КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 22.06.2012
21:19  Ш.Шабдолов: Приватизация "Барки точик" станет гибелью всей энергетики Таджикистана
21:11  Скончался директор первого интернет-провайдера Таджикистана "Телеком Технолоджи" Ш. Халилов
21:09  Постановление о передаче 16 тыс. га земли компании "Кумтор" будет отменено - кирпремьер Бабанов
21:02  Сирийские ПВО сбили над Средиземном морем турецкий F4
16:47  Ф.Раззоков: Почему таджики называются таджиками? В исторической науке существуют два взгляда...
16:37  В.Мичурин: Возрождение Ирана в свете теории этногенеза
16:25  Л.Ахметова: 22 июня 1941 года. Казахстанцы - защитники Брестской крепости

15:38  Г.Литвинцев: Как победили шайтана пьянства - спиртным в Иране даже не пахнет
13:41  Президент Киргизии А.Атамбаев: Мы всегда будем жалеть о том, что развалился Советский Союз.
13:37  Р.Скляров: Западная толерантность - путь к рабству
13:34  А.Умланд: "Евразийские" проекты Путина и Дугина – сходства и различия
13:12  "МК": Ученые подтвердили легенду о "царице джиннов" и "демонов", правившей в X век до н.э. (история)
13:06  Путина просят дать оценку недружественным действиям Ашхабада
13:03  Власти Кыргызстана освободили граждан Таджикистана, взятых в заложники в селе Карабаг
13:00  Ф.Манзур: ШОС как идея обновленного Востока
12:56  А.Ибраев: У семи нянек казахстанская земля без глазу
12:54  П.Юрьева: Когда взлетят первые казахстанские самолеты?
12:43  Киргизия ежегодно не выплачивает до 20% членских взносов в международные организации
11:52  Враг №1 кыргызских нациков журналист В.Фарафонов вышел на связь
11:13  В Алматы прямо в здании театра погиб (покончил с собой?) популярный актер Шалкар Уркимбаев
11:12  Антиятульхади, Сакадин и Инайя. Казахстанцы все чаще стали называть своих детей необычными именами
10:53  Шуга Нурпеисова выпустила книгу "Человек в интерьере: культура как фактор национальной и глобальной безопасности"
10:34  Последний Император миксфайта. Федор Емельяненко нокаутировал бразильца Педро Риззо и объявил о завершении карьеры бойца
10:26  Талибы захватили гостиницу Spozhmai с заложниками "в зоне отдыха близ Кабула" - идет бой
10:23  ЕurasiaNet: Чему учатся кыргызские дети?
10:13  ООН спонсирует Таджикистан на создание еще одного "спецотдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков"
10:10  Р.Ульмасов: Уехать в Россию хотят многие, но проект переселения с треском провалился
10:03  "Это сумасшедшая идея!", - Тимур Бекмамбетов о своем новом блокбастере "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
09:57  Депутаты ворвались в кабинет следователя и увели задержанного экс-мэра Бишкека Тюлеева, - заявление Генпрокуратуры Киргизии
09:50  А.Храмчихин: Сирийская аномалия. На Россию пытаются взвалить грехи Запада
09:48  Г.Михайлов: Пряник для антикоррупционеров. Киргизам обещают платить за информацию о взятках
09:42  Э.Сатыбеков: В Тибете обнаружено затерянное племя кыргызов... Ч. 1-я
08:55  Иск в $1 млн подал бывший глава ГСИН Киргизии на газету "Деньги и власть" за публикацию материалов о продаже трупов заключенных Доктору Смерть
08:52  В.Иванов: Вашингтон борется за власть над миром. Новая стратегия США в Юго-Восточной Азии
00:40  В.Месамед: Иран - некоторые итоги президентства М.Ахмадинежада
00:39  В.Ахмедов: Сирия – конфигурация власти
00:37  "Associated Press": Казахстан не захотел связываться с узбекскими гражданами, просившими убежища
00:07  И.Дудка/А.Оторбаева: Кумтор и Киргизия. До основанья… А зачем?
00:05  Д.Подольская: Реформа.kg. Куда заведут инициативы?
Четверг, 21.06.2012
22:03  Т.Осмонгазиева: Правительство Бабанова в Киргизии. Вспомнить все
21:53  Н.Хамрабаева: Радикализм в Таджикистане - светский или исламистский?
21:50  Я.Норбутаев: Куда плыть? Геостратегические проблемы Узбекистана в среднесрочной перспективе
21:48  Д.Кислов: Кыргызстан. Российский паспорт не спасает ошских узбеков от преследований
21:37  "КП": Ученые нашли разницу между любовью и похотью. эти чувства затрагивают разные зоны мозга
21:19  В Тегеране умерла известная таджикская журналистка Мавлуда Султонзода
16:56  А.Дубнов: Неспокойно в казахстанском "королевстве"
14:53  Картина узбекского художника Л.Ибрагимова "Тысяча ангелов и одна картина" размером в 528 кв.м (фото) номинирована в Книгу рекордов Гиннеса
14:28  В Баткенской области жители киргизского села Карабак взяли в заложники 16 граждан Таджикистана
14:25  Д.Сытенкова: Ситуация "Ч". Кыргызские СМИ восприняли свободу слова как вседозволенность
14:07  Поголовье сайгаков в Казахстане за год выросло на треть
13:56  Самолет ВВС Индонезии Fokker F27 рухнул на жилой квартал Джакарты
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Г.Литвинцев: Как победили шайтана пьянства - спиртным в Иране даже не пахнет
15:38 22.06.2012

Больше всякой восточной экзотики и артефактов древности побывавших в Иране впервые россиян поражает всеобщая и повседневная трезвость тамошнего народа, полное отсутствие любых видов спиртного, не исключая и пива, причем не только для иранцев, но и для заграничных гостей. Что говорить, трудно нам представить жизнь без вина и водки, когда льются они у нас днем и ночью, в будни и праздники. Кто-то и сам не пьет, и готов поддержать ограничительные меры и запреты, да только не верит больше в их силу. Пробовали уже бороться с "зеленым змием"! И что? Только хуже стало. Но как же смогли в Иране? Ведь при шахе страна была вполне себе пьющей…

"Запретом Хомейни", "страхом смертной казни", "революционным насилием" объясняется обычно успех антиалкогольной политики в Иране. Но руководителю революции 1979 года аятолле Хомейни вовсе и не потребовались какие-то особенные дополнительные запреты. Спиртное в исламе осуждено и запрещено самим пророком Мухаммадом. Сказано им: "О те, кто уверовал! Поистине, вино, майсир, идолы и гадание по стрелам есть не что иное, как скверна из числа дел шайтана, так сторонитесь же этого, чтобы вы могли преуспеть!" (сура Аль-Маида, аят 90).

Для мусульманина считается тяжким грехом не только употребление зелья, но даже присутствие при пьяном застолье. Один из хадисов гласит: "Вино – источник грехов. Выпивший вина теряет разум. Он никого не уважает, даже своих родных и близких, легко совершает дурные поступки. Дух веры и благочестия покидает его, дух мерзости и порочности вселяется в него. Его проклинает бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитвы не будут услышаны".

Шариат возвел "сухой закон" в один из основных принципов поведения правоверного мусульманина в быту и ввел уголовное наказание за его нарушение: пьянство наказывается публичной поркой. Иногда говорят, что запрет в исламе касается только вина. Но это не так: хадис 3032 Ибн Умара свидетельствует определенно, что "вином является все, что помутняет рассудок". А ибн-Маджа и ат-Тармизи сообщают, что "Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял десятерых имеющих отношение к вину: того, кто давит вино, того, кто просит делать это, того, кто пьет вино, того, кто доставляет его, того, кому его доставляют, того, кто наливает его, того, кто продает его, того, кто получает за это деньги, того, кто покупает его, и того, для кого оно покупается".

Приходилось ли в Иране прибегать в отношении выпивох к строгим мерам, предписанным шариатом? Действительно, говорят, в первые годы после свержения шахского режима практиковались и публичное поношение, и настоящее битье палками – но не государственными репрессивными органами, как это описывалось западной прессой, а самими членами исламских умм (общин). Мусульмане не хотели больше терпеть разврата и отступлений от норм своей религии, поощрявшихся "секулярным" шахским режимом, во всем ориентировавшимся на либеральный Запад.

Запрещая в своей стране употребление алкоголя (как и наркотиков), а, вернее, возрождая канонические установления, вожди нового Ирана руководствовались прежде всего религиозными убеждениями. Но не упускали из вида и практическую сторону дела. Они понимали, что без решительных мер по обузданию алкогольной (как, впрочем, и сексуальной) распущенности нельзя будет добиться духовного очищения и преображения людей, а значит и обеспечить цели создания справедливого и гармоничного общества, повышения экономической и оборонной мощи страны, роста благосостояния людей.

Но так ли уж обязательно предварять благие преобразования отрезвлением людей? На этот счет я нашел прекраснейшее высказывание – и не у аятоллы Хомейни, а у русского писателя и философа Василия Розанова, много размышлявшего о причинах "российского неустройства". "Не приму никакого пророка, который не начал бы дела своего с вышиба бутылки из народных рук, - писал В. Розанов еще в 1909 году. - "Пьяный не помнит Бога, пьяный – не мой" - вот с каким первым словом пусть явится новый пророк на Руси. Да и в самом деле, какая религия около пьянства? Какая молитва у пьяного? Какого от него ждать исполнения религиозного закона? Качества и следствия алкоголя те же, что от опия и гашиша – одурение, расшатанность воли и характера, нищенство, вырождение, смерть" (очерк "Русский Нил").

А с чего начали в 1992 году пришедшие к власти наши либеральные "пророки"? Посткоммунистические реформы, стоит напомнить, сошлись по времени с хлынувшими в страну потоками убийственно-дешевого пойла вроде спирта "Роял". Случайно ли? Нет, одурение было необходимым условием успешного проведения приватизации, кланового присвоения национальных богатств, создания олигархического строя. В начале девяностых годов были открыты все шлюзы по спаиванию населения России. Из страны подавляющей трезвости начала 50-х годов нас сознательно превращают в страну поголовных алкоголиков. Все эти годы наши СМИ были забиты рекламой спиртного, самогонных аппаратов, рецептов по изготовлению алкогольного пойла в домашних условиях. И вот результат: сегодня Россия занимает первое место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции.

Не возьмусь утверждать, что и в Иране сейчас "нет ни одного пьяницы". Современный мир сложен и противоречив, в глубине жизни может встретиться такое, чего никогда не увидишь на поверхности. Наивно было бы представлять, что пуританизм и аскеза могут нравиться всем без исключения. Этому находится объяснение в самом Коране: "А человек взывает к злу так же, как он взывает к добру, ведь человек тороплив" (сура Аль-Исра, аят 12). Как-то вечером в Тегеране мы остановили частную машину. Немолодой иранец оказался разговорчивым, к тому же немного знал английский. После короткого знакомства он заявил нам, что на его взгляд жизнь при шахе было лучше, чем сейчас - и предъявил свои аргументы: бутылка водки стоила тогда всего один доллар, виски пять долларов, а женщины ходили без покрывал. В общем, как говорят, человек с дурными наклонностями всегда найдет возможность их проявить.

Приведенный пример - это несомненно единичный случай. Что можно смело утверждать, так это то, что молодое поколение в Иране растет нравственно и физически здоровым. За тридцать послереволюционных лет население страны выросло вдвое – с 35 до 73 миллионов человек! И сейчас более половины иранцев моложе 25 лет. Молодая страна, устремленная в будущее...

Убежден, что порок, пусть и не исчезнувший совершенно, но вынужденный таиться, боящийся и молвы, и закона, все же лучше, безопаснее, чем порок явный, наглый, не знающий никаких преград и бахвалящийся своей безнаказанностью. И можно хоть год путешествовать по Ирану, ходить по его бесконечным базарам, сидеть в чайханах или дорогих ресторанах, останавливаться на ночлег в кишлаках или рассчитанных на иностранцев отелях, встречаться с влиятельными политиками, деловыми людьми или с молодежью – нигде и не при каких обстоятельствах вы не увидите ни открыто, ни тайком выпивающих, не услышите запаха спиртного. Здесь не лицемерят и не делают в этом отношении различий между своими и иностранцами, между высшими госчиновниками и простонародьем, между капитанами бизнеса и бедняками. Закон один для всех. И, думаю, вот в этом его сила и действенность.

Не одними запретами и наказаниями, даже не какой-то особо умелой агитацией иранское общество добилось столь впечатляющих результатов по своему отрезвлению и очищению. Все дело в особом нравственном климате, при котором стыдятся алкоголя, как нечистоты, как дурной болезни, а полный отказ от спиртного означает, прежде всего, определенную ступень на пути индивидуального духовного роста. В создании такого климата своя роль отведена семье, школе, вузу, прессе, телевидению, искусству, чайхане, но, несомненно, прежде всего – мечети, исламской общине верующих. Как говорил мне настоятель одной тегеранской мечети: "В мечети мы все братья. А разве брат может уступить брата шайтану?"

…А все-таки удивительно провести какое-то время в совершенно безалкогольной стране, среди абсолютно трезвых людей! Первые дни, что скрывать, в ресторане или кафе с вкусной персидской кухней все кажется, что на столике чего-то не хватает. Потом привыкаешь и совершенно забываешь про вино. И с радостью видишь, что жить можно и без алкогольного подогрева, даже интересней и радостней. И уж точно – здоровее и безопаснее.

22.06.12
Геннадий Литвинцев,
историк, член Международной гильдии писателей, Специально для Иран.ру

Источник - Иран.ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1340365080
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года №674
- Мажилис одобрил в первом чтении законопроект об Уполномоченном по правам человека
- Состоялось заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 150-летнего юбилея Ахмета Байтурсынова
- Данияр Ашимбаев: "Казахстан - дезориентированное государство"
- Фракция "Ак жол"требует обеспечить медработникам, работающим в зоне ковидного риска - надлежащий размер зарплаты
- Языковая политика в Казахстане: миф о Вавилонской башне в действии
- О проблемах среднего образования. Откуда берутся переполненные школы?
- Кадровые перестановки
- Перспективы дальнейшего совершенствования сферы образования обсуждают в Сенате
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх