Г.Бельгер: Как байская дочь на пиру... Что есть кураж и понт для казаха 09:04 15.03.2012
Как байская дочь на пиру
("Плетенье чепухи", 16-я тетрадь)
Кураж и понт
Конечно, не мое это дело, никто меня и не спрашивает, и не мне, литературному пенсионеру, рассуждать о высоких государственных материях, но все же нет-нет да и возникает в башке непрошеная мысленка по поводу бесконечных суперзатратных международных саммитов, форумов, разномастных совещаний, несомненно, накладных для отечественной экономики. На этом пышном фоне всплывают перед глазами убогие аулы, хиреющие города, прозябающий простой люд, зияющие дыры в хозяйстве.
Понимаю: все эти трескуче-фанфаровые саммиты и форумы необходимы для авторитета страны, для имиджа лидера нации, для куража и понта, для показухи, для глобальных, моему уму непостижимых целей, для отвода внимания от текущих проблем и насущных задач. Ясно, что и гостям - ойдан-қырдан жиналған - эти шоу-тои весьма даже по душе, отчего ж не погулять вволю задарма, на халяву, за счет не в меру щедрого независимого государства, обзавестись весомыми подарками, всякая муха охотница до дармовщины, можно в благодарность и произнести на камеру пару-другую подобающих моменту льстивых фраз в угоду гостеприимных хозяев, небось, не убудет, подумаешь... Все это так. Зачем нам, сказочно богатой стране, мелочиться, пусть знают размах номадов, и я это лично понимаю вместе со всеми остальными казахстанцами. Чую, однако, и то, что в этих действиях-актах очень велика доля заурядного бахвальства, банального хвастовства, очевидного даракианства. О том выразительно сказал, оказывается, еще Николай Васильевич Гоголь. Вот его суждение по этой части. "Это хвастовство - губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самому хвастуну. Наилучшее дело можно превратить в грязь, если только им похвалишься и похвастаешь. А у нас, еще не сделавши дела, им хвастаются! Хвастаются будущим! Нет, по мне уж лучше временное уныние и тоска от самого себя, чем самонадеянность в себе. В первом случае человек по крайней мере увидит свою презренность, подлое ничтожество свое и вспомнит невольно о Боге, возносящем и выводящем все из глубины ничтожества, в последнем же случае он убежит от самого себя прямо в руки к черту, отцу самонадеянности, дымным надмением своих доблестей надмевающему человека" (см. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в шести томах, т. VI, 1959, стр. 157). Думаю, сказано убедительно. Наше даракианство и есть "дымное надмение". Вообще, по мне лучше всегда несколько прибедняться, чем восхваляться. У пустой похвальбы гнилая суть. Это та самая хваленая байская дочь, которая на пиру невзначай испортила воздух.
Опшым каторый
Странные сближения происходят в моем сознании постоянно. Вспомнился вдруг аулчанин в послевоенные годы, украшавший свою более чем скудную казахскую речь русскими, как он твердо полагал, выражениями: "опшым каторый" и "кебене матыр". К этим загадочным выражениям он прибегал неизменно и часто, потому и прозвали его в ауле Опшым каторый. Кстати, преподавал он в школе физкультуру и военное дело. Говорил он с жаром так: "Опшым каторый партия не айтса - за"" ("Что партия говорит - то и закон"); "Опшым каторый, кебене матыр, үкіметтікі - правылно"; "Опшым каторый ұлы Сталин жасасын, кебене матыр!". Великий охотник был выступать на всех собраниях. Смысла никакого - одно сотрясание воздуха. Аулчане приходили в восторг: ай, наш Ес-ага шпарит орысша - заслушаешься! Вот приглядываюсь я ныне к нашим славным азаматам во власти. Конечно, среди них достойных немало. Но некоторые вообще не говорят ("ауызын буған өгіздей"), их годами не слышно, другие неумело воспроизводят мысли-призывы шефа. Получается все "қойыртпақ" - "опшым каторый". В таких случаях каждый раз на память приходит рассказ Франца Кафки "Одиннадцать сыновей". О старшем сыне там сказано: "Его внутренний мир, по-моему, ограничен, он не глядит ни вправо, ни влево, ни вдаль; мысли его движутся по кругу, я бы даже сказал, они топчутся на месте". В общем, оправдывается старая истина: когда все думают одинаково, не думает никто. Все движутся по кругу. А движутся по кругу - значит, топчутся на месте. А топчутся на месте - значит, застой. И что же получается? Получается то "опшым каторый", то "кебене матыр". Е-е-е... что тут скажешь? Грустно...
В чем суть?
Так и не уяснили, в чем суть национальной идеи. Один говорит: государственный язык. Другой уверяет: программа-2030. Третий настаивает: тотальное воровство. Четвертый убежден: хлеб насущный.
Новые типы
В нашем обществе четко определились два новых типа казахов - охабаризованные и нуротанизированные казахи. Эти два родственно близких вида приведут (боюсь!) к глобальной дебилизации нации.
Свинство какое-то!
Недавно главный санитарный врач России еще раз подчеркнул, что в организме свиньи и человека много общего. А может, по другим свойствам-измерениям тоже? Скажем, по поведению, повадкам, интеллекту?
Незачем горевать
Говорят, что Терещенко, Храпунов, Нехорошев - русские. Неужели?! И если такие, с позволения сказать, русские покинут Казахстан, то чего горевать-то? Радоваться надо!
А мне горько...
Мне становится ужасно неловко, когда казахи или российские немцы на свадьбах кричат: "Горько-о-о!". Это что, великое влияние великой культуры? Дурное подражательство всегда свидетельствует о духовной деградации нации.
Угодники мамоны
Так? Или я не прав? Живя в Казахстане, преимущественно среди казахов, с осени 1941 года, я вынес стойкое ощущение, что казахи той поры (военной и послевоенной) были добрее, сердечнее, задушевнее, искреннее, щедродушнее, более открытыми. Мне мерещится, они сильнее были привязаны к своей земле, к ата-мекену, краю предков и любили, обожали свой Казахстан трогательно и преданно, по-сыновьи. Словом, Казахстан, Қазақ елi тогда означало нечто родное, кровное, неразъемное, неизбывное. Никак не могу подобрать более точного слова. Теперь что? Теперь мне чудится, что той первозданной, природной, заповеданной предками любви нет. Истаяла. Испарилась. Чувство поблекло. Одолело некое равнодушие. Иные ценности взяли верх. Какая-то жадность, что ли? Расчетливость. Корысть. Индивидуалистский бақай-есеп. Жажда наживы. Погоня за благами (опять не нахожу гвоздевого слова). Вот смотрю я на элиту (ел иттерi - толкуют зубоскалы), на тех малопочтенных азаматов, что взобрались высоко и пасутся у кормушки власти. Ну, ой, алла-ай, никак не могут набить-насытить свои рогожные утробы. Прямо беда вселенская! Хапают, воруют беззастенчиво, без разбора, без зазрения совести, аки волки, очумевшие от крови. Ворованные деньги мешками-корджунами сплавляют за рубеж, прячут по всем европейским и азиатским сусекам. Там же обретают недвижимость, которая никаким ханам не снилась, не то что бекам-биям. Строят дворцы, покупают замки. Капиталы хранят в закромах-банках, не доверяя отечественным. Даже хвастливые тои-свадьбы проводят в Турции или Эмиратах, швыряя шашу в золотых монетах, а не в кампит-сампит, как это делается в захудалых аулах. Ойдойт, байлық не iстетпейдi?! Их чада учатся в загнивающих странах. К Казахстану относятся как к дойной корове. Как к неиссякаемому источнику грабежа. Как к оккупированной зоне. Как к брошенной бабе-хатын. Святых чувств Казахстан не вызывает у них ни в одном глазу. Какой тут, к шайтану, патриотизм? Бұл не пәле тағы?! Казахстан превратился в полигон для бишаринского люда. Особенно это стало заметно в годы так называемой независимости. Неужели я ошибаюсь? Дай-то бог! Я же полагаю: мудрость в том, чтобы любить Казахстан, который есть. Который как-то незаметно, исподволь, может, помимо воли унизили, осрамили, превратили в объект для тотального грабежа. Все же Казахстану - хочу верить - уготован иной жребий. Любить нужно Казахстан, который может (и должен) быть. Не тот, который декларируется в скользких речах болтливой власти, а тот, который взлелеян в душе порядочного, не испаскуженного мамоной казаха или казахстанца. Вот о чем мне все чаще думается на склоне лет, когда я с нынешней своей колокольни вглядываюсь в свои далекие казахстанские истоки. Так? Или я не прав?
В чудо не верю
Охотно допускаю, что сказывается моя старость, но все чаще думаю о казахах с тревогой. И эти горькие думы усугубляются во мне с каждым годом. Нет, "Хабар" и "Казправда" давно уже меня не утешают. Бравурные ежегодные послания президента - тоже. В чем дело? Слишком много в обществе накопилось жадности, алчности, агрессии, подлости, пакости, злобы, жестокости, афер и мздоимства, всего того, что не было свойственно казахам даже в суровые драматические времена. И особенно меня поражает то, что очень много отрицательной энергии в нашем обществе, в народе исподволь накопилось именно во времена правления Елбасы. Почему так? Ведь он ставил совсем другие цели, исповедовал иные направления. И речи говорил всегда абсолютно правильные. А народ качественно ухудшился, морально деградировал. Наверх всплыли совсем уж низменные критерии - инстинкты барымтачей. Какое тут может быть объяснение? Может, сказываются некие темные гены, недостаток воспитания и пробелы в образовании, инерция морально и духовно бедного человека? Не знаю, не знаю. Не мне судить. Да и не хочу плохо думать. Но, кажется, народ о чем-то догадывается. И, как всегда, запоздало. Боюсь, выправить положение дел уже не удастся. Я это воспринимаю, как личное горе. Как катастрофу. Как трагедию. Мне уже трудно поверить в пассионарное чудо.
Герольд БЕЛЬГЕР, писатель, 15 марта 2012 |
|