Р.Сааков: Российские ветераны войны в Таджикистане - без статуса 11:56 29.06.2012
Российские ветераны войны в Таджикистане - без статуса
На боевом посту одна из застав Московского пограничного отряда в Таджикистане (архив) Группа российских ветеранов гражданской войны в Таджикистане сообщила Би-би-си, что они до сих пор не получили удостоверения ветеранов боевых действий, несмотря на закон, вступивший в действие 1 января 2012 года. По словам военных, закон "практически не выполняется, так как допускает вольную трактовку", а из 23 тыс. человек "заветное удостоверение получили единицы".
27 июня Нажать Таджикистан отметил 15-ю годовщину со дня подписания в Москве мирного договора между правительством страны и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО), положившему конец пятилетней гражданской войне.
СтатьиТаджикистан: 15 лет после окончания гражданской войныКому нужна российская военная база в Таджикистане?Правозащитники: идет война против мигрантов из АзииМатериалы по теме ТэгиРоссия, Таджикистан В октябре 1992 года приказом министра безопасности РФ на базе оперативно-войскового отдела действовавшего в советские годы пограничного округа была создана группа пограничных войск России в Республике Таджикистан.
За время военных действий в Таджикистане погибло несколько десятков российских военнослужащих, в том числе 25 человек погибли 13 июля 1993 года при атаке группы таджикских и афганских боевиков на 12-ю пограничную заставу Московского погранотряда.
"В соответствии с имеющимися инструкциями, как министерства обороны, так и ФСБ, для получения удостоверения ветерана боевых действий в документах необходимы волшебные слова "принимал непосредственное участие в боевых действиях", - рассказывает полковник запаса Виктор Крюков, который был начальником штаба 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане.
"В указанный период таких терминов не применялось, как таковой термин "боевые действия" законодательно нигде не определен, а сегодня для получения удостоверений требуется такая формулировка. У всего личного состава в документах имеется запись "принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан", - продолжает Крюков.
Признание и "корочки"По словам начальника штаба 201-й дивизии, для ветеранов Таджикистана, в первую очередь, принципиально признание обществом заслуг тех людей, которые выполняли свои задачи с риском для жизни, а не материальные блага, которые полагаются по статусу ветеранам боевых действий.
Это, как он говорит, около полутора тысяч рублей надбавки к пенсии, оплата 50% коммунальных услуг и налоговые льготы.
"Прошло полгода, как закон вступил в силу, и практически единицам дали удостоверения, не известно на чем основываясь. Есть люди, которые не предоставляли документов о том, что они были ранены или контужены, но им были выданы удостоверения, есть те, кто получил на основании наградных материалов. Но это в любом случае единицы. Первоначально документы из военкомата отправляли на всех, кому-то, видимо, успели выписать удостоверения, а потом поступили, наверное, распоряжения не выписывать, после чего отказы идут пачками", - заявил в интервью Би-би-си военный пенсионер.
"Конфликт в Таджикистане был одним из самых ранних, потом уже началась первая чеченская кампания, Абхазия, но участники этих действий получили удостоверения раньше нас. Причем у них формулировка в законах другая - "принимал участие", а у нас написали "боевые действия""
Арье Атаев, ветеран войны в Таджикистане Виктор Крюков служил в Таджикистане на протяжении шести лет с марта 1993 года. В бою на 12-й заставе, рассказывает он, погибли трое военнослужащих его мотострелковой дивизии, которые находились в момент нападения на погранзаставе.
Другой ветеран 201-й дивизии - Арье Атаев - после увольнения из вооруженных сил уехал в Израиль, но активно участвует в работе общественного фонда ветеранов вооруженного конфликта в Таджикистане "Единство", на сайте которого зарегистрировано около 2 тыс. человек.
"Части нашей 201-й дивизии передавались российским пограничникам, которые находились непосредственно на границе. Моя часть - так называемый отряд психологических операций - выезжала на границу в зоне ответственности наших пограничных войск, и мы проводили там пропагандистские мероприятия, работали с населением, сопровождали гуманитарные грузы, несли караульную службу. В справке, выданной мне, написано, что я "принимал участие в защите конституционных прав граждан Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта", - рассказывает по телефону Атаев.
Общественная палата Полковник Виктор Крюков служил в Таджикистане на протяжении шести лет (фото из личного архива) Военный ветеран, живущий в израильском Рамат-Гане, говорит, что в таджикский конфликт был одним из самых ожесточенных на бывшем постсоветском пространстве.
"Уже после Таджикистана началась первая чеченская кампания, Абхазия, но участники этих действий получили удостоверения раньше нас. Причем у них формулировка в законах другая - "принимал участие", а у нас - "боевые действия". Столкнувшись с этим, я сам писал несколько обращений в различные инстанции, в том числе генеральному консулу в Израиле и российским политическим партиям. Это какой-то барьер, такая стеклянная стена, и я даже не знаю, как нам преодолеть ее", - сетует Арье Атаев.
Одна из последних надежд ветеранов-таджиков, как они себя называют - помощь со стороны российской Общественной палаты.
Председатель комиссии Общественной палаты, занимающейся вопросами социально-экономических условий жизни военнослужащих и ветеранов Александр Каньшин сообщил Би-би-си, что намерен вот-вот подать в Госдуму предложения о поправках к закону.
Член совета Общественной палаты убежден, что необходимо разграничивать внутриведомственные проблемы министерства обороны и федеральные, которые лежат в области законотворчества.
"Есть и субъективный фактор, когда человек участвовал в боевых действиях, получил ранение, контузию или просто психологическую травму, а потом какой-то командир говорит, что не оформит ему документ, или требует взятку. Мы хотим оградить от этого. Если человек был в составе части в период, когда она вела боевые действия, он автоматически должен получать компенсацию и льготы", - считает Каньшин.
Как рассказывает участник боевых действий в Таджикистане Арье Атаев, неразрешенная до сих пор ситуация со статусом еще больше сплотила ветеранов, которые находятся в активной переписке с бывшими однополчанами.
Рафаэль Сааков Русская служба Би-би-си
28 июня 2012 г.,
|