С.Жураев: Таджикистан. В двух шагах от фашисткой диктатуры 20:23 12.04.2012
Дело дошло до того, что в приграничных районах Согдийской области обучение на узбекском языке в средних школах полностью прекращено. Этнические узбеки, проживающие в Б.Гафуровском, Канибадамском и Аштском районах, крайне недовольны этим и уже готовы выйти на акции протеста.
Естественно, власти "арийской" страны реагируют на это далеко не адекватным образом. К примеру, один их мирных митингов, состоявшийся в январе нынешнего года был жестко пресечен сотрудниками правоохранительных органов. Работники Канибадамского отдела УГКНБ отправили в СИЗО города Кайракум даже седовласого аксакала Шокир-бобо Эргашева, который организовал мирный митинг вблизи средней школы н.п .Каракчикум. Собравшиеся ничего противоправного не совершали, а лишь обратились к работникам районо с просьбой продолжить обучение их детей на узбекском языке. Но в ответ получили унизительную пощечину.
Семидесятилетний Шокир-бобо Эргашев из поселка Каракчикум Канибадамского района даже не предполагал, что на старости лет ему придется оказаться в тюрьме. Являясь лидером узбекской диаспоры, он пользовался большим уважением среди земляков, поэтому известие о том, что он оказался в следственном изоляторе, возмутило всех до глубины души. Честный и справедливый человек не мог терпеть возмутительное отношение к национальным меньшинствам, набирающую силу дискриминацию узбекского населения и боролся за справедливость.
Впрочем, запрет касается не только преподавания, но и просмотра радио и телепередач на узбекском языке. Сотрудники УГКНБ проводят соответствующие разъяснительно-профилактические мероприятия и буквально сбиваются с ног. Ведь в сферу вещания национальной телерадиокомпании Узбекистана входят Канибадамский, Аштский, Исфаринский и Б.Гафуровский районы Согдийской области.
Как итог, этнические узбеки не горят желанием служить в армии, где растут националистические настроения, а стремятся покинуть страну.
Действительно, от всего, что приходится им испытывать, поневоле уедешь куда-нибудь подальше. Унижения и оскорбления часто становятся причиной серьезных конфликтов, которые в один момент могут перерасти в межнациональную войну.
Так, житель поселка Лакат, являющегося местом компактного проживания лиц узбекской национальности, Истаравшанского района Имрон Абдумуминов вместе с односельчанами-узбеками поехали продавать выращенные овощи на рынок "Гулисурх". Но здесь их блокировали перекупщики, которые даже не ведают, как растут овощи и потребовали продать их за символическую цену. Лакатцы не согласились и объяснили спекулянтам, что такая цена их не устраивает и они будут продавать свой товар сами. В ответ перекупщики открыто заявили, что "узбеки на "Гулисурхе" продавать свои товары не будут", возникла словесная перепалка, а потом драка.
Сотрудники районной милиции задержали и доставили узбеков в здание РОВД, стали оскорблять и провоцировать их на скандал. Лишь поздно вечером, заставив оплатить штрафы по 100 сомони, отпустили. В поисках правды жители Лаката обратились к председателю хукумата Истаравшанского района Иброхиму Абдуллоеву с просьбой помочь им. Однако чиновник отказался общаться с ними и, разорвав заявление граждан на узбекском языке, сообщил, что будет рассматривать жалобу, написанную только на государственном языке. Имрон Абдумуминов с товарищами тут же нашли переводчика, который за 10 сомони написал заявление на таджикском языке, которое им так и не пригодилось. В хукумат узбеков попросту не пустили к главе района.
Впрочем, великотаджикский национализм проявляется не только в стране, но и за ее пределами. Таджикские гастарбайтеры и за рубежом продолжают ненавидеть то узбеков, то киргизов, то лиц другой национальности. Так, в минувшем году от таджикских националистов пострадали 816 трудовых мигрантов и 91 гастарбайтер был убит. Хотя пресс-секретарь российского представительства миграционной службы Таджикистана Бахтиер Саттори и утверждает, что это бытовая преступность и никакой национальной подоплеки тут нет, поскольку мигрантам делить нечего.
Но можно ли назвать "бытовухой" настоящее побоище с участием около 200 гастарбайтеров из Таджикистана и Киргизии произошедшее в районе строительства станции московского метро "Трубная"? Председатель общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов подтвердил, что трудовые мигранты дрались "стенка на стенку", разделившись по национальному признаку. Правда, причина конфликта так и осталась загадкой, хотя Шарипов не исключает, что сначала стычка произошла на бытовой почве или из-за работы, а потом уже переросла в столкновение, в которое были вовлечены все, кто в этот момент находился на стройке.
– Не верьте, если вам говорят, что у нас нет межнациональной вражды и дискриминации, – возмущается Алижон-ака, племянник Шокир-бобо Эргашева, о котором говорись в начале материала. – Президент Таджикистана и его приближенные всегда ссылаются на то, что они выполняют обязательства, взятые на себя перед своим народом, частью которого являемся и мы, узбеки, родившиеся и выросшие здесь. Узбеков в Таджикистане попросту не считают за людей и делают все, чтобы выдавить из страны или ассимилировать. В метриках о рождении ребенка и паспортах не хотят писать слово узбек, запрещают читать узбекскую прессу, смотреть узбекские телепередачи, получать образование на родном языке. Добром это не кончится. Кое-кто из чиновников в кулуарах ссылаются на то, что следует ослабить позиции узбекского населения.
В словах нашего собеседника нет лжи и лукавства. Посеянная кем-то межнациональная вражда в Таджикистане и расовая дискриминация каждодневно усиливаются в стране, где прежде на протяжении многих столетий в мире и согласии жили представители разных наций и народностей. Коричневая чума, именуемая фашизмом, похоже, что глубоко залезла в душу людям, стоящим сегодня у власти в республике. И следующим их шагом остается лишь примерить элегантно сшитые костюмы со свастикой и выкрасить в желтый цвет для не таджиков скамейки в парках.
Сухробжон Жураев
12 апреля 2012
|