходится правительству, так как, в отличие от другой разношерстной группы, ему приходится воевать в несколько фронтов. Жару поддают ангажированные и насквозь продажные частные СМИ, всеми мерами и в угоду хозяевам взявшие кабинет министров и лично премьер-министра в плотную осаду. Тактика здесь нехитрая. К примеру, любая попытка национализировать, затем выставить на продажу с целью привлечения инвестиций и инвесторов преподается как личное рейдерство правительства и его главы. Несведущей в тонкостях разных вариантов управления госимуществом простой публике как гвоздь, в голову методично вбивают с виду неотразимый аргумент - как раньше воровали, захватывали, так и эти тоже. Сказывается и непрофессионализм кадров, пришедших рулить ранее принадлежавшими криминальным группам объектами реальной экономики, а также новизна начатых реформ по существу. Ведь до этого никто всерьез и не брался за такие хитросплетенные серые финансовые схемы, в создании которых участвовали аферисты и мошенники международного масштаба. А того, что в результате колоссальной подготовительной работы бывшего постапрелевского Мингосимущества в казну поступили ранее невиданные суммы в виде налогов и средств от реализации мертвым грузом лежавших или идущих в чьи-то карманы дивидендов госдоли акций, почти никто и не ведает. Это не единичный, а главное, достигнутый в рекордно короткие сроки, успех постреволюционного правительства. Конечно, в том, что в обществе больше говорят и обсуждают ошибки и промахи госструктур, в делах местных органов власти и нагнетаются нездоровые страсти именно вокруг них, есть и вина официальных властей, со своей стороны не умеющих грамотно и профессионально преподнести действительные успехи. Словом, сегодня как никогда, остро чувствуется отсутствие широкомасштабной, современной прагматичной и реальной, а не мифологизированной государственной идеологии по всем направлениям.
В этом деле существует опыт России, который сегодня дает свои плоды. Там в отношении тех, кто сумел сколотить свой криминальный капиталец на волне ранней дикой приватизации бывшей советской госсобственности и госимущества, выработалось стойкое отрицательное общественное мнение. Ряд из них сегодня сидит в тюрьме, а другие вынуждены обратиться в бега подобно небезызвестному Березовскому. Трагикомичность нашей ситуации в том, что подобным же образом разбогатевшие многие новые кыргызские "буржуи" у нас наоборот, в почете, пользуются уважением в обществе. В результате все у нас смешалось: кримавторитеты превратились чуть ли не в национальных героев, а тех, кто наконец, взялся за них и заодно, за прикрывающих их и повязанных с ними одной веревкой, прессуют сомнительными клановыми пикетами и митингами.
Сегодня тактика противников реформ "обогатилась" другим методом. Идет бесконтрольный черный пиар и слив "компроматов", нацеленных на то, чтобы породить недоверие и раздор между руководителями государства. Труднейшие шаги, неизбежные ошибки и промахи кыргызских реформ на этом, ранее неизведанном пути, определенными кругами и их рупорами преподносятся как взаимные интриги, борьба за власть и финансовые потоки между президентом и премьер-министром.
Нельзя сказать, что все у нас плохо в этом деле. На юге на днях, наконец, обратили внимание на такой уродливый нарост на теле общества, как ОБОН. Их решено "расформировать". Думается, что тем самым достопримечательный "отряд баб особого назначения", этот позорный наш "ноу-хау", можно сказать, завершает свою оскорбительную для кыргызской женщины "боевую миссию". Те, у кого рыльце в сплошном пуху, лишаются главной тактической ударной силы в собственную защиту.
|