Я.Норбутаев: Что день грядущий?.. Уж больно быстро в последнее время стала мелеть наша Сырдарья 14:10 19.07.2012
Что день грядущий?..
Да, что-то уж больно быстро в последнее время стала мелеть наша Сырдарья. Особенно это заметно в тех местах, где она извивается наподобие гигантской змеи по территории бывшей Голодной степи, от Гулистана и до самого Чиназа включительно. А все почему? Да потому, люди говорят, что, мол, вода в последние годы гораздо медленней катится вдоль своего русла, чем прежде и все эти "хозяйствующие субъекты" уже окончательно "зарегулировали" бедную Сырдарью. Берега реки раньше были хоть и невысокие, но зато крепкие такие, песчано-глинистые, теперь же они все больше осыпаются, а в тех местах немедленно образуются затоны. В затонах сразу прорастают камыш, осока и другая трава болотная, вода же в них начинает отдавать тиной. И еще одна странность непонятная появилась. Рассказывают местные рыбаки, что летними вечерами, лишь только рыжее солнце кувыркнется за пыльный окоем и сгустится сумерками воздух, как вдруг, неожиданно резко, словно по мановению руки невидимого дирижера прекращается нудный комариный зуммер и кваканье лягушек. Чу, что это? Как будто из ближайшего затона до нас доносится переливчатый голос свирели, и такой уж он жалобный-прежалобный, что хочется заплакать. Отдельные смельчаки будто бы подкрадывались и тогда замечали, что в тех камышовых зарослях, на невесть откуда оказавшихся там полуразбитых бетонных лестничных маршах сидит какой-то козлоногий мужик, весь ниже пояса покрытый свалявшейся черной шерстью. Глаза у него глубоко посажены и пронзительно-голубые, блескучие, а из курчавых волос проглядывают небольшие рожки.
Да неужто же это сам Пан? Что ты делаешь здесь, в наших нездоровых краях, божество аркадское? Кого подманиваешь ты к себе волшебными звуками, о несчастный сын Гермеса? Ведь совсем в другой земле стала прозрачной водой и утекла к морю твоя незабвенная Сиринкс? Один местный пастух (после очередной, как-то странно пахнущей папиросы), рассказывал, что однажды этот самый "қамиш-бобо" увидал купающуюся голой при луне девушку, красавицу-кореянку и теперь разрывается на части его старое сердце. Ее два брата-наглеца подрядились было за пару косяков привести сестру к деду на ночь, но вот с тех пор больше не появляются. И теперь тоскует Пан, играет всю ночь напролет на камышовой свирели да выбивает от нетерпения мелкую дробь своими копытцами и все ждет, ждет, ждет… Зато другие люди (не чета, между прочим, этому окончательно искурившемуся пастуху-наркоше), говорят совсем по-другому. То, что в ночи слышится странная и протяжная мелодия из камышовых зарослей, - вообще-то не к добру! Означает оно, что скоро придет конец Исламу Каримову и всем от того станет худо! Тьфу, на вас таких! Еще и накаркаете!
Хотя, что ж тут странного? Чай не молод уже Ислам Абдуганиевич. "Ровно семьдесят, - сказал Поэт, - возраст смертный". А нашему-то уже сколько минуло? Ленин Владимир Ильич в таком возрасте уже ровно двадцать (!) лет в своем уютном мавзолее отдыхал. Только по мне, уж простите, совсем не обязательно, чтобы Каримов вот так вот взял и разом крякнул. Пусть президент себе еще долго живет, ровно столько, сколько лет ему Аллах ниспошлет. Но ведь может же он, к примеру, и просто так уехать куда-нибудь в Европу? Или в Америку податься? Но что б только насовсем и надолго. Объявят - "на лечение", дабы досужий народ попусту языками не трепал. Гуд бай, май лав, гуд бай и "пять принципов" тоже! И что тогда? На кого в таком случае он свой народ оставит? В этом-то и заключается вся загвоздка.
И нам уже сегодня интересно - как потом, по прошествии, будут вспоминать Ислама Каримова в народе? Естественно, как основателя независимого государства, чего не отнимешь, того не отнимешь! А это уже само по себе совсем не мало. И вот еще, - кого не спроси, любой тебе скажет: "Мы, прежде всего, благодарны Исламу Абдуганиевичу за чистое небо над головой, за то, что в годы его правления ни одной войны не случилось"! И это есть святая правда! Ну-ка ответьте мне - кто бы из соседей осмелился первым напасть на Узбекистан, чтобы завладеть его несметными природными богатствами? Туркмения или Киргизия? Может быть Таджикистан? Или казахи со своим Назарбаевым? Таких нет, то-то и оно. Вот потому мы все и должны сердечно благодарить Нашего Президента хотя бы за то, что он за двадцать с лишним прошедших лет сам ни на кого не напал!
Здесь позвольте мне самому себя одернуть. Хватит, типа, ерничать и прикалываться! Пора поговорить о серьезных вещах! Что ж, извольте и о серьезных. Какую бы хулу люди не возводили на Ислама Каримова (и ваш покорный слуга в том числе), следует признать, что равной ему по масштабам фигуры нет на нынешнем политическом небосклоне Узбекистана. Окружают же его в основном личности мелкие, жалкие, недалекие. Да и зарубежная оппозиция в этом смысле не особенно блещет талантами. Вся система организации управления государством, созданная Каримовым, на нем же самом и зиждется. Он как шест, стоящий посреди шатра, убери его и все повалится. Не прибьет никого наверняка, но массу кутерьмы наделает, пока выберешься на свет божий.
Множественные алармисты, в лице различных экспертов и политологов, сегодня рисуют самые мрачные сценарии сопутствующие уходу Ислама Каримова из власти, причем проделывают это на пределе собственной фантазии. Как будто соревнуются, у кого страшнее всех получится. Вряд ли мне их удастся переплюнуть в этом смысле, да и нет большой охоты соревноваться в предсказании ужасов. Хочу остановиться лишь на одном довольно значимом аспекте.
Все годы правления Ислама Каримова прошли под знаком его непримиримой борьбы с религией. Точнее - борьбы, как со служителями культа, так и с отдельными верующими. Не было, пожалуй, за все эти времена и одного такого месяца, чтобы в Узбекистане не проходил хотя бы один судебный процесс над адорантами. Причем без разбору – кто из них настоящие "исламисты", а кто просто лишь усердно отправляет религиозные обряды. В местах лишения свободы наиболее страшным притеснениям, неприкрытому глумлению больше всего подвергались и до сих пор подвергаются именно так называемые "религиозники". Чего же ждать после ухода Ислама Каримова? Качнувшийся влево маятник, дойдя до своей крайней точки, замирает на секунду и начинает обратное движение. Так и в жизни. Если посткаримовский Узбекистана в ближайшей перспективе и не станет теократическим государством, то религия в нем, несомненно, будет играть если и не решающую, то все равно очень значимую роль. И немудрено - понятия всеобщих равенства и справедливости, лежащих в самих основах Ислама, есть именно то, в чем так сегодня объективно нуждается узбекский народ.
Сумеет ли будущий лидер государства избежать искуса превращения религии в государственную идеологию? И тут дело даже не в самой религии, а в ее адептах. Уж они-то, после стольких лет гонений, не преминут, пользуясь случаем, прочно обосноваться во власти. А светские правители наверняка и не станут такому особо препятствовать. Во-первых, им самим просто очень важна подобная поддержка. Во-вторых, на определенных этапах намеренно извращенное религиозное учение может стать в руках правителя чем-то схожим с коммунистическим учением, то есть идеологической подоплекой режима. Нечто подобное мы сегодня наблюдаем в путинской России и еще неизвестно, в какие уродливые псевдоправославные формы обернется там нарастающее всевластие клерикалов.
Любая религия, ощущающая на себе безоговорочную поддержку светской власти, самым естественным путем стремится к превращению в монополию. Желание стать "единственной" религией лежит в самой ее природе и что же в этом может показаться странным, неуместным? Ничего, но это и есть один из шагов, последовательно и целенаправленно превращающих государство в монорелигиозное, а соответственно в нашем случае и в моноэтническое. Данная тенденция характерна не только для одного лишь Узбекистана, а скорее, для всех республик региона, за исключением, пожалуй, Казахстана. В недавнем прошлом некоренные этносы, населяющие Центральную Азию еще со времен Союза, в какой-то момент и на туманном, подсознательном уровне, вдруг ощутили невозможность дальнейшего проживания в этих местах. Такое проявилось даже в Узбекистане, в той стране, где толерантность прочно укоренилась в быту и испокон веков является значимой частью национального менталитета. - Вы все, конечно же, очень хорошие люди, но …. не наши. Заметьте, в Узбекистане вам никогда не скажут – "ты чужой", но подумают – "он не наш". Так стоит ли искусственно изображать "дружбу народов"? Гости, а не надоели ли вам хозяева? На дверь вам прямо не покажут, но недвусмысленно намекнут. Да и куда уж, вот вам максимально прозрачный намек – в государстве на всех более или менее значимых руководящих постах пребывают исключительно узбеки! Если где-то и сохранились начальники – не узбеки, то в данном случае исключение лишь подчеркивает правильность самого правила.
Говорю все это без какой-либо качественной оценки. Ни "хорошо", ни плохо", как данность. А как бы вы хотели? Иначе? Благодарить судьбу следует уже за то, что на ташкентских улицах вы практически не услышите чего-то похожего на известное - "понаехали тут". Первыми все это крепко усвоили и правильно восприняли бухарские евреи и кавказцы, все они теперь уж далеко-далече и, между прочим, не особенно сожалеют о случившемся переселении. По крайней мере, в печати "стонов о потерянном рае" пока не появлялось. Если кто и посетует, пока еще не привыкнув к новым местам, то только в примитивной форме, вроде как – эх, эх…
Наиболее, если можно так выразиться, креативная часть русскоязычного населения тоже в большей своей части уже покинула "солнечную республику". Остались здесь век вековать старики, оставленные уехавшими детьми до лучших времен, просто обездоленные, а также малоактивные и инертные люди. Татары, так те вроде как разделились на приблизительно равные части. Часть их уехала в Россию к родственникам, другая же часть заняла ту общественную нишу, которая прежде в большей части принадлежала русским, украинцам, евреям. Татары, как "эрзац-русские" (все же мусульмане) в принципе живут не так уж и плохо, но на север все-таки нет-нет, да поглядывают. Вот денег поднакопим (или если вдруг наш бизнес/должность отнимут) и тогда рванем в Казанскую сторонку! Обратили ли вы внимание на прошедший недавно по всем городам Узбекистана татарско-башкирский сабантуй? На редкость теперь крепко и спаяно между собой держатся татары в Узбекистане. Все понимают и все предчувствуют? И замечательным является тот факт, что практически "на нет" сошли у них межэтнические браки. Прежде парни-узбеки охотно женились на девушках-татарках, но с определенного времени, как отрезало. Зато узбекские корейцы уж приспособились на славу к новым временам. Им-то уезжать некуда. Вот потому все пасынки Страны Восходящего Солнца как-то быстро скучковались в Ташкенте, наладили связи (типа "вась-вась") со своими дальневосточными (которые "южные") соплеменниками и по большому счету живут себе припеваючи. Их почему-то до поры, до времени за редким исключением, местные власти в лице силовиков покамест не берут за жабры. Видимо это происходит согласно укоренившемуся в узбекской среде стереотипу – все, мол, корейцы очень трудолюбивые и к тому же поразительно честные. Кто б сомневался?
Однако не пора ли резюмировать вышесказанное? Пожалуй, что и так. Предстоящий в скором времени так или иначе уход Ислама Каримова из власти, увы, не стоит рассматривать как абсолютное и всеобщее благо. Да, конечно, натворил он сам и его вороватое окружение, такое, что стране впоследствии придется расхлебывать еще много-много лет. И если только все вообще не полетит вверх тормашками к чертям собачьим. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что Ислам Каримов, как руководитель государства, по-своему и воленс-ноленс, определенным образом препятствовал, скажем так, "некоторым общественным процессам".
…Вдруг, хотя этого вроде бы и ждали давно, рухнула в одночасье загораживающая плотина, и водяной вал рванулся на поля и на города, круша и сметая все на своем пути. Один товарищ, между прочим, скажет так – "ой, как плохо, ведь смыло потоком мою бедную хижину", зато другой только обрадуется – ура, наконец-то мои посевы вдоволь будут напоены долгожданной живительной влагой. Хижину, говоришь, смыло? Но ведь ты же, наверняка, знал, что селишься в опасной зоне? Почему же прежде не решался переселиться в безопасные места? Дождался? Окончательный Исход? …Мудрый уходит в печали, а глупец уходит смеясь.
…А Пан все продолжает и продолжает играть в ночи на своей свирели, да так красиво, но в то же время и очень тревожно, аж сердце замирает. Мелодия бередит душу и вот (или кажется?) уже отдельные слова проступают: - Тюр-люр-люю…. Что же будет с родиной и с нами?.. Ядгор Норбутаев
|