Н.Назарбаев и И.Каримов не поедут на саммит НАТО в Чикаго 19:52 17.05.2012
Лидеры стран Центральной Азии в Чикаго не поедут
На саммите НАТО афганское урегулирование будут обсуждать без их участия
Президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана впервые получили от генсека НАТО персональные приглашения принять участие в саммите альянса, который пройдет 20–21 мая в Чикаго. Главной его темой, как ожидается, станет подведение итогов успешной, с точки зрения Белого дома, афганской операции, которую к 2014 году планируют завершить Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF).
Среднеазиатские лидеры имели шанс реально помочь в избирательной кампании президенту Бараку Обаме, желающему представить себя политиком, завершившим две войны - в Ираке и Афганистане,- а также попасть в заветный список более чем 60 мировых лидеров, званных на встречу, что само по себе весьма почетно.
Однако основательно подумав, они дружно объявили, что в США не поедут. Их за океаном заменят министры иностранных дел.
Россию, если такое решение примет Кремль, будет, скорее всего, представлять глава 2-го азиатского департамента МИД России, спецпредставитель президента по Афганистану Замир Кабулов.
- Главы среднеазиатских стран настороженно наблюдают, как США продолжают использовать НАТО для распространения своего влияния на освободившееся после распада СССР пространство, одновременно вытесняя с него Россию, - считает заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.
Секретарь группы Совета Федерации по сотрудничеству с Нацассамблеей Афганистана Вячеслав Некрасов также полагает, что американцы, прикрываясь флагом альянса, активно стремятся закрепиться в регионе, который они называют Большим Ближним Востоком. Это необходимо, чтобы сохранить влияние на Афганистан, Пакистан, Иран, а также, в какой-то степени, Китай и Индию. Кроме того, США хотят контролировать среднеазиатские режимы.
- В Центральной Азии Штаты ведут себя бесцеремонно, без оглядки на амбиции лидеров расположенных здесь стран и восточный менталитет, - говорит он.
Американцы, например, несколько месяцев назад предприняли попытку организации здесь центров по противодействию афганскому наркотрафику, но перегнули палку. По словам эксперта, контингент этих технически оснащенных представительств должны были составить военнослужащие, выводимые из Афганистана. США планировали, что во главе будут стоять их представители. При этом Вашингтон хотел, чтобы сотрудники получили прямой доступ к банкам данных местных спецслужб. Ясно, что занимались бы американские военные не только наркотиками. По сути создавались военные базы, которые при определенном раскладе могли представлять реальную угрозу для региональных лидеров.
Процесс выстраивания отношения с НАТО является сложным не только для России, но и для среднеазиатских стран, считает Павел Золотарев. Если посмотреть документы предыдущего саммита альянса в Лиссабоне, где была обозначена позиция фактического отказа от сотрудничества с ОДКБ, то выяснится, что никаких изменений с тех пор не произошло. Хотя ОДКБ реально отвечает за формирование мер безопасности в регионе, и располагает необходимыми, в том числе и военными, возможностями для этого.
- НАТО рассматривает ОДКБ и ШОС не только как конкурентов, но, в первую очередь, в качестве сдерживающих факторов, мешающих созданию военных баз США и альянса в Центральной Азии, - полагает эксперт по Афганистану Вячеслав Некрасов.
Дело в том, что в рамках этих организаций закреплено правило: для размещения иностранных воинских контингентов на территории стран-участниц необходимо согласие всех членов - то есть в том числе России и Китая. Именно поэтому американцы стремятся "растащить" страны, входящие в ОДКБ и ШОС, предлагая варианты прямого сотрудничества.
Однако Нурсултан Назарбаев и его среднеазиатские коллеги - весьма опытные политики, которые давно и успешно лавируют между влиятельными игроками, имеющими интересы в Среднеазиатском регионе. Те послания, которые натовцы захотят передать по афганскому урегулированию, они получат - напрямую или через полномочных посланников. А потом, как и положено, будут думать.
17 мая 2012, Игорь Являнский
|