А.Избаиров: В Казахстане объединять религию и государство нет смысла 06:36 11.06.2012
Религия не должна быть политизированной Объединять религию и государство нет смысла, поскольку Казахстан – светская страна. Однако светскость не есть атеизм, и практику партнерства государства с религиозными организациями не стоит сбрасывать со счетов. Примером РК в этом плане могут послужить европейские страны.
Государство сегодня должно дистанцироваться от всех религиозных учений и направлений. Ему нужно бороться за то, чтобы верующие уважали законы страны, понимали опасность радикальных религиозных учений и признавали этнокультурные устои и авторитет традиционного ислама. Втягиваясь в сугубо теологические вопросы, государство обретет административные полномочия и невольно станет участником религиозных отношений и борьбы интересов. К чему приведет администрирование убеждений? К дискредитации конституционной правоспособности граждан, атрофии чувства гражданской ответственности и лояльности к государству. Как человек сможет доверять государству, которое ограничивает его свободу совести?
Поэтому в Казахстане наиболее приемлема так называемая кооперационная модель сотрудничества государства и религиозных организаций. Это своего рода объединение, решающее социальные проблемы – практика легитимного партнерства. При этом соглашение составляется только с традиционной религиозной организацией, которая становится признанным институтом. Такая модель успешно действует в Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Испании, Италии, Швеции. Воплотить такую модель вполне способно Агентство по делам религий РК, которое может повлиять на религиозные отношения. А статус традиционной структуры нужно придать Духовному управлению мусульман Казахстана. ДУМК несет историческую и этнокультурную преемственность.
И не стоит забывать о четком разделения религии и государства. Светский характер государства предусмотрен в самой Конституции РК. Но это отнюдь не означает тождество светскости и атеизма. Ведь соблюдение традиционного ислама в форме ханафитского учения не противоречит интересам общественной нравственности. Верующий не только не украдет, но и, напротив, сам поделится. Мусульмане признают авторитет нравственной проповеди авраамических религий.
Многие проблемы ислама в части его доктринальных особенностей часто специально выносятся на суд всех верующих самими религиозными кругами. Именно отсюда идет искусственное разделение общества на согласных и несогласных. Как здесь найти баланс? Правильный ли выбор сделал Кыргызстан, заключив негласный договор между ДУМК, правоохранительными структурами и умеренными салафитами, покажет время. Противоречия внутри ислама существовали всегда, и в этом, как ни странно, заключается прогресс религии. Но решать эти противоречия – только прерогатива улемов, а не каждого простого верующего. Увы, многие этого не понимают, в результате мы видим втягивание верующих в бесконечные теологические противостояния.
В Казахстане в качестве диалоговой площадки можно выдвинуть площадку Совета улемов при ДУМКе. Там бы обсуждались и решались все теологические проблемы и выносились коллегиальные авторитетные решения по основным вопросам. Это приведет к четкому регулированию религиозных процессов в стране. А они сегодня в Казахстане, как известно, очень сложные. Например, из-за всей неразберихи некоторые верующие поверили фетве некоего Абу Мунзира аш-Шинкити, спутав его с известным шейхом Мухтаром аш-Шинкити из города Медины. Первый, пожалуй, специально взял себе это прозвище, чтобы вовлечь верующих в конфликт и внести смуту. Кстати, шейх Мухтар аш-Шинкити дал официальное опровержение своей непричастности к этой фетве. Ведь она не имеет никакого морального авторитета.
Ислам сегодня эволюционирует, и объясняется это живучестью досоветских подпольных обычаев либо импортом исламских традиций из-за границы. Причем последний фактор доминирующий. Появились многочисленные религиозные автономные структуры и сети, которые постоянно борются между собой и за паству. Поэтому усилился исламский фактор в социально-политических процессах. Казахстан столкнулся с радикализмом, религиозными группировками, которые имеют свои геополитические установки. И нам нельзя забывать про исламистский сценарий, известный еще с середины прошлого века. В больших пригородах, перенаселенных в результате массовой миграции из сель-ских районов, исламские окраины становились центром политических волнений.
Религиозная сфера очень тонкая и деликатная, поэтому решать проблему религиозного экстремизма и терроризма нужно с помощью точечных ударов по конфликтогенным элементам – конкретным террористам и радикалам. И тут, как говорится, весь мир смотрит на правоохранительные органы.
Сегодня религия, которая по идее призвана лечить раны, почему-то стала ареной для различных конфликтов, теряя свое истинное предназначение – морально-нравственное и духовное воспитание общества. А происходит это из-за падения социального и духовного авторитета традиционных вероисповеданий. Многие верующие сейчас даже не осознают настоящего предназначения религии. Даже сунну Пророка Мухаммада некоторые мусульмане воспринимают как догматическую установку, отсюда и берутся пресловутые неотесанные бороды и короткие штанины. В итоге ислам для молодежи становится скорее модным веянием, которому нужно отдать дань. Сходил в мечеть – пошел дальше пить, курить и сквернословить. В худшем случае такое отношение к исламу перерастает в жестокость, когда религия становится догмой с несвойственными ей нормами и правилами. В результате в обществе назревает исламофобия. Но ведь действия Пророка одобряются сунной среди верующих, а значит, его милосердный характер – образец для каждого мусульманина.
Сегодня Казахстану важно сохранить доминирующий и консолидирующий потенциал традиционного вероисповедания. Только тогда не останется пространства для радикальных, экстремистских религиозных структур и нежелательных процессов политизации религии.
Асылбек ИЗБАИРОВ 11.06.2012,
|