А.Ивановский: Зачем продавать Су-35. Китайская мощь за российский счет? 09:52 28.03.2012
Китайская мощь за российский счет? Не утихает острая полемика по вопросу о продаже КНР 48 новейших истребителей Су-35
Напомним, что совсем недавно, в июле 2010 года, Россия объявила о том, что дальнейшие поставки оружия КНР будут прекращены. Тем не менее, соблазн заработать большие деньги (сумма предполагаемого контракта оценивается в 4 млрд. долларов) заставляет российских политиков и оружейников колебаться.
Кроме того, следует принять во внимание еще одно существенное обстоятельство. 20 марта эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов заявил, что в связи с событиями так называемой "арабской весны" отечественные экспортеры оружия понесли серьезные потери: "Россия потеряла ливийский рынок. Упущенная выгода только по Ливии составляет 4 миллиарда долларов, потому что были подписаны и должны были быть подписаны довольно много контрактов, в том числе на истребитель Су-35. Следующий сложный момент - это Сирия, потому что события вокруг этой страны не позволяют военно-техническому сотрудничеству развиваться в полной мере".
Как представляется, именно желание компенсировать вышеупомянутые финансовые потери является главным побудительным мотивом в очередной рискованной сделке с китайцами.
Однако появление информации о продаже новейших истребителей Китаю вызвало острую критику со стороны экспертов. Так, директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко в интервью информагентству "РИА Новости" заявил, что подлинные намерения китайской стороны могут оказаться недобросовестными. "Очевидно, что здесь необходимо предусмотреть дополнительные гарантии, которые выходят за рамки обычных обязательств. Это связано с тем, что, несмотря на существенные стоимостные объемы возможных поставок Су-35 в Китай, в дальнейшем потери России на рынках третьих стран, в случае копирования наших самолетов КНР, могут быть значительно масштабнее при условии, что Китай решит проблемы с отставанием в области двигателестроения и бортового радиоэлектронного оборудования для истребителей", - подчеркнул Коротченко. Далее он спрогнозировал, что в ближайшее время Россия столкнется с жесткой конкуренцией со стороны КНР на рынках тех стран, где еще недавно отечественный ВПК занимал лидирующие позиции: "Пекин уже конкурирует с Россией на оружейных рынках Азии, Африки и Латинской Америки, предлагая продукцию военного назначения ниже стоимости российских аналогов. Следует отметить, что стоимость наиболее востребованных на мировом рынке вооружений китайского производства на 20-40% ниже российских аналогов, с которых они были скопированы или созданы на их базе". Более того, Коротченко даже высказал мнение, что поставка Су-35 в Китай может представлять потенциальную угрозу безопасности самой России.
Действительно, история российского оружейного экспорта в Поднебесную изобилует случаями откровенного воровства китайцами наших передовых военных технологий и новейших образцов вооружений. Примеров тому предостаточно. Скажем, выпускаемый с 2008 года китайскими авиастроительными корпорациями истребитель J-11 ("Цзянь-11") - это копия российского Су-27. Точно так же не является секретом, что J-15 - это скопированный Су-33, более ранние самолеты J-6 и J-7, соответственно, МиГ-19 и МиГ-21. Большой резонанс в российском авиапроме вызвал случай с конкурсом 2009 года на поставку вооружения Бирме: тогда Рангун выбирал между Миг-29 и его китайским "клоном" FC-1. Причем последний стоил в три с половиной раза дешевле. Не говоря уже о том, в основе Большой Кораблестроительной программы Китая, которой предусматривается постройка 14 атомных многоцелевых ударных авианосцев, лежит краденая российская технология.
Как известно, первый китайский авианосец "Ши Лан" - это не что иное, как наш недостроенный после распада СССР "Варяг". Напомним, что недостроенный "Варяг" был приобретен китайской стороной на Украине по цене металлолома еще в 1998 году, причем, по заявлениям Пекина, его планировалось переоборудовать в плавучее казино.
Однако по прошествии 13 лет на воду был спущен полностью готовый к длительным плаваниям модернизированный авианосец "Ши Лан".
Наконец, после неоднократных ударов по лбу китайскими "граблями" российские оружейники были вынуждены принимать соответствующие меры по предотвращению утечки отечественных технологий. В 2009 году Россия отказалась заключать с Китаем сделку по продаже палубных истребителей Су-33 после того, как китайцы отказались от приобретения нескольких десятков самолетов и объявили, что желают купить "пробную партию" в количестве трех штук. В Москве сразу заподозрили, что Пекин и не собирался покупать все истребители, а намеревался просто разобрать и скопировать те самые "пробные" экземпляры, чтобы потом производить свои, точно такие же. После "инцидента" с J-11, копирующим российский Су-27, Россия официально уведомила Китай о том, что производство копий истребителей является нарушением межгосударственных договоренностей, и пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности. В марте 2010 года Минюст РФ завершил подготовку поправок в закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", в котором к прочим целям государства в сфере военно-технического сотрудничества добавилась и защита интеллектуальной собственности на продаваемое оружие. "У Китая установка на развитие своей промышленности, поэтому Китай сокращает импорт вооружения, замещая его собственным вооружением. Они покупают только то, что не могут произвести сами. Для России это грозит дальнейшим уменьшением импорта в Китай. В перспективе у нас появится новый конкурент, который вряд ли вспомнит, чем нам обязан", - посетовал представитель "Рособоронэкспорта" Сергей Васильев.
Тем не менее, российские оружейники вновь решили попытаться сыграть в предложенную "китайскими товарищами" игру в наперсток. Для предстоящей партии начал создаваться соответствующий медийный фон. Так, главный редактор издания "Экспорт вооружений" Андрей Фролов в интервью информагентству "РИА Новости" высказался в том духе, что продажа Су-35 КНР ничем России угрожать не может. "Оборонно-промышленный комплекс Китая достиг значительных успехов в копировании и производстве планеров советских и российских истребителей, однако так и не смог разработать надежный двигатель для этих боевых самолетов. Двигатели Китай всегда закупал в России. Кроме того, китайская оборонка не может обеспечить отечественные истребители собственными системами бортового радиоэлектронного оборудования мирового уровня", - с таким оптимистическим заявлением выступил г-н Фролов. Возникает вопрос: что это - глупость или наивность?
Впервые об интересе китайских военных к Су-35 стало известно в 2008 году во время авиакосмического салона Airshow China. Тогда главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян посетил стенд компании "Сухой", ознакомился с возможностями нового многофункционального истребителя и высоко оценил его летные и тактико-технические характеристики. Затем в 2010 году появилась неофициальная информация о желании Китая приобрести партию Су-35. Однако подтверждение этому прозвучало лишь в феврале 2012 года, когда первый замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил: "В 2011 году китайская сторона выразила готовность приобрести определенное количество указанных самолетов и обратилась к нам с соответствующим предложением". Подчеркнем, что Су-35 - новейший истребитель четвертого поколения. Способен развивать скорость до 2,5 тыс. км в час, дальность полета - 3,4 тыс. км, боевой радиус - около 1,6 тыс. км. Вооружен 30-миллиметровой пушкой, имеет 12 точек подвески для навесного вооружения, включая ракеты и бомбы. Ничего подобного на вооружении ВВС Китая нет.
Таким образом, ситуация предельно ясна: в Пекине рассчитывают одним "большим скачком" (как говорил в таких случаях Мао) преодолеть отставание своих военно-воздушных сил в плане наличия новейших истребителей за счет копирования передовых российских разработок.
И такой путь - самый прямой и дешевый. Другой вопрос: а нужно ли это России? В этом, собственно, и заключается суть проблемы.
Следует отметить, что потенциальные риски для нашей страны при продажах новейшего оружия Китаю не исчерпываются одними только финансовыми потерями. Качественная модернизация ВВС Китая угрожает безопасности России - такую точку зрения высказал в одноименной статье для интернет-журнала "Военное обозрение" российский эксперт Александр Самсонов. По его мнению, в число главных задач, которые ставятся перед китайскими ВВС, среди прочего входит достижение превосходства в воздухе над Россией. Свое утверждение он подкрепляет следующим примером: в Китае сформирован специальный центр летной подготовки, где в тренировочных воздушных боях противниками китайских самолетов выступают летчики на русских Су-27. Кроме того, сама логика развития и перевооружения ВВС КНР направлена на ведение не оборонительной, а наступательной войны: "Китай модернизирует свои Военно-Воздушные силы с поразительной скоростью. Теперь они способны наносить удары по целям, находящимся на значительном расстоянии за пределами своей территории". Оценивая потенциальную угрозу, исходящую от Китая для ВВС России, Самсонов отмечает: "ВВС КНР стремительно вытесняют наши воздушные силы со второго места в мире по численности самолетов 4-го поколения, при наличии "запаса" у Китая в виде самолетов 3-го поколения, которыми можно пожертвовать, чтобы подавить наши ВВС и силы ПВО, заставить их израсходовать боезапас.
ВВС КНР уже превосходят наши в области разработки перспективных систем: беспилотников, орбитальных самолетов. Они собираются ввести первый авианосец и за ним еще два, а у нас есть только один и перспектив создания новых не прослеживается.
Если тенденция не будет переломлена, то наша армия будет уступать в воздухе, не только количественно, но и качественно, потенциальному противнику".
Приведем прочие известные факты. Из семи военных округов Китая наиболее мощными являются два – со штабами в Пекине и Шэньяне, – прилегающие к границе с Россией. Первый ориентирован на наш Сибирский военный округ, второй – на Дальневосточный. На эти округа приходится четыре из девяти танковых и шесть из девяти механизированных дивизий, шесть из двенадцати танковых бригад сухопутных войск НОАК. Еще две танковые дивизии и одна танковая бригада входят в состав Ланьчжоуского военного округа (занимает западную часть страны, ориентирован на Центральную Азию, Монголию и Сибирь к западу от Байкала). Весьма красноречивым комментарием может послужить фрагмент резонансной статьи генерал-лейтенанта Виктора Соболева "Современное состояние Вооруженных Сил России", опубликованной 13 марта многими аналитическими порталами, рассматривающими вопросы обороны: "Всего в Российских Сухопутных войсках десять армий, и в каждой из них должно быть по 3-4 бригады, но в некоторых армиях их больше, например в 58-й армии – семь, а вот в 29-й, управление которой занимает сейчас здания бывшего штаба Сибирского военного округа в Чите, только одна. Одна бригада на территории от Улан – Удэ до Белогорска - а это около трех тысяч километров государственной границы. В случае вооруженного конфликта с Китаем, китайцам будет очень трудно ее найти, чтобы пленить или уничтожить… Не смешно". И такого рода предупреждения о потенциальной угрозе с стороны Китая - не редкость.
Между тем, 6 марта первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин проинформировал прессу о том, что "Китай изъявил желание приобрести новый ЗРК С-400 "Триумф" российского производства в 2015 году". Примечательно, что 21 марта министр обороны России Анатолий Сердюков заявил о том, что в ВС РФ только началось принятие на вооружение зенитных ракетных комплексов С-400.
А ведь золотое правило отечественного ВПК еще с советских времен гласит: нельзя поставлять за рубеж новейшее вооружение, которое только поступает в нашу собственную армию.
В этой связи можно вспомнить, как всего годом раньше Китай предложил России наладить совместное производство ЗРК С-300 на своей территории, но получил отказ. Что никак не помешало Пекину создать собственный клон С-300 под названием HQ-9. Эти новейшие "китайские" ЗРК уже поступили в продажу на рынки третьих стран по ценам значительно ниже российских аналогов. Комментарии, как говорится, излишни.
Артем Ивановский 26.03.2012
Специально для Столетия
|