К.Бурханов: Трагические страницы Степи. Голодомор 30-х годов прошлого столетия призывает нас помнить об уроках истории 09:54 14.06.2012
В череде ужасных и трагических событий особняком стоит голод 1932 года, 80-летие которого наша страна отмечает в этом году.
Казахстан волею сталинского руководства был отнесен к той региональной группе, где коллективизацию необходимо было в основном завершить весной 1932 года (за исключением кочевых и полукочевых районов). За революционные преобразования в деревне была заплачена огромная цена. Так, в декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП (б), на котором было принято решение о проведении тотальной коллективизации сельского хозяйства. Руководство страны полагало, что невозможно успешно проводить дальнейшие социалистические преобразования на двух принципиально разных основах: крупной машинной индустрии и мелкотоварном, в основном ручном, единоличном крестьянском хозяйстве. В связи с этим съезд принял постановление о необходимости перехода к быстрейшему и всеобщему кооперированию крестьянства, созданию крупных зерновых и мясо-молочных коллективных хозяйств на базе механизации трудовых процессов в аграрном секторе через создание крупных машинно-тракторных станций.
Как и в начале 20-х годов, главными методами проведения коллективизации были администрирование и классовый подход. Принуждение как главный метод коллективизации привело к многочисленным злоупотреблениям и нарушениям провозглашенных принципов колхозного строительства. В Казахстане коллективизация должна была в основном завершиться к 1932 году, однако местные власти во главе с Филиппом Голощекиным форсировали этот процесс, который сопровождался насильственным "оседанием" казахов и "раскулачиванием" зажиточных крестьян. Состоявшийся в ноябре 1929 года пленум ЦК ВКП (б) среди других прочих проблем обсудил вопросы развития колхозного движения и принял "меры для улучшения руководства перестройкой сельского хозяйства". Пленум крайкома Казахстана в декабре 1929 года обсудил пути выполнения решений пленума ЦК ВКП (б) и постановил, что необходимым условием проведения генеральной линии на коллективизацию является переход кочевников к оседлому образу жизни. Крайком Казахстана постановил, что из 566 тысяч кочевых и полукочевых хозяйств к январю 1930 года к оседлости должны были перейти 544 тысячи. При этом указывалось, что население на оседлость переводить надо насильно. Таким образом подрывалось пастбищное животноводство, которое было традиционным хозяйством и на протяжении веков обеспечивало питанием местное население. Скольких именно? По переписи населения Российской империи 1897 года, на территории нынешнего Казахстана проживало 4 млн человек. И они не сталкивались с проблемой нехватки продуктов питания. При этом если в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2 процента всех хозяйств, то уже на 1 апреля 1930 года – 50,5 процента, а к октябрю 1931 года – около 65 процентов. А ряд "маяков" колхозного движения перекрыл и эти показатели. Так, в Уральском и Петропавловском округах на это время в колхозах числилось 70 процентов имеющихся хозяйств. К началу осени 1931 года в республике насчитывалось 78 районов (из 122), где коллективизацией было охвачено 70–100 процентов дворов. Одновременно в рамках оседания создавались скотоводческие городки, в которые сгонялись аулы вместе со скотом с больших территорий. Это привело к тому, что скот, собранный в одно место, начал погибать от бескормицы. Обобществлению во многих случаях подвергался не только скот и сельхозинвентарь, но и птица, и даже личное имущество. В результате огромные потери понесло животноводство. По данным казахстанских исследователей, численность скота уменьшилась за этот период с 40,5 млн голов до 4,5 миллиона голов скота. Одновременно с коллективизацией активно шла хлебозаготовительная кампания. В колхозах отбирали все запасы зерна, включая семенной фонд, на скотоводческие районы также накладывались обязательства сдавать зерно, и казахи были вынуждены для выполнения их менять скот на хлеб. В широких масштабах шла кампания по заготовке мяса и шерсти, приведшая к массовому забою скота. Зимой 1930 года поступила команда по дополнительной заготовке шерсти, что привело к гибели большого количества овец от холода. В рамках раскулачивания в 1930–1931 годы было выслано за пределы республики около 6 800 человек. В то же время в Казахстан из других регионов СССР было переселено 180 тыс. раскулаченных, лишенных средств к существованию. Коллективизация и раскулачивание сопровождались жестокими репрессивными мерами. За 1922–1933 годы за сопротивление властям и попытки скрыть зерно и мясо от заготовок было осуждено более 33 тыс. человек. Результатом всех этих акций стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. Утратив скот, обитатели Степи лишались традиционного для них мясо-молочного рациона питания. Хлеб в ауле в силу неурожая также отсутствовал. Покинуть зону бедствия не всегда удавалось. Для бесскотного казахского крестьянства огромная Степь из кормилицы превратилась в ловушку. В течение 1931–1933 годов от голода умерло около 2 млн казахов и 200–250 тыс. казахстанцев других национальностей: 11 процентов украинцев, 6 процентов русских, 8 процентов узбеков, 13 процентов уйгуров, 10 процентов татар, 11 процентов немцев также умерли от голода. В свою очередь коллективизация породила откочевку большого количества людей из республики. Эта миграция была обусловлена отчаянием, голодом, нищетой, полным разрушением общественных и экономических основ жизни. Несколько сот тысяч казахов откочевали в Китай, Монголию, Иран, Россию, Узбекистан, Туркменистан, Киргизию и Афганистан. Численность этноса сократилась вдвое. От голода умер каждый второй казах, а их четвертая часть бежала в соседние страны. Число жертв коллективизации никогда не было – и теперь уже не будет – точно подсчитано. Данные о рождаемости, смертности, численности населения после 1932 года перестали публиковаться. Но вышеуказанная трагедия не может быть политизирована сегодня, на то есть определенные причины. Голод одновременно проходил в самых самодостаточных продовольствием районах СССР. Это Украина, Казахстан, Поволжье, Сибирь. Вместе с тем необходимо отметить, что решение о коллективизации и руководство ею осуществлялось представителями почти всех этносов СССР. Конечно же, катализатором этих преступных деяний является руководство страны. Если смотреть в концептуальном плане, то задачу на индустриализацию страны ставил еще Владимир Ленин. В своем плане строительства социализма в СССР вождь революции отмечает, что социалистическая индустриализация отличается от капиталистической индустриализацией тем, что при капитализме идустриализация начинается с мануфактур, цехов, мелких и средних предприятий, впоследствии вырастающих в крупные, то есть эволюционным путем. Социалистическая же индустриализация, по мнению Ленина, должна начинаться с тяжелой промышленности. Что же касается средств для индустриализации, то Ленин пишет, что деньги можно взять от сокращения госаппарата, торговли и т.д. Иосиф Сталин, став впоследствии главой государства, взялся за исполнение ленинского плана индустриализации. Однако для успешной реализации плана необходимы значительные финансовые средства. Сокращать госаппарат до бесконечности нельзя, ибо кто-то должен управлять государством. Торговля также не давала необходимых средств. Тогда Сталин пошел по очень короткому, но кровавому пути – провести индустриализацию за счет крестьянства. Коллективизировав все сельское хозяйство (а руководителями колхозов были отправлены из Москвы и Ленинграда 25 тысяч рабочих, многие из которых корову-то живую видели впервые), можно было спокойно в неограниченном количестве забирать продукцию, выписывая крестьянам ничем не обеспеченные, никому не понятные трудодни. В результате на всей территории СССР разразился голод. И, как было отмечено ранее, это была территория Украины, Казахстана, Поволжья, Сибири. Однако сейчас, с высоты нынешнего времени, вспоминая жертв голода 1932 года, мы ни в коем случае не имеем права политизировать данную трагедию, тем более искать виновных и призывать к отмщению. Это была трагедия всего советского народа. Это горькая страница в истории наших народов, когда-то живших в одной стране, и эта трагедия действительно вселенского масштаба, и память о бесчисленных жертвах должна объединять народы. Объединившись, мы никогда не допустим по- вторения таких явлений. На совещании директоров институтов истории стран СНГ мною был озвучен тезис, с которым все мои коллеги по директорскому корпусу согласились: "История должна быть правдивой, но не агрессивной". История – это наука, затрагивающая судьбы этносов, народов, государств, различные группы людей и отдельных граждан. Поэтому политизация истории, манипулирование историческими фактами в угоду своим политическим интересам могут привести народы к кровопролитию и бесконечной вражде. Как говаривал один известный ученый-историк, "если в историю стрелять из пистолета, она ответит пушками". История – это великий учитель всех времен и народов, и мы должны быть достойными учениками и открывать новую страницу нашей современной истории в мире и согласии со всеми народами, устремленными в богатое и процветающее будущее нашей любимой Родины – Республики Казахстан. По указу Главы государства Нурсултана Назарбаева, с 1997 года ежегодно в нашей стране 31 мая отмечается как День памяти жертв политических репрессий. Не нагружая наш годичный календарь еще одним трагическим днем памяти жертв великого голода, целесообразно рассмотреть вопрос об объ- явлении 31 мая Днем памяти жертв тоталитаризма. В этот день мы могли бы во всех мечетях и церквах страны провести молебны, соответствующие данному дню мероприятия в память обо всех убиенных тоталитарным режимом жертвах всех национальностей и конфессий.
Камал БУРХАНОВ,депутат мажилиса Парламента РК 14.06.2012
|