Т.Кучуков: Охотники за "капустой". За последний год на казтаможне "Кордай" сменилось 11 начальников! 00:06 28.05.2012
Охотники за "капустой"
Месяц назад главный таможенник страны Мажит ЕСЕНБАЕВ заставил подчиненных изрядно поволноваться: за день он уволил 18 сотрудников таможни "Кордай", что на границе с Киргизией, и принял на службу вчерашних выпускников вузов (см. "Молодо - не зелено?", "Время" от 24.4.2012 г). Как выяснилось, некоторые офицеры таможни со стажем покровительствовали контрабандистам и получали за это мзду.
Абай АЛИПОВ, и. о. начальника пограничного перехода "Кордай": Такого бардака я еще не видел!
…За последний год на "Кордае" сменилось 11 начальников! Чтобы увидеть все своими глазами, мы с фотокором поехали на казахстанско-киргизскую границу. - Я работал в таможне трех регионов страны, но такого бардака, как здесь, еще не видел! - таким признанием встретил нас и.о. начальника пограничного перехода "Кордай" Абай АЛИПОВ. - Всего месяц, как работаю, а уже немало недоброжелателей приобрел.
- Уточните, что для вас означает "бардак"? - По закону товар, не превышающий веса 50 килограммов и не дороже 1500 евро, можно перевозить без таможенного оформления раз в месяц. Чаще - уже скрытая форма контрабанды. Представьте, в среднем за сутки через таможню проходят до семи тысяч человек. Среди них немало мешочников, как мы их называем. Они по нескольку раз в сутки мотаются через границу и всякий раз якобы везут товар для себя. Видно, что к товару они не имеют никакого отношения. Казалось бы, нужно проводить разъяснительную работу с ними, оформлять груз по таможенному приходному ордеру (ТПО). Наш пост в день до 4 миллионов тенге может приносить в доход государства только по ТПО. Несложно подсчитать сумму за месяц, год. Тем более что "Кордай" работает без выходных и праздничных дней.
- И что же вам мешает пополнять казну страны? - Коррумпированные сотрудники. Я подсчитал, что мешочник от 6 до 10 рейсов делает. Тысячу тенге он получает от предпринимателя за один переход с товаром. Мы начали оформлять по ТПО - народ поднялся. Более тысячи носильщиков оккупировали пост. Перекрыли все выезды, бросали в нас камни. Позже я понял: мешочникам помогали некоторые таможенники. Ситуация устраивала всех. Я прямо сказал Есенбаеву: "Мажит Толеубекович, нужно реагировать немедленно!". Председатель поддержал инициативу. Теперь стажируем вчерашних студентов - намерены создать на переходе цивильные условия, избавиться от километровой давки… Да пойдемте на границу - покажу, как все работает.
…На переходе два окна для паспортного контроля. У каждого - толпа около 100 человек. Можно было бы пару скамеек поставить для пожилых людей и женщин с маленькими детьми. Но пограничники народ суровый, лишней спешки не любят. У них есть возможность работать на четырех-пяти окнах миграционного оформления. Пустые кабинеты на таможне тоже есть. Но стражам границ, видимо, удобно работать именно в таком режиме. Естественно, возникает столпотворение. В толпе можно заметить шныряющих молодчиков, предлагающих за мзду решить вопросы быстро и без очередей. Конечно, многие из тех, для которых время - деньги, на это соглашаются. Едва фотокор начал снимать толпу - оба окошка закрылись. К нам стремительным шагом приближается суровый майор-пограничник. Небрежно козырнув, интересуется, кто мы и по какому праву находимся в их владениях. Переписав все данные, офицер по имени Еркин достает мобильник и докладывает неизвестному "господину полковнику" о нашем визите. Объясняю, что приезд согласован с республиканской таможней. - Меня не волнует! Пока с нашей стороны "добро" вы не получили. Ничего не снимать, интервью у пограничников не записывать! - уперся майор.
Поговорив по телефону, он сообщил, что его "господин полковник" не против, но строго наказал - ни одного пограничника в кадре. - Бывает, за сутки до 16 тысяч человек проходит, - продолжает экскурсию по таможне полковник Алипов. - Нужны дополнительные места для пограничников, новые сотрудники. Сами видите, мы успеваем все оформить, пробки образуются у окон паспортного контроля. Также стараемся контролировать автомобильные переходы. По периметру границы контроль осуществляют сотрудники погранслужбы. Но вдоль границы много бродов. Недавно три грузовика с контрабандой поймали. Киргизы перерезали колючую проволоку, заехали в Казахстан. Выставляем вдоль бродов мобильные группы. Предлагал пограничникам: давайте вместе работать. Это же ваша приоритетная задача. Вроде соглашаются, но контрабандисты еще не исчезли… Нашу беседу прерывает протяжный стон - женщина, держась за голову, причитает: - Ой-бай, баеке, в Казахстан надо! Там родня. Месяц собиралась, да денег не было. На один день еду. Балам, пропусти. Таможенники лишь улыбаются. Интересуюсь: мол, почему бы не помочь? Капитан объяснил, что она уже третий раз приходит - мешочница. Офицер предлагает внимательно посмотреть на ее ноги. На женщине просторное платье ниже колена, при этом заметно, что бедра неестественно толстые. - На каждой ноге по десять джинсов намотано, - объяснил Абай Алипов. - Мы называем таких "капустой".
Киргизки старательно прячут лица и молчат как партизаны. Как оказалось, среди них есть и рекордсменки: некая Жания (кстати, гражданка Казахстана) за месяц умудрилась пересечь границу 259 раз, за 30 дней сумев перенести почти 10 тонн ширпотреба. Поистине есть женщины в наших аулах…
Доходим до поста наркоконтроля. Пятилетняя овчарка Эльнара, высунув язык, обнюхивает "Мерседес" с киргизскими номерами. Таможенники говорят: с помощью собаки уже выявили пять случаев незаконного оборота наркотиков. Вдоль металлического ограждения стоят толпы мешочников. Они явно выделяются на фоне тех, кто едет просто погостить. На женщинах надеты просторные халаты и какие-то балахоны, а мужики, несмотря на жару, в плотных спортивных костюмах. Оно и понятно: им приходится ночевать на таможне с товаром. А ночи здесь прохладные.
Тохнияз КУЧУКОВ, kuchukov@time.kz, 26 мая 2012 |
|