КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 02.05.2012
20:32  Акция "Георгиевская ленточка" в Душанбе
20:02  Суд в Лондоне оставил в силе решение по спору между БТА Банком и Аблязовым на $1 млрд
19:24  В.Акопян: Каспийская миссия Морнингстара - Баку становится узлом евразийской энергодипломатии США
19:15  Washington Post: План Обамы по завершению войны в Афганистане
18:17  ВВС: Россия не хочет лезть в таджико-узбекский конфликт. (И правильно делает)
17:23  М.Ненашев: Война на карте, шулеры в игре. Таджико-узбекский конфликт вокруг Фархадской ГЭС
15:16  М.Олимов: Вывод сил НАТО из Афганистана и последствия для Таджикистана

13:16  Казахстан и Япония заключили новое "урановое" соглашение
12:36  "Известия": Промзоны Москвы будут развивать без привлечения гастарбайтеров
12:22  А.Смирнова: Русская лампада в Оше. Рассказ о русской школе "Светоч" при храме Архистратига Божия Михаила
12:05  Ю.Баранчик: Пойдут ли США на агрессию против Ирана?
11:56  Таджикский певец Толиб Курбанханов записал вторую песню про В.Путина: "Спасибо тебе, Боже, за Владимира" (видео)
11:51  "Харакат": Бандитский юг Кыргызстана
11:48  IWPR: Турецкий бизнесмен Вахид Гунеш обвиняет власти Узбекистана в пытках
11:45  ВВП Узбекистана продолжает болтаться ниже плинтуса - $800 в год на живую душу
11:42  Сначала все ОК, а потом хана. "Семейный бизнес" в Узбекистане
11:37  Новый минкульт Туркмении Гунча Маммедова ужесточила дресс-код "добропорядочной" туркменки. Шифон, креп-жоржет и прочее прозрачное "безобразие" строго запрещено
11:30  КырКамикадзе? Мерседес C-500 отважно таранил ворота госрезиденции президента Киргизии - трое погибших
11:29  И.Раимбердиева: "Ключи" к традиционной кыргызской культуре
11:27  Кыргызстан уже полным ходом ведет секретные переговоры с США о будущем авиабазы "Манас", - послица проболталась
11:06  А.Шустов: Казахстан - изменение этнического ландшафта
10:41  Узбекистан обновит 30% оборудования промышленности, - лихо постановил Кабмин
10:33  Новым послом Киргизии в Узбекистане стал Э.Узакбаев
10:31  "РС": Мир после бин Ладена. Обама полон безмотивного оптимизма
10:17  Сох. Узбекские пограничники пытались спастись от самосуда на территории Кыргызстана
10:07  В Афганистане убит один из лидеров талибов мулла Исмаил
09:55  Ежедневные расходы Кыргызстана превышают доходы на 10-15 млн сомов - минфин КР
09:30  М.Сариев: "Кыргызом быть невыгодно. Выгодно быть евреем... Идет работа по декодированию сознания кыргызов"
09:21  В.Ночевкин: Пляска на детских костях, или О том, как одна семейная трагедия в Оше обернулась геополитическим скандалом
08:42  В Ташкенте восстановлен институт обязательной прописки
08:11  "МК-К": Под градусом. Эксперты измерили уровень религиозной напряженности в Казахстане
08:08  С.Оспанов: Завтрак туристов. Казахстанская экзотика - выдоить из бюджета мегакурорт со сливками
08:01  Г.Марченко (глава Нацбанка РК): "Казахстанские банки обожглись на молоке и теперь дуют на воду"
07:57  Талибы едва не взорвали Б.Обаму в Кабуле
07:52  Л.Шмидт: Новая пенсионная реформа Казахстана - сын за отца
07:38  Темур Варки: Будет ли реализовано президентское послание Э.Рахмона?
07:31  Ш.Мамаев: Талибский кризис. Последняя ошибка американских военных
07:27  Китай повернулся к России премьером. Россию посетил будущий глава правительства Ли Кэцян
07:25  Интернет дал России свободу. Опубликован доклад Freedom House о независимости СМИ
06:02  За кражу невест в Кыргызстане предлагают ввести уголовное наказание до 8 лет лишения свободы
01:35  Аттила возвращается. Память сердца ведет конных венгров в казахские степи
00:25  М.Эшонкулов: Личные интересы - главный приоритет властей Таджикистана
00:19  А.Горбатов: Первые засады на "новом шелковом пути"
00:10  М.Рамазонов: На дорогах Таджикистана небезопасно, или Чего можно ждать от таджикских таможенников
Вторник, 01.05.2012
12:11  Нацбанк Казахстана выпустил серебряную монету в честь... "Баурсака/Колобка" (фото)
11:56  Казахстанский х/к "Барыс" усилят в новом сезоне могучие финны - вратарь Теему Лассила и форвард Янне Лахти
11:51  В Хатлоне размыло дождями и селями около 400 домов
11:43  Игорь Растеряев (поэт и музыкант): "Гламур - это кичащаяся глупость, присыпанная блестками и выставленная напоказ"
11:17  Кыргызская финансовая разведка - самая лучшая в Центральной Азии, - уверяет ее глава Мамбетжанов
11:12  Американцы рассекретят архив Усамы бен Ладена
10:46  Смерть Кадаффи помогла обнаружить затерянные города древней цивилизации гарамантов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
И.Раимбердиева: "Ключи" к традиционной кыргызской культуре
11:29 02.05.2012

Инициатива по духовной консолидации
Духовное возрождение каждого народа тесно связано, прежде всего, с обновлением его взгляда на свою историю и культуру. Однако, именно это "обновление" часто становится камнем преткновения на пути развития. Столетия преобладания рационального или узко-материалистического миропонимания создали пропасть между современным человеком и традиционной культурой. Поэтому обновление восприятия культуры является своего рода "ключами" к этой культуре. Подобные ключи не так уж просто найти в контексте устоявшихся привычек в восприятии и познании окружающего мира, но без них наши культурные богатства не смогут открыться нам в своей полной красе и потенциале.

Все явления в этом мире, видимо, имеют замысел открываться человеческому восприятию и пониманию постепенно, соразмерно требованиям времени и текущим возможностям человека. Традиционная культура относится именно к таким таинственным "многослойным" явлениям, путь познания которых, кажется, бесконечным. От того, какие способы и уровни восприятия и познания нашей культуры мы задействуем на данном этапе нашей истории, и вообще насколько целостен наш взгляд на собственные корни, зависит качество и глубина нашего видения себя и своей культуры.

Современное осмысление традиционной культуры требует от нас три очень важных шага. Во-первых, мы должны освоить новые способы восприятия и познания нашей культуры. В частности, чтобы понять что-то новое в трансцендентных культурных явлениях кыргызов, нам сегодня крайне необходимо возродить из забвения так называемое "интуитивное познание". Подобное познание еще часто называют "иррациональным", как противовес "рациональному" или научному познанию. Если в научном познании мы часто ориентируемся на разум, логику и внешнее экспериментирование, то интуитивное познание задействует сердце, чувства и опирается на внутреннее самопознание. Главным в научном познании является внешняя доказуемость явления, а в интуитивном познании – его внутренняя ощутимость и соприкосновение с ним. Без сочетания интуитивного осмысления и более смелого научного экспериментирования в настоящее время невозможно раскрыть глубинные аспекты традиционной культуры и, следовательно, в полной мере раскрыть истинный потенциал человека. В этом контексте невозможно не согласиться с Альбертом Эйнштейном, который как-то сказал следующее: "Интуитивный ум – это сакральный дар, а рациональный ум – его преданный слуга. Мы создали общество, которое почитает слугу и забыло истинный дар"1. Другим очень важным моментом является необходимость сочетания в рамках научного познания гуманитарных и естественно научных подходов в исследовании культурных явлений, поскольку феноменальность, трансцендентность многих явлений традиционной культуре невозможно раскрыть и объяснить лишь в рамках гуманитарных наук.

Во-вторых, немаловажным сегодня является наша способность выйти и на новые уровни восприятия и познания своей традиционной культуры. Самый простой уровень, на котором мы можем воспринимать и познавать свою культуру – это уровень формы. На этом уровне для нас важно внешнее проявление и выражение культурного явления (форма и ее вариации). К примеру, на этом уровне для нас мир Манаса – это эпос с определенной рифмой, количеством строк, композицией, сюжетом и эпическим смыслом. Эпос "Манас" не раз удивлял мир в качестве самого масштабного эпического произведения. На этой почве выросло не одно поколение литературоведов, фольклористов и представителей других схожих наук и сфер. Пик восприятия кыргызами феномена сказания эпоса "Манас" на уровне формы пришелся на советские времена. Второй уровень восприятия и познания культуры – это уровень символов. На этом уровне важны смыслы и значения культурного явления для человека и общества (информация и ее интерпретации). Так, мир Манаса для кыргызов – это герои, образы, события, исторические обстоятельства и, самое главное, символ мужества, стойкости, единства, мудрости и других положительных качеств кыргызского народа. Эта почва взрастила на себе множество философов, культурологов, этнографов; массу национальных идеологов и общественных деятелей различного масштаба. Подобное восприятие данной "жемчужины" нашей культуры активировалось после распада СССР и обретения Кыргызстаном независимости. И, наконец, сегодня, мы стоим на пороге третьего уровня восприятия и познания культуры – это уровень технологий. На этом уровне для нас важно воздействие культурных явлений на наше сознание или энергоинформационное состояние (энергия и ее воздействие). Освоение этого уровня требует от нас рассмотрения, например, феномена сказания эпоса "Манас" в качестве определенной технологии энергоинформационного или духовного пробуждения и развития личности на индивидуальном и коллективном уровнях. Этот уровень имеет огромный потенциал по формированию продвинутых психологов, социальных экологов и других специалистов по личностному/общественному и духовному росту человека, а также грамотного или понимающего слушателя. А самое главное – такой уровень понимания традиционной культуры обладает большим будущим в плане объединения кыргызов вокруг идеи самосовершенствования человека, его связи с Космосом и гармонического сосуществования в природе и социуме. Это новое восприятие своей культуры для кыргызов, по всей видимости, стало актуальным и реальным после апрельских событий 2010 года. Эти события, в каком-то смысле, явились видимыми индикаторами пробуждения духа кочевника (или вообще высшей природы человека, его стремления к естественной справедливости и гармонии) и выброса подсознательной агрессии народа, накопившейся и мешающей дальнейшему развитию общества.

Если первые два уровня, в основном, опираются на восприятие и изучение конечного продукта культурного творчества и его смысловые и информационные интерпретации, то третий уровень делает упор на восприятие и изучение носителей (сказителей, музыкантов, художников, шаманов, мастеров-ремесленников и др.) и воспринимающей стороны (народа) культурных явлений. Иными словами новый этап познания коренной культуры – это познание трансцендентной (сверъхъествественной, высшей) природы непровяленного мира и путей его связи с нашим реальным (проявленным) миром. Надо отметить, этот уровень восприятия и познания культуры является огромным пространством, которое только-только начало раскрываться кыргызам и другим народам мира. И если мы сможем продвинуться в этом направлении, то мы сможем стать обладателями важных и эксклюзивных технологий психологического оздоровления и развития сознания человека, которые могут принести неоценимую пользу не только кыргызам, но и всему миру.

В-третьих, очень важным сегодня является целостность восприятия традиционной культуры. Каждое культурное явление кыргызов, которое даровано кыргызам и сопровождает нас многие столетия, можно считать единством трех взаимосвязанных компонентов: трансцендентной (высшей) природы явления, передатчика или носителя сакрального дара; общества, как принимающей стороны. В случае с феноменом сказания эпоса "Манас" - это мир Манаса, сказитель и слушающая аудитория. Сегодня кыргызы постепенно переходят именно к такому целостному восприятию данного центрального компонента своей матрицы выживания, и это очень важный этап нашей истории.

Таким образом, выход на новые уровни и освоение новых способов восприятия и познания явлений (особенно, трансцендентных явлений) нашей традиционной культуры и обретение целостности миропонимания является сегодня "золотыми ключами" к нашей собственной безмерно богатой культуре. Только они могут открыть современному кыргызу дверь в прикладную культуру (культуру, применимую на практике в современных условиях) и превратить культуру в реальный ресурс для развития общества. Если наше восприятие культуры не обретет эти три ключа, то мы будем бесконечно теоретически рассуждать о культуре или только успевать "откапывать" и бороться за сохранение исчезающих артефактов своей культуры. Если все же мы сможем обрести эти три ключа, то у нас есть возможность раскрыть очень реальные технологии внутри нашей культуры (прежде всего технологии трансформации сознания человека), наслаждаться постоянным самообновлением культуры и проявлением ее в различных формах, и строить реальные социальные системы, опираясь на свою культуру на свои духовные коды. И это вполне возможно, поскольку любая коренная культура – это гармоничный набор механизмов духовно-материального развития человека, адаптированный максимально для конкретно взятого народа.

Отрывок из книги "Кыргыз Өзөгү" (Часть 1) Бишкек, 2012
30.04.2012

Индира Раимбердиева

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1335943740


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх