Террор во имя веры. Исламизм с революционной искрой, - в РФ вышла новая книга по истории радикального исламизма 08:55 04.04.2012
Как салафиты боролись с эксплуатацией человека человеком 2012-02-01 / Владислав Мальцев
Эмануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Террор во имя веры: Религия и политическое насилие. – М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2011. – 344 с.
Вышедшая в издательстве "Мосты культуры" книга "Террор во имя веры: Религия и политическое насилие" востоковеда Рахамима Эмануилова и журналиста Андрея Яшлавского посвящена истории радикального исламизма, причем не только и не столько его террористическим проявлениям, сколько вопросам идейных истоков и теоретического обоснования этого экстремистского течения.
У истоков религиозно-политических взглядов современных салафитов на мир – концепции пакистанского богослова Маулана Абу аль-Аля Маудуди (1903–1979). По словам американского исследователя исламизма, "Маудуди ведет нас к Саиду Кутбу; Кутб ведет нас к Абдалле Аззаму; Аззам ведет нас к Усаме бен Ладену; Усама бен Ладен ведет к Айману аз-Завахири" (с. 89). Маудуди сформулировал идею исламского государства как "полную антитезу западной демократии", основанную не на суверенитете народа (который путем выборов в представительные учреждения создает легитимные органы власти), а на "суверенитете Бога" и власти избранных им лидеров. Вполне по-марксистски осуждая "господство человека над человеком" и видя в социальном неравенстве первопричину всех общественных недугов, Маудуди предлагал: "Единственное средство от этого ужасного недуга состоит в отрицании и отвержении человеком всех господ и в открытом признании им Всемогущего Бога единственным его хозяином и господином... Ни один человек, класс, ни одна группа, ни даже все население государства в целом не может притязать на верховенство: единственно Бог – подлинный властитель... Бог – единственный законодатель и единственная власть" (с. 88). Эти идеи затем развил египтянин Саид Кутб, идеолог движения "Братья-мусульмане". В книге "Вехи" (1965) он призывал к восстановлению законов шариата и использованию "физической силы и джихада для отмены организаций и властей джахилийской системы", под которой подразумевается современная система власти "не от Бога", будь то монархия или демократия. Казненный в 1966 году за участие в заговоре Кутб стал культовой фигурой для джихадистов. Айман аз-Завахири, лидер египетского "Исламского джихада" (в 1990-е годы пытавшегося осуществить в стране исламистскую революцию), позже ставший одним из вождей и идеологов "Аль-Каиды", считает, что именно "призыв Кутба... был той искрой, которая воспламенила исламскую революцию против врагов ислама на родине и за границей" (с. 95). Кстати, еще одна прямая аналогия с марксизмом – как известно, лозунг "Из искры возгорится пламя" красовался на первой странице большевистской газеты "Правда"...
Книга Эмануилова и Яшлавского увидела свет, когда итоги революций в исламских странах были не очевидны. Сегодня тем, кто не успел прочитать эту книгу сразу, стоит обратить на нее внимание. Действительно, из революционной искры на исламском Востоке запылало настоящее пламя, и оно уже опалило крылья надежды на победу демократии в арабском мире.
Подробнее: http:///printing/2012-02-01/7_islamism.html
|