КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 27.07.2012
23:17  Цена олимпийского золота: самые щедрые призовые сулят Казахстан и Малайзия
23:08  В Хороге убит лидер областной ячейки ПИВТ Сабзали Мамадризоев
21:53  А.Князев: Нестабильность в ГБАО резко усиливает инфильтрацию бойцов из Афганистана в Ферганскую долину
21:51  Б.Эргашев: За событиями в ГБАО могут стоять США, выступающие против коммуникаций между КНР и ИРИ
21:41  Слепой корейский лучник Им Донг-Хьюн установил первый мировой рекорд Олимпиады
21:39  Посла Венесуэлы в Кении Ольгу Фонсека задушили на собственной кровати
21:35  Трайбализм – главный тормоз реформ в правоохранительной системе Киргизии, - депутат Жолдошева

21:31  В Хороге боевики, обещавшие сдать оружие, не прибыли на условленное место; мораторий на ведение огня продлен до 28 июля
15:30  "Известия": Узбекистан надеется разжиться американским оружием. США предпринимают решительные шаги по вытеснению России из ЦА
15:21  У.Иманалиев: Кыргызстан. Партстроительство на крутом повороте
14:32  Los Angeles Times: Сирийский тупик
14:00  А.Урманов: Почему центральной фигурой в идеологии современного Узбекистана выбран Эмир Тимур?
13:57  Е.Меденов: Астанинские "бабочки". Борьба с проституцией больше напоминает борьбу с ветряными мельницами
13:39  Huffington Post: Суннитский фундаментализм - ошибочный выбор западного либерализма
13:36  Компартия Таджикистана считает использование армии в Хороге неоправданным
13:30  Крис Риклтон: Кыргызстан. Коррупционный скандал вокруг Тюлеева и Сабирова предвещает новые политические бури?
13:25  Сергей Безруков в ремейке "Джентльменов удачи" украдет доспехи казахстанского "Золотого воина"
13:04  США в Афганистане бьются за уран, не жалея жизни солдат
13:01  А.Балабанов: Таджикистан - контрабандисты, войска и версии
12:59  С.Епифанцев: Двадцать лет спустя. Способна ли Россия вернуться в Среднюю Азию с парадного входа?!
12:56  Зверски убит известный узбекский правозащитник Акромходжа Мухитдинов
12:49  Ю.Ямпольская: Лебединая песня Туюксу. Тают последние ледники Казахстана
12:08  Скончался известный казахстанский государственный деятель Сарыбай Калмурзаев
12:01  В Таджикистане повстанцы согласились сдать оружие
11:53  24.kg: Самофинансирование образования в Кыргызстане - за или против?
11:51  Т.Едовина: Еврокризис достиг пределов Азии. Проблемы евро уже ощущают на себе Южная Корея и Филиппины
11:48  За взятку задержан начальник управления Департамента внешней миграции МИД Киргизии
11:44  Увидеть Бухару и сесть. На пять лет. Казахстанца Е.Космагамбетова посадили в Узбекистане за "контрабанду экстремистских видеоматериалов"
11:42  М.Ефимова: Турция стоит на границе войны. Она готова вторгнуться в Сирию для борьбы с курдскими сепаратистами
11:38  Г.Матхаликова: Взрывная волна. В Алматы продолжаются "зачистки" от подпольного оружия и потенциальных "ваххабитов"
11:33  Н.Малишевский: Крестовый поход на Восток
11:32  А.Шустов: Бои в Горном Бадахшане
11:29  Т.Куан: Понеслась звезда по кочкам. Как казахстанские Киркоровы ругаются матом и бьют женщин
10:24  А.Грозин: Рахмон проиграл по всем статьям...
10:21  Н.Сурков: Асаду пришлось бросить все силы к Алеппо. Оппозиция хочет создать "сирийский Бенгази" и готовит переходный кабмин
09:45  М.Колеров: Историческая ответственность России за Памир требует не мяукания, а категорической борьбы
09:22  В.Панфилова: В Горном Бадахшане час тишины
00:52  "Къ": Таджикская оппозиция зовет Кремль. В Горном Бадахшане продолжаются бои
Четверг, 26.07.2012
22:48  "Atlantico": Сирийские мятежники, кто они на самом деле?
22:09  Н.Назарбаев объявил в Лондоне о начале работы Цетрально-Азиатского инновационного фонда
22:02  М.Тищенко: Усмирение Памира. В Таджикистане подсчитывают убитых после спецоперации
19:00  Ф.Лукьянов: Брошенная ЦентрАзия
18:02  Впервые звезда Болливуда решилась сняться обнаженной для Playboy (фото)
16:28  В.Катков: В год Огненного Дракона о себе заявил дракон новой большой войны
15:59  ТаджВласти требуют разобрать баррикады в Хороге
15:53  Дело бывшего первого замакима Мангистауской области Айткулова передано в суд
15:49  В Кыргызстане возбуждено дело против бывшего министра транспорта и коммуникаций Н.Сулайманова
15:44  В казахстанском Жанаозене вновь бастуют нефтяники
15:42  В Таджикистане заблокирован доступ к Youtube.com
14:57  Рахмон отказался от "олимпийского" вояжа в Лондон
14:26  Т.Рахматуллаев: Откуда мне ждать удара, или Какова настоящая цена правды
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Huffington Post: Суннитский фундаментализм - ошибочный выбор западного либерализма
13:39 27.07.2012

Суннитский фундаментализм - ошибочный выбор западного либерализма

В нынешней политике западных держав по отношению к арабо-персидскому миру есть немало удивительных моментов. Сегодня, после нескольких десятилетий (более или менее) прямой поддержки милитаристских и авторитарных правительств, США и их союзники оказывают поддержку формированию режимов, которые, хотя и говорят о демократии, испытывают немалую тягу к самому что ни на есть радикальному исламизму.

При этом, вряд ли кому-то неизвестно, что утверждение духа демократии - это не мгновенный процесс, который к тому же не может осуществляться под внешним давлением. Горький опыт прошлого позволил нам наглядно в этом убедиться. Кроме того, нельзя отрицать, что западные правительства никак не ожидали арабских революций, которые смели с карты режимы, уходящие корнями в эпоху, когда крупнейшие гегемонические идеологии пытались привести своих последователей в светлое будущее. Наконец, сложно найти что-то общее (за исключением разве что их деспотической сущности) в режимах, которые держали в ежовых рукавицах народы Ирака, Туниса, Египта и Ливии и до сих пор притесняют население Алжира, или ведут настоящую гражданскую войну в Сирии.

Авторитарные режимы без угрозы для Запада

Дело в том, что нассеризм и панарабизм, которых некоторое время назад придерживались большинство диктаторов арабского мира, дал осечку: прошел уже слишком долгий срок для того, чтобы все эти разнообразные (теоретически - прогрессивные и светские) группы в арабском мире оказались в силах перешагнуть через существующие противоречия (или даже конфликты) и воссоздать аббасидский халифат, которому смысл в прошлом придавала одна лишь религиозная умма. Подписанный в 1978 году в Кэмп-Дэвиде сепаратный мир между Египтом и Израилем отнюдь не стал катализатором изменений, а лишь подтвердил положение дел: светский панарабизм - это утопия, а Федерация Арабских Республик оказалась мертворожденной. С тех пор баасизм в Сирии и Ираке, Джамахирия в Ливии (за ней последовал опереточный панафриканизм) и алжирский социализм стали служить ширмой для зачастую коррумпированных, иногда нефтеносных, но неизменно - авторитарных режимов, с которыми Запад мог легко найти общий язык и которых мог запросто обвести вокруг пальца.

Как же тогда воспринимать столь странное изменение позиции Запада по отношению к режимам, к стабильности которых мы, кажется, неплохо приспособились? Первая возможная интерпретация сводится попросту ко все растущей неспособности оказать влияние на ход событий в многополярном мире, в котором появляются новые региональные (или даже международные) игроки с противоположными интересами. Один из множества симптомов (причем, далеко не последний!) этого бессилия заключается в значительном сокращении возможностей для проведения дорогостоящих внешних военных операций. Прозаические финансовые соображения, которые поставили на колени Римскую империю, сыграли не последнюю роль в выводе американских войск из Ирака и Афганистана. Кроме того, как нам известно, ливийская авантюра французской и британской армии окончилась бы плачевно без логистической поддержки США и финансовой помощи Катара.

Подчинение масс - общий замысел Сунны и либерализма?

Тем не менее, хотя эти объяснения отчасти и имеют под собой основание, самих по себе их явно не достаточно. Складывается впечатление, что, несмотря на растущие ограничения, доминирующие на Западе силы сделали выбор в пользу поддержки суннитского ислама в его наиболее жесткой и ретроградной форме, которая исходит с Аравийского полуострова. Такая индульгенция уже сама по себе вызывает вопросы, потому что по сути противоречит заявлениям об исламистской угрозе и опасности, которую представляет "Аль-Каида".

Нужно быть по-детски наивным или, наоборот, полным пройдохой, чтобы найти хоть какие-то существенные отличия между режимом, который хотят установить афганские талибы, и идеями Партии возрождения в Тунисе или "Братьев-мусульман" в Египте и Ливии. Независимо от их успехов на выборах, эти радикальные силы религиозного толка ставят во главе угла ниспосланную свыше истину (ислам), которой следует подчиняться буквально и беспрекословно, и преподносят шариат как средство регуляции общества с коллективной и индивидуальной точек зрения. Кроме того, вполне вероятно, что озвучиваемые тут и там изменения этого имманентного исламского принципа являются тактическими шагами и проявлениями предвыборного оппортунизма, а не признаком стремления к какой-либо умеренности.

Таким образом, априори нам стоило бы ждать яростного идеологического противостояния между подобным отчуждающим прочтением ислама и доминирующей сейчас на Западе либеральной мыслью, как это было во времена большевизма. Тем не менее, в действительности ничего подобного не происходит: трения с суннитским радикализмом возникают лишь там, где этого требуют геостратегические интересы, как, например, это было в Афганистане. В то же время, мы своими глазами видели (не так давно в Ираке, а сегодня в Сирии и Тунисе), как Запад если и не открыто поддерживает, то уж точно позволяет свободно действовать даже самым радикальным салафитским или ваххабитским движениям.

Либералы и исламисты похожи на ярмарочных жуликов

Как мне кажется, подобная толерантность доминирующих сейчас либеральных сил объясняется в первую очередь тем, что они забыли (или же презирают) принципы некогда породившей их политической философии. Негласный пакт с суннитским радикализмом ссылается на более-менее подтвержденную мысль о том, что контроль над массами может быть целью некоего либерально-исламского кондоминиума. Два возможных вида воздействия на население в рамках этого кондоминиума (жесткий раздел сфер влияния и контроль над обществом с помощью обоюдной демонизации или же формирование некоего общего Востока, где либерализм правит телами и кошельками, а ислам - умами и душами) в целом не меняют сути дела.

В конце концов, разве формирование подлинных теократий, подобных тем, что мы видим в Персидском заливе, когда-либо мешало бизнесу? Это напрямую касается христианских США и Европы, которая борется с "паранджизацией" умов в исламских общинах и во всем обществе в целом. Кого, например, хоть как-то волнуют массовые закупки Катара, Саудовской Аравии или Кувейта во Франции? Точно не либералов и даже не социалистов и не увлекшихся культурным релятивизмом "зеленых". Беспокойство проявляют лишь консервативные и, в первую очередь, ультраправые силы, которых подобное развитие событий подталкивает ко все большей радикализации. Короче говоря, такая схема предполагает появление нового (делового) дворянства с новым (мусульманским) духовенством у руля системы доминирования в ущерб третьим (прежде всего европейским) странам и народам, которые по своей сути не приемлют ни тех, ни других.

Другие виды ислама возможны… и желательны

Существует мнение, что такой выбор (осознанный или нет) оказался далеко не лучшим, и что у Запада гораздо больше общего с шиизмом. С этой точки зрения уготованная Ирану участь выглядит не только несправедливой, но и ошибочной. Разумеется, нельзя не учитывать постоянные провокации Ахмадинежада или в своей основе консервативную концепцию, которой придерживаются большинство нынешних руководителей страны. Однако, останавливаться на этом было бы глупо. Дело в том, что, хотя Иран явно не более демократичен, чем другие мусульманские теократии (об этом свидетельствуют печальные результаты в сфере свободы прессы), менее демократичным его тоже не назвать. При этом, Тегеран хотя бы проявляет больше внимания к судьбе своих немусульманских меньшинств: 20 000 ассиро-халдейцев, 200 000 армян, 40 000 зороастрийцев и даже 20 000 евреев страны имеют своих представителей в парламенте и пользуются настоящей культурной свободой. Подобная ситуация может показаться утопией в большинстве других мусульманских стран, даже самых "продвинутых", к которым, например, относится Турция. Хотя репрессии против бахаи в Иране, бесспорно, достойны осуждения, нельзя не поразиться контрасту с той же Турцией, когда узнаешь, что Иранское правительство внесло несколько армянских исторических памятников в список культурного наследия ЮНЕСКО и даже за свой счет перенесло и отреставрировало один из них, который находился под угрозой затопления.

Что касается неприкрыто антисемитской позиции президента Ахмадинежада, она, несмотря на всю свою непростительность, объясняется не реальным стремлением к конфликту, а желанием использовать палестино-израильское противостояние и поднять свой престиж в глазах арабских народов, которые, как предполагается, ищут себе регионального защитника. Кроме того, нельзя не отметить, что нынешний президент Ирана далеко не вечен, и что он отнюдь не пользуется единогласной поддержкой в стране. Вообще, у реального политического ислама мало общего с настоящей природой шиизма. Как бы то ни было, в этих условиях усилия Ирана по созданию ядерного оружия нужно воспринимать скорее как (похожую на французскую) систему сдерживания перед лицом настоящей внешней угрозы, а не реальную опасность для Израиля или Запада.

Шиизм - теология сопротивления?

Тем не менее, давайте отойдем от Ирана, прозаических политических позиций и даже чисто религиозных аспектов: нужно четко понимать, что шиизм - это диссидентское движение, которое позволило критической мысли выжить в гегемонической Сунне. Ведь не случаен тот факт, что в процессе исламизации народы с древней и устоявшейся культурой делали выбор в пользу шиизма: иранцы, ставшие алавитами армяне и греки или же алавиты в Сирии. Дело в том, что, как недавно напомнил признанный эксперт по Ближнему Востоку Антуан Сфейр (Antoine Sfeir) во время конференции в армянском центре, - там, где Сунна требует слепого подчинения неизменной продиктованной Всевышним книге, сунниты допускают основанное на разуме толкование (калам) и выступают за куда более западную концепцию правосудия, нежели их собратья-сунниты.

Таким образом, несмотря на внешний облик, характер нынешней иранской власти и ее поведение, всем тем, кто выступает за эмансипацию мусульман и развитие светского общества в исламских странах, стоит скорее поддержать шиитов, а не суннитских фундаменталистов, которые сегодня стоят у власти на Аравийском полуострове, а завтра, возможно, утвердятся во всем Магрибе и Машрике. Европейской и западной мысли будет гораздо проще найти общий язык именно с первыми, а не со вторыми. Остается лишь понять, действительно ли человеческая эмансипация и гуманистическое развитие общества ближневосточных и даже европейских стран легли в основу реализуемого в настоящий момент ультралиберального проекта. Пока, с учетом всех предыдущих соображений, по этому поводу существуют самые серьезные сомнения.

Оригинал публикации: Le fondamentalisme sunnite, mauvais cheval du libéralisme occidental

Опубликовано: 26/07/2012

("Le Huffington Post", Франция)
Лоран Лейлекян (Laurent Leylekian)

Источник - ИноСМИ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1343381940


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх