Л.Басарова: Хабашиты проникли во власть в Казахстане? 00:22 04.06.2012
Хабашиты проникли во власть? Недавно интернет-пространство пронзила молния: радикальное течение хабашизм проникло в систему госуправления и постепенно начинает ее разъедать, продвигая свою идеологию. Сектантству надоело быть подпольным? Или это всего лишь отголоски внутриполитической борьбы?
Потоку обвинений в Интернете подверглось Агентство по делам религий РК (АДР). Перечисляются конкретные лица – члены АДР, которых называют последователями хабашизма – крайне радикальной идеологии, которая направлена на разрушение традиционного ислама, подрыв государственной власти и дальнейший ее захват. Члены АДР, которых называют хабашитами, являются выпускниками ливанских религиозных учебных заведений и выходцами-изгнанниками из Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). А Ливан – прародина хабашизма, поэтому его бывших студентов считают в Казахстане распространителями радикальных идей.
То, что хабашиты в Казахстане есть, исследователи-религиоведы не отрицают. Однако пока никто из экспертов не готов утверждать, что АДР сегодня несет угрозу обществу, потому что там якобы работают проводники деструктивного хабашизма.
– Хабашизм – это радикальная экстремистская идеология, которая разрушает ислам изнутри. В Ливане, в Украине это течение уже проявило свое пагубное влияние. Сказать, что оно проникло в Агентство по делам религий, я не могу. Но в обществе сегодня действительно усугубилось внутриконфессиональное противоречие, салафитско-хабашитское противостояние. Выяснить, является ли человек хабашитом, очень сложно, тем более что зачастую скрытое течение прикрывается борьбой за традиционный ислам. Если бы хабашиты проникли в структуру АДР, значит, они увели бы деятельность государства не в том направлении. Этого мы пока вроде бы не видим, – говорит доктор исторических наук, религиовед Асылбек Избаиров.
Действительно, а были ли у АДР попытки внести смуту? Ведь главная цель хабашитов – сбить людей с правильного понимания основ традиционного ислама, в результате чего страдает вся профилактическая работа по борьбе с религиозным экстремизмом. Вот и делаем выводы. Все ли сегодня в обществе понимают, что такое традиционный ислам? Идет ли просвещение населения? Не так давно "Мегаполис" писал о том, что понятие традиционный ислам крайне размыто.
– Пора уже государству определиться, какой ислам нам нужен? Почему молчат теологи? Где диалог ДУМК и АДР? Где пропаганда? Ведь идеология без пропаганды ничего не значит. Нет никакой просветительской работы, работы с молодежью по религиозному просвещению. Государство должно отвлечься от внутриэлитных разборок и проявить свою волю в распространении идей традиционного ислама, религиозном воспитании общества, – говорит политолог Нурлан Еримбетов.
Действительно, почему ДУМК и АДР не сотрудничают? Что мы видим вместо этого? Агрессивное противостояние, почти открытый конфликт в вопросах вероубеждений. Вспомнить хотя бы попытку АДР разделить центральный орган мусульман – ДУМК – на областные имаматы. Также АДР добивалось того, чтобы все мечети Казахстана регистрировались как отдельные религиозные объединения. Это ли не попытка внести смуту среди мусульман? Многие эксперты расценивают это именно так.
Не вошло в диалог Агентство по делам религий и с Союзом мусульман Казахстана. На предложение лидера союза Мурата Телибекова создать в Казахстане религиозно-просветительскую телепередачу глава АДР Кайрат Лама Шариф отреагировал вроде как положительно, но дальше разговоров дело не пошло.
– Я пытался убедить Лама Шарифа, что в вопросах религии не пойдут только силовые методы, нужна идеология. Ведь противостоять экстремизму можно только на уровне определенной концепции. Я не вижу никаких просветительских передач, газет, журналов. Хотя именно в этом направлении АДР должно сосредоточить свои усилия, – говорит Мурат Телибеков.
Некоторые эксперты считают возможность проникновения хабашитов во властные структуры нонсенсом.
– Хабашиты в АДР? О чем вы? Это невозможно. И вообще в Казахстане угроза экстремизма не так велика, как, например, в центральноазиатских странах. В этом плане работа АДР очень грамотно выстроена. У нас же поликонфессиональное общество и казахи – толерантный народ. Казахстан находится на перекрестке разных цивилизаций, религий. Не спорю, есть некоторые проблемы в отношениях между ДУМК и АДР. Думаю, связано это с необразованностью некоторых имамов. Поэтому нам нужен собственный учебный центр, – считает директор Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Меруерт Абусеитова.
Само Агентство по делам религий не изменяет своим традициям: упорно молчит в ответ на просьбы дать хоть какой-то комментарий по поводу обвинений в хабашизме. Молчание – знак согласия? Может, все-таки стоило хоть как-то успокоить общественность, которая сегодня настолько запутана и напугана, что легко может поверить любой информации, сдобренной более-менее правдоподобными аргументами. Да и в системе власти сегодня есть приверженцы разных религиозных течений, не обязательно экстремистских. Карьерные ожидания, борьбу за сферы влияния никто не отменял. А для их достижения все средства хороши, созданные в том числе и на духовно-религиозной почве.
– Внутридворцовые интриги присущи изначально любой системе. В данном случае речь идет о клановой борьбе внутри Ак Орды, в структуру которой входит также и АДР. Но не думаю, что это ведомство играет какую-то ключевую роль в изменении политического климата в Ак Орде. Также считаю преувеличением угрозу от АДР, потому что по его сегодняшней работе не скажешь, что оно вообще несет какую-то идеологию, – говорит Мурат Телибеков.
Идеологии нет, работы по разъяснению основ традиционного ислама нет. Зато есть борьба за сферы влияния, за подрыв государственности – если хабашиты действительно проникли в гос- аппарат. А если все это выдумки, то есть борьба между АДР и оппонентом, обвиняющим агентство в приюте скрытых радикалистов? Вот только как быть простому народу в этих противостояниях? От кого ждать угрозы, а кому верить? Лэйла БАСАРОВА 28.05.2012,
|