Б.Аяган: "На совести советской Красной армии преступлений гораздо больше, чем на всех других". В Казахстане завелся еще один "историк"-балбес 12:58 07.06.2012
7 июня 2012 | Голодные игры
На днях в Астане представили новую книгу "Правда о голоде", посвященную трагическим событиям 20-30-х годов прошлого века. В последнее время тема Голодомора все чаще всплывает на поверхность общественной жизни, причем к трагически-констатирующей риторике постепенно примешиваются восклицательные ноты. Ведь если трагедия была, значит, кто-то в этом виноват. А кто? И как дальше с этим (этими) жить? О великой трагедии казахского народа, разделившего судьбу этноса на "до" и "после", мы поговорили с одним из авторов книги, доктором исторических наук, директором Института истории государства Буркитбаем АЯГАНОМ.
- Сейчас стало почти обыденным сравнение Голодомора с Холокостом или Хатынью, в то время как раньше массовая гибель людей в степи объяснялась перегибами на местах. Вы согласны с новой трактовкой? - Любое преступление против человечества требует осуждения. Что касается Холокоста и сжигания белорусских деревень... На совести советской Красной армии и советской власти вообще преступлений гораздо больше, чем на всех других, это я говорю как историк-профессионал.
- Однако Холокост - это намеренное и целенаправленное уничтожение представителей еврейской национальности. Ставила ли КПСС себе целью извести всех казахов? - Конечно, так говорить нельзя. Во время разгула большевиков и проведенной коллективизации в 20-30-х годах пострадало много национальностей: русские, украинцы, уйгуры, узбеки и так далее. Я хочу особо подчеркнуть, что идеи экспроприации зажиточных и крупных хозяйств проистекали из самой природы нового государства и его идеологии - нельзя винить в этом какой-то конкретный народ. Это политическая доктрина, опиравшаяся на труды Маркса и Ленина. Вместе с тем следует отметить, что в Казахстане коллективизация имела ряд существенных отличий. Во-первых, она стала проводиться параллельно с так называемой политикой оседания, последствия которой нанесли огромный ущерб по традиционным формам ведения хозяйства местного населения. Во-вторых, Федор ГОЛОЩЕКИН считал необходимым осуществление курса "Малого Октября" и, соответственно, разжигание классового антагонизма. И первое и второе противоречило вековым традициям жизненного уклада в степи. Для расправы с несогласными были созданы специальные внесудебные органы. В постановлении Верховного Совета республики указано, что только в период с 1929 по 1933 год "тройками" было рассмотрено 9805 дел и приняты решения в отношении 22933 лиц. Из них к высшей мере наказания приговорены 3386 человек, заключены в лагеря 13151. Под видом борьбы с кулачеством стал твориться настоящий беспредел, местная милиция и части Красной армии нередко прибегали к расстрелам на месте и самосудам. Так, в октябре 1931 года в степи был убит Шакарим КУДАЙБЕРДИЕВ. Один из участников "суда" дожил до 80-х годов и даже давал интервью прессе, где рассказывал, что у карателей на руках не было никаких соответствующих документов. Вследствие коллективизации во многих районах страны разразился страшный голод. Доведенные до отчаяния шаруа были вынуждены покидать родные места и перебираться в города, скапливаясь у железнодорожных станций. Тысячные толпы голодных людей заполонили города, о чем сообщали сами партийные комитеты. Республику захлестнули эпидемии различных болезней. Массовое недовольство вылилось в вооруженные выступления. По подсчетам ученых, в 1929-1931 годах в Казахстане произошло 372 восстания, в которых участвовали более 80 тысяч человек. Особую известность получили трагические события в Сузакском, Иргизском, Абралинском, Мангистауском, Шемонаихинском и Самарском районах. Голод, эпидемии и карательные акции привели к невероятным человеческим жертвам. Численность казахов по республике в 1926 году составляла 3 628 000 человек, а в 1939 году нас осталось чуть больше двух миллионов! То есть за эти годы страна потеряла 1 300 000 человек, или около 36 процентов коренного населения. Выдающийся историк XX века Роберт КОНКВЕСТ в своем труде "Жатва скорби" назвал политику коллективизации и последовавшие за ней события "колоссальной человеческой трагедией казахов". Масштабы происходившего были столь чудовищны, что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить события 20-30-х годов как политику геноцида. Как геноцид Голодомор на Украине и Великий голод в Казахстане официально признаны многими странами, включая США, Канаду, Австралию, большинство государств Латинской Америки и Восточной Европы.
- Как вы оцениваете ущерб, нанесенный в эти годы казахской интеллигенции? Согласны, что именно тогда этносу в моральном и духовном смысле оторвали голову? - Движение "Алаш-Орда" прекратило существование в 1919 году. Но большевики не могли признать свои ошибки и взять ответственность за итоги коллективизации, поэтому все провалы были списаны на баев, феодалов и представителей альтернативных движений. В связи с этим в 1931 году алашординцы и другие лица, считающиеся контрреволюционерами, были арестованы. Впоследствии были репрессированы и расстреляны лояльные власти и даже целиком поддерживающие ее личности. Да, я считаю, что казахский народ понес в то время невосполнимые потери. Как среди интеллигенции, так и среди простого народа. Это была величайшая гуманитарная катастрофа казахов.
- К слову о казахах-революционерах. Иногда от галереи почетных исторических персонажей возникает когнитивный диссонанс - мы привыкли почитать диаметрально противоположных по сути комсомольца МУРАТБАЕВА и утописта ШОКАЯ, "красного" ИМАНОВА и буржуазную "Алаш-Орду", его погубившую. При этом отношения между персоналиями не проясняются. Взрослому человеку еще можно разобраться, а как детям историю учить? - Извините, в вашем вопросе столько идеологизмов. Например, Шокай не был утопистом. Он, будучи одним из активных деятелей либерально-демократического движения России, стоял за созыв Учредительного собрания, которое, в свою очередь, должно было определить будущее России. Шокай задолго до 1941 года предрек войну Германии и СССР, он предупреждал об опасности концентрации власти в руках ВКП(б)-КПСС. И его прогнозы распада СССР, разрушения власти КПСС говорят о его провидческом таланте. Кто же утопист - те, кто говорил о победе социализма, или те, кто говорил о падении советского строя? В целом интеллектуалы Казахстана, такие как А. Букейханов, академик Ю. Шевцов, С. Садвокасов, Т. Рыскулов, резко выступали против коллективизации, они понимали, что подобная модернизация села не даст положительных результатов. Альтернативный вариант, предложенный ими, был отвергнут. И созданные колхозы себя не оправдали, поэтому они были распущены в 90-х годах ХХ века.
Гибель А. Иманова в Тургае в 1919 году была результатом гражданского противостояния в крае. В убийстве А. Иманова был обвинен Абдыгаппар Жанбосынов, который не был алашординцем, а, наоборот, возглавлял восстание. Определение "буржуазная "Алаш-Орда" - это тоже идеологизм. "Алаш-Орда" по своим целям была национально-демократической партией. Почитайте программные цели "Алаш-Орды": еще в 1917 году они предлагали ввести институт президентства, построить светское демократическое государство с разделением власти на законодательную и исполнительную. Они стояли за сохранение рыночных отношений. Большевики же стояли за концентрацию власти в одних руках, за удушение свобод. Кстати, большевики и ввели цензуру в 30-х годах, монополизировали все средства массовой информации. И последнее. Нельзя историю рассматривать только в ключе парадигмы "красные и белые". Нужен объективный анализ. В учебниках по истории Казахстана эти вещи даны без пристрастий. Другой вопрос - оценка деятельности диктаторов (И. Сталин, А. Гитлер), деспотов, деятельность которых приводила к массовой депортации народов, голоду и гибели людей. Мы не имеем права, ни морального, ни человеческого, обелять их деятельность. Тяжелые годы коллективизации и гибель миллионов - на совести тех руководителей СССР, которые проводили пагубный курс. И конечно, современные государства, в том числе и современная Россия, не виноваты в трагедии 30-х годов. Граждане России пострадали так же, как и другие народы СССР.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz 7.06.2012
|