Э.Аубакиров: Где искать развалины древнего Алмалыка? 10:05 01.04.2012
Оглянуться в будущее
О географии средневековой Центральной Азии обычно судят по описаниям немногочисленных купцов, а также по древнекитайским и арабским картам. А ведь они были весьма приблизительны и изобиловали многочисленными неточностями. Но вот на европейских картах уже существовали географические координаты. И гласили они о том, что где-то в Центральной Азии на Шелковом пути находится богатый город Алмалык – ставка Чагадая, одного из сыновей Чингисхана.
Впервые Алмалык упоминается в исторических хрониках в качестве столицы кочевого властителя Озара. Сначала он был разбойником и конокрадом, а потом овладел со своей шайкой несколькими городами. После монгольского нашествия Озар добровольно подчинился Чингисхану. Китайский путешественник Чан-Чунь поместил Алмалык на расстоянии одного дня пути к западу от выхода из Талкинского ущелья, которое соединяет долину реки Или с долиной Бороталы. Упоминают об этом городе и средневековые арабские географы Рашид ад-Дин и Мухаммад Хайдар: "Другой большой известный город - Алмалык. Местоположение его и теперь можно определить: там находится гробница Тоглук-Тимур-хана и следы крайне удивительного города". А известный верненский краевед Николай Пантусов писал: "Согласно с указаниями Бабура, Ибн Бату и других писателей, следует приурочивать Алмалык на севере от Ферганы, невдалеке от Тараза в направлении к городу Алмату. Но где точно – неясно". В общем, точное местоположение Алмалыка было неизвестно – где-то в юго-западных районах Казахстана и примыкавших к ним китайских землях. Про него рассказывали красивые легенды, даже название города звучит симпатично: "Алмалык – место, где цветут яблоки, иносказательно – город вечной весны". Своего рода рай на земле, эдакий средневековый Эдем. И девушки там непременно прекрасные, и старцы мудрые, и жены верные, и все люди живут счастливо, независимо от национальности и вероисповедания. Конечно, это были мечты, но тому имелись и вполне достоверные обоснования. Например, из документальных источников известно, что правители Алмалыка весьма лояльно относились к иноверцам. Город был одним из центров деятельности несторианских, а затем средневековых европейских миссионеров, распространявших католичество в монгольских владениях. При хане Дженкши в городе были три церкви и два монастыря. В Алмалыке мирно уживались католические соборы, мусульманские мечети, буддийские пагоды и индуистские храмы, что весьма удивительно для мрачного Средневековья, когда по всему миру бушевали религиозные войны, а люди не могли похвастаться веротерпимостью. Такая идиллия продолжалась до 1340 года, когда правитель Али-Султан устроил католикам кровавую бойню. История гласит, что католический епископ Алмалыка Ричард Бургундский (брат герцога Бургундского) был убит воинствующими фанатиками. Он канонизирован Ватиканом, поэтому католическая церковь очень хочет найти его могилу. Но в том-то и дело, что историки точно не знают, где находился город Алмалык, а уж тем более могила святого Ричарда. По-видимому, после религиозной резни иноземные купцы стали обходить негостеприимный город стороной. И Алмалык быстро захирел. Через несколько десятков лет Железный Тимур вторгся со своим войском в эти края. Историки подробно перечисляют города, которые он захватил, но Алмалыка среди них нет. Неужели Хромой Старец пропустил бы столь богатый город? В XV веке Алмалык, как и Тараз, более не существовал. Следы его, однако, в XVI веке были еще видны, судя по описанию Мухаммед-Хайдара. Найти местоположение этого древнего города было мечтой многих ученых. В конце ХIX века появилась версия, что Алмалык находился в Семиречье – в городе Верном. А точнее, в районе нынешнего погранучилища. Именно там были обнаружены остатки древнего городища. Большую роль играло и созвучие топонимов – Алмалык и Алматы. 2 июня 1894 года аспирант Петербургского университета Василий Бартольд вместе с Дудиным и Ковалевым совершили экскурсию в Большое Алматинское ущелье. Архитектор города Верного Павел Гурде показал гостям городище, рассказал о курганах и каменных бабах, представил личную коллекцию семиреченских раритетов – старинные монеты и камни с тибетскими надписями. После долгих споров участники экспедиции пришли к мнению, что, скорее всего, Алмалык находился на берегу Или – между Хоргосом и Кульджой (ныне это китайская территория). "Между рекой Хоргос и селом Мазар находятся развалины древнейшего и знаменитейшего города Алмалыка. Вся эта местность по левую сторону реки Хоргос носила название Алматы или Алмалык, то есть яблочное место", – писал Василий Бартольд. Хотя он посетил эти места наездом и никаких археологических изысканий не проводил, эта гипотеза стала основной. Никаких конкретных доказательств не было, а в качестве аргументов Бартольд приводил созвучные названия окрестностей: Алмату, Алимту, Алматы-аузы, Алмалы, урочище Алматы. Став академиком, Бартольд всячески продвигал свою версию, и она стала главной в научных кругах. Лишь после его смерти советский ученый-тюрколог Бернштам осмелился предположить, что древний Алмалык – это и есть город Алматы. "Алма-Ата в XVI веке носит порой название Алмалык, – писал Бернштам. – Это зафиксировано еще у Джувейни – персидского ученого XIII века. Так называется это поселение в дневниках Тимура. Но точное название города – Алма-Ата". Конкретных доказательств и Бернштам не предоставил, поэтому ученые считают эту гипотезу ошибочной, но осторожно добавляют: "Скорее всего, ошибочна". Кто его знает, как все обернется. В последнее время претенденты на звание Алмалыка стали появляться с завидной регулярностью. Откопав где-нибудь древнее городище, некоторые историки сразу выдвигают предположение, что это и есть легендарный Алмалык. Конечно, каждому городку или селу хочется верить, что у него тысячелетняя история. Куда только ни помещали Алмалык! И на левый берег реки Или, и в район Иссыка, и в область Кегеня, и где-то между Иссык-Кульской и Илийской долинами. А недавно небольшой городок Алмалык в Ташкентской области тоже объявили потомком древнего Алмалыка только на том основании, что он носит такое же название. И никого не смущает, что узбекский Алмалык основан в 1939 году на базе рудника и известен только тем, что там родился артист Дмитрий Харатьян. На самом деле, где находился Алмалык, до сих пор точно не установлено. Хотя мне, как коренному алмаатинцу, хочется повторить за писателем Юрием Домбровским: "О, если Алма-Ата и Алмалык – одно и то же, то об алма-атинском Средневековье можно писать исторические романы. Епископы, братья-миряне, монахи-францисканцы, патер Пасхалис, нестерианцы, монгольский царевич Иоанн, Испания, Прованс, Бургундия, Александрия, латинский собор у подножия Алатау, сутаны, черные и лиловые, тонзуры, копья и распятия – красками переливаются эти строчки Бартольда! И как обидно, как страшно обидно, что Алмалык – это столица орды Джагатая и расположен он где-то очень далеко отсюда, на южном берегу Или, и что про древнюю Алма-Ату ничего больше не известно".
№ 56 (17414) от 31.03.2012 Эрик АУБАКИРОВ, Алматы
|