М.Суюнбаев: Кочевник стал темселегентом. Интеллигенция в Кыргызстане 13:26 29.05.2012
Рубрика "Шляпа для ума": Об интеллигенции
Представляем вашему вниманию новую еженедельную рубрику "Шляпа для ума"
"Я не интеллигент, у меня профессия есть".
Л.Н.Гумилев
Недавно прошел 2-й съезд интеллигенции. Представители интеллигенции Кыргызстана, как оказалось, собрались впервые за последние 52 года (!!!) – сумасшедшая оперативность. Первый ее съезд состоялся в 1960 году.
"Интеллектуал и интеллигент - две большие разницы. Интеллигент - это типа вора в законе: ему работать западло, он „размышлениями живет"" - с форума ИноСМИ.
Понятие "интеллектуал" ассоциируется с понятиями "свободомыслие", "властитель дум", пассионарность и т.п. Ассоциируются ли эти понятия с интеллигенцией и деятелями культуры Кыргызстана и нашего региона в целом? Если нет, то почему? Почему "интеллектуалы" региона стали все реже и реже привлекать внимание национального, регионального и мирового сообществ?
Советский энциклопедический словарь 1988 г. определяет „интеллигенцию" как „Общество, слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры". Профессионально занимающиеся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, - это ученые и инженеры, а тех, кто занимается развитием и распространением культуры обычно называют деятелями культуры. Первых больше, так как они существуют не зависимо от того проводит государство осознанную политику или нет.
Чем прогрессивнее структура экономики (чем больше в ней доля промышленности и услуг), тем больше спрос на умственный труд. Накопление общественного богатства делает возможным появление интеллигенции – тех, кого можно нанять заниматься умственным трудом профессионально, а не на "общественных началах". Долгое время резкоконтинентальные условия, низкий уровень биологической продуктивности и транспортная изолированность региона не способствовали ни накоплению общественного богатства, ни появлению спроса на умственный труд. Земледелие и кочевое скотоводство не очень-то и нуждались в интеллектуалах и определяли примитивную структуру экономики.
Включение региона в процесс глобализации в рамках Великого Шелкового Пути и формирование прогрессивной структуры экономики выдвинуло в средневековье мыслителей и "интеллектуалов" мирового масштаба: Рудаки, Авиценна, Аль Фараби, Жусуп Баласагунский и многие-многие другие. В это же время в регионе были созданы памятники культуры, включенные ЮНЕСКО в фонд мирового наследия. Последующие "постшелковый" и досоветский периоды характеризуются оторванностью от мировых цивилизационных процессов, возвращением к примитивной структуре экономики, сокращением материальной базы интеллектуального труда и спроса на него.
Низкая биологическая продуктивность территории диктовала низкую плотность населения. Низкая концентрация человеческого и социального капитала задерживала развитие культуры и созревание этносов в целом. В дореволюционный период "интеллигенция" была малочисленна, представлена главным образом духовенством и была в роли содержанки власть имущих.
В конфликтах, репрессиях, в войнах СССР погибла наиболее продуктивная (пассионарная по Гумилеву) часть этносов. В эмиграцию ушла также наиболее предприимчивая часть нации. Миграция - это тоже отъезд пассионариев.
Почитание старших, характерное для населения региона, легко превращается в почитание авторитетов – не самое подходящее свойство для "властителей дум".
Регион характеризуется рудиментами традиционного общества – архаичного крестьянского сообщества, культура которого сложилась во времена возникновения земледелия и скотоводства, и не менялась в своих основах до настоящего времени.
В годы советской власти в рамках индустриализации, борьбы с безграмотностью, модернизации, гонки вооружений количество интеллигенции резко возросло, но ее общественная позиция мало изменилась. Она не имела той относительной свободы, которую имеет в экономически развитых странах, где она работает через контракты и гранты на бизнес. Количество интеллигенции резко возросло в том числе за счет ее "импорта" не только из европейской части СССР, но и даже самой Европы (в рамках "Интергельпо").
Москва не жалела усилий на общее развитие региона – он служил рекламной вывеской социализма для развивающихся стран. Это принесло результаты: творчество Чингиза Айтматова, например.
Если в первые годы советской власти была тяга к знаниям, то на ее закате и в постсоветский период она сменилась тягой к дипломам. Форма пришла на смену содержанию.
Так интеллигенция постепенно стала превращаться в дипломодержателей
Кочевник стал темселегентом.
Постсоветский период оказался катастрофическим для местных работников интеллектуального труда. Пошел процесс приватизация общерегионального историко-культурного наследия. Для региона стал характерен "мелкодержавный шовинизм" и на уровне государственном, и на уровне бытовом.
Несколько бед свалилось одновременно:
разрыв связей внутри СССР; резкое изменение основных ценностей общества (рыночная экономика, индивидуализм и т.д.); фрагментация культурного пространства и появление "местных ценностей" в результате суверенизации и взрыва национализма; резкое сокращение бюджетного финансирования науки и культуры; снижение спроса на интеллектуальный труд со стороны экономики; возвращение к примитивной структуре экономики. Так интеллигенция стала отрываться от жизни страны
Вырожденная интеллигентность.
И тут появились различного рода зарубежные фонды, международные организации, проекты и т.д., воссоздавшие спрос на интеллектуальный труд. Цели этих организаций не всегда совпадали с национальными интересами, хотя не обязательно противоречили им. Местных меценатов слишком мало и кошелек их пока не слишком толст.
Так интеллигенция постепенно стала утрачивать патриотизм
Количество переводов современных достижений мировой культуры на языки народов региона ничтожно. Стоимость российских переводов достижений мировой культуры для большинства работников интеллектуального труда недоступна. О западных изданиях вообще речи нет: стоимость одной книги может быть равна зарплате школьного учителя за несколько месяцев. Вследствие этого, например, в Душанбе и многих областных центрах Кыргызстана вообще исчезли книжные магазины.
Так постепенно идет провинциализация интеллигенции в регионе
Неконкурентоспособность и невостребованность на рынке труда толкает интеллигенцию в придворные – возвращает в роль содержанки власть имущих.
Так идет расставание со "свободомыслием" (если оно было)
Распад СССР привел к замене коммунистического идейного прессинга на еще более мощные: вестернизацию и истернизацию (исламизацию). Сейчас идеологии массовой культуры могут сопротивляться только страны с глубоко традиционной культурой, большинство населения которых проживает в сельских общинах. А исламизации похоже не сопротивляется никто, она многими (не всеми) воспринимается как часть национальной идентичности. Попытки предложить в качестве основы национальной идентичности идеологию тенгрианства пока не имели успеха. О свободомыслии уровня Омара Хайяма нет и намека.
"Бритни Спирсы" и духовенство стали задвигать интеллигенцию на задворки
"Интеллигент" происходит о слова "Intel"1.
Местная интеллигенция задвигается на задворки не только зарубежными идеями, местным духовенством и чиновничеством, она не выдерживает культурной конкуренции даже с представителями преступного мира. Посмотрите на два объекта в г.Чолпон-Ата, построенные в последние 15 лет и претендующие на статус культурных. Один построен представителем преступного мира, другой – бывшим чиновником, "претендующим на интеллектуала". Первый объект – более выигрышный.
Местная интеллигенция задвигается на задворки и простыми обывателями. Посмотрите на обряды и ритуалы: они успешно навязываются обывателями. Это и разорительные пышные свадьбы в Узбекистане, это и не менее разорительные похороны в Кыргызстане и пышные юбилеи совершенно посредственных людей, - везде обыватели являются "властителями дум" интеллигенции, а не наоборот. Интеллигенция идет на поводу у самых диких, нелепых, спорных и затратных обычаев, которые якобы "возрождены", а чаще просто придуманы в последнее время. Это касается и калыма-приданого, и кражи невест. И проведение похорон и поминок, сопровождаемых совершенно нелепым "обменом товаров" (якобы, подарками) и т.п. И везде интеллигенция уныло плетется вслед за этими процессами.
Так интеллигенция из пассионариев превращается в пассивных обывателей
Таким образом, за советский и постсоветский периоды, интеллигенция как социальная группа, так и не стала лидером общественных процессов в регионе. Она не смогли предложить другим социальным слоям и сегментам общества ничего общественно значимого, и поэтому не смогла стать объединяющим звеном трансформации общества, его подлинно национального культурного возрождения.
Вызовет ли возрождение Великого Шелкового Пути возрождение структуры экономики, требующей интеллектуального труда. Произойдет ли социальное, а затем и моральное Возрождение интеллигенции и деятелей культуры региона? Появятся ли новые Рудаки, Авиценна, Аль Фараби, Жусуп Баласагунский?
1 компьютерная компания.
Мурат Суюнбаев
|