Г.Юлдашева: Религиозный туризм в Киргизии 09:05 24.03.2012
Религиозный туризм во второй Швейцарии
Несмотря на потуги государства за суверенный период, туризм продолжает оставаться практически в зачаточном состоянии. И причиной тому был и остается банальный до неприличия непрофессионализм чиновников - неумение планировать, мыслить масштабно, поставить задачу и добиться ее решения. Сегодня Кыргызстан уже не имеет своей индустрии - она похоронена под обломками рухнувшей империи. Разведка полезных ископаемых просто не производится - газ покупаем у Узбекистана, уголь - у Казахстана, нефть - у России. Что касается использования гидроресурсов, то прошедшая зима еще раз показала: здесь конь не валялся.
Гора родила мышь
Эта греческая пословица употребляется, когда говорят о больших надеждах, но малых результатах, о тех, кто обещает много, но дает слишком мало. Речам государственных мужей нет ни начала, ни конца. И все-то у них схвачено, и стратегии разработаны на много лет вперед, и финансирование их обеспечено. Завтра, именно завтра мы получим положительный результат и наконец заживем по-человечески! Как швейцарцы, например. А почему нет? Возвращаясь к теме туризма, вспомним, что мы на каждом углу трубим: Кыргызстан - это вторая Швейцария!
Да, имея уникальную природу, мы ради сиюминутной прибыли и из-за собственной алчности распродаем ее по кусочкам. Поэтому, как ни грустно, живем мы пока не как швейцарцы, а, скорее, извините за каламбур, как швейцары - коленопреклоненно обслуживаем туристов, которые возжелали пострелять тех же наших архаров - баранов Марко Поло, каждый из которых стоит несколько тысяч долларов. А ареалом их обитания, между прочим, являются только горные районы Центральной Азии и юга Сибири. Кроме того, в международной Красной книге они определены как уязвимый вид. Деньги от такого вот "туризма" уходят мимо казны, а государство лишается еще одной частички своей уникальности. В этом весь наш патриотизм, вся наша гордость за страну...
А если бы мы сохраняли природные и исторические памятники, заботились о них, продуманно и деликатно создавали вокруг них соответствующую инфраструктуру и сервис, глядишь, средства от туризма стали бы одной из главных составляющих нашего бюджета.
Камлание во власти
"В нашей республике имеются святые места и реликвии, которым поклоняются представители самых разных религиозных течений, и мы должны дать толчок развитию этой туристической отрасли", - не так давно заявила писатель, один из авторов книги "Религиозный туризм в КР" Асель Бегалиева. По ее словам, на протяжении веков Кыргызстан находился на пересечении торговых путей и культурного обмена, здесь проходили паломники с разных концов света. "Идея религиозного туризма в Кыргызстане была и раньше, но не было людей, которые развили бы ее", - сказала Асель Бегалиева.
По словам соавтора книги - Дениса Бруселовского, новый тренд в туристической индустрии задаст шаманский туризм. "Шаманизм популярен в тех странах, в которых есть максимальная степень толерантности к религиозным течениям, которая имеется и в Кыргызстане", - добавил он. Да, ситуацию знает. Помнится, когда только сформировался наш парламент, депутаты первым делом зарезали во дворе своего дворца баранов - чтоб хорошо дела пошли. Шаманили, одним словом. Причем на самом высоком уровне власти!
А потом долго спорили о выделении им молельной комнаты. Такие вот у нас истинно верующие депутаты-мусульмане. Практически все наши высокопоставленные чиновники в разное время совершили паломничество в Мекку, стали обладателями почетного для мусульманина титула - ажы. И наверняка увидели, какой баснословный доход может приносить туризм, поняли чего-нибудь в религиозном туризме, ведь некоторые госмужи даже умудрялись делать на единоверцах бизнес (вспомним скандалы, связанные с хаджем). А о том, что вторая Мекка находится у них под носом, похоже, не подозревают. Или делают вид, что не знают.
Трон Соломона
Вторая Мекка для мусульман - это знаменитая Сулейман-Тоо в южной столице Кыргызстана. Когда я впервые собралась в командировку в город Ош, моя драгоценная бабушка, помню, очень за меня порадовалась: ведь мне предстоит приблизиться к святыне! По ее словам, гора названа в честь Сулеймана (библейский Соломон), потому что на ее склонах любил отдыхать пророк, знавший язык птиц и животных. "У него было волшебное кольцо, - рассказала бабушка. - Стоило ему повернуть его на пальце и пожелать, как он в мгновение ока оказывался на горе. Там он наслаждался красотой природы, воздавал славу Творцу. Это святое место. Будешь подниматься на Тахт-и-Сулейман, обязательно перед этим очисти тело от грязи, а душу - от плохих мыслей".
В советское атеистическое время мусульманский мир не имел возможности совершать паломничество к священной горе. За этот период и имидж ее святости был значительно подпорчен. Снесен знаменитый домик Бабура, основателя династии Великих Моголов. Кстати, в Индии мавзолеи продолжателей этой династии - Хумаюна, Акбара, шаха Джахана (Тадж-Махал) и других - входят в число главных достопримечательностей страны. В уникальных гротах Сулейманки был устроен музей, в котором выставлены чучела животных... А как известно, никаких изображений людей и животных исламская религиозная эстетика не допускает.
Кроме того, святыня загажена автодорогами, многочисленными торговыми и сервисными точками по-над ней и прочими атрибутами недопустимой торговли в храме. Соберись многочисленный турист совершить паломничество к Трону Соломона, а там...
Сулейманка может стать объектом паломничества не только для мусульман. Археологические, религиоведческие, мифологические, а также антропологические данные свидетельствуют о том, что становление первой мировой религии - зороастризма (огнепоклонничества) - началось в Ферганской долине, он оказал существенное влияние на формирование всех последующих мировых религий: иудаизма, буддизма, христианства и ислама. По преданиям, пророк Заратуштра жил и создавал свое учение в пещере на горе Сулейман-Тоо.
Борода Магомета
Если в Европе игольчатый кварц называют "венериным волосом", то на Востоке такие самоцветы с черными нитевидными включениями зовутся "бородой Мухаммеда". Найти такой камень даже с маленьким волоском считалось у мусульман великой удачей, его носили как талисман и наделяли чудесной силой. Кварцы-волосатики чрезвычайно высоко ценились и даже получили название "философского камня Востока". Как правило, обрабатывается он в форме кабошона, то есть имеет отполированную выпуклую поверхность, чтобы внутри камня можно было увидеть волоски.
Такой камень в нехитрой серебряной оправе когда-то привез из Мекки мой дед. Когда бабушка передавала мне кольцо, она рассказала легенду об этом камне. По ее словам, пророк Магомет совершал омовения в прозрачных водах источника недалеко от города Джалал-Абада. "Там под огромным чинаром он умывался, брился, и волосы с его бороды застывали в каплях святой воды", - просветила меня бабушка о происхождении камешка. Бабушки нет много лет, но ее колечко я ношу, не снимая.
По информации из Интернета, недалеко от Джалал-Абада находился источник Чашма-Аюб ("источник Иова"), который посещал пророк Аюб (библейский Иов). Многие из источников известны со II века до нашей эры и считаются священными. Ныне там расположен курортный комплекс "Джалал-Абад", он находится на высоте 971 метр над уровнем моря.
Вот вам второй из объектов, имеющих огромный потенциал стать центром мусульманского туризма и принести значительные средства в госбюджет, в том числе и за счет реализации кабошонов из полудрагоценного камня, которые могли бы стать брендом для туристов.
А таковым в Кыргызстане несть числа. Это башня Бурана - как сохранившийся артефакт древнего города Баласагына, мавзолеи Узгена, Арсланбоб, природные источники в Барскауне, Таласской долине, Прииссыккулье...
Если гора не идет к Магомету,
то Магомет идет к горе. Есть немало объяснений происхождения этого выражения. По легенде, Магомет однажды вознамерился доказать правоверным свое могущество. Пророк приказал горе приблизиться к нему. Гора не сдвинулась с места. Тогда Магомет сам пошел к ней со словами: "Что ж, если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к горе". Смысл этого выражения в том, что святым не была присуща гордыня: при необходимости они подчинялись тому, от кого ждали повиновения. И действовали сообразно здравому смыслу.
Рачительное отношение к святыням позволило государствам полностью обеспечить себя, не ходить с протянутой рукой по миру. У нас же туризм недавно объединен с культурой в одном министерстве, глава которого сегодня озабочен проблемами лицензирования туроператоров и цензурой авторских произведений. То есть туризм в Кыргызстане так же, как история и культура, еще долго будет прозябать на задворках.
19/03/12 Гульшат ЮЛДАШЕВА
|