"Бешенные письки" как символ и апофеоз западной "свободы", - Guardian 23:13 02.08.2012
Pussy Riot напоминают о том, что революция всегда начинается в культуреВладимир Путин правильно боится Pussy Riot. По сути дела, это - идея, а идею остановить невозможно.
Некоторые люди всегда стремятся к награде. Не к медалям и призам. Для них награда – это свобода, свобода выражения, свобода протеста. Я говорю о Pussy Riot, о группе, которая привлекла внимание всего мира к тому, что происходит в России. Pussy Riot – сумасшедшие панки, так? Нет, они - не сумасшедшие, не легкомысленные и не наивные. Их судят за богохульство в светском (пусть лишь номинально) государстве. Они показывают, что произойдет с любым проявлением оппозиции президенту Владимиру Путину. И по правде говоря, они выглядят потрясающе. Если вы хотите увидеть искусство, как форму протеста или протест как искусство, то взгляните на этих женщин и их сторонников.
Их называют наследницами феминистского панк-рок движения Riot Grrrl, но в них есть нечто большее. Сейчас их судят в Москве за преступление, на совершение которого ушла 51 секунда. Пожалуйста, посмотрите его на YouTube. Они исполнили песню против Путина в главном православном храме, надев свои любимые балаклавы и яркие одежды дисгармонирующих цветов. За это "хулиганство" и "религиозную ненависть" три женщины уже отсидели пять месяцев в тюрьме. А теперь им может грозить семилетний тюремный срок – в стране, где оправдательными приговорами заканчивается лишь 1 процент дел, рассматриваемых в суде.
Pussy Riot символически встали во главе протестного движения в России, которое всячески подавляется. Блогеров там подвергают аресту, а люди боятся высказываться против Путина. Разрешены лишь санкционированные государством демонстрации. Сползание к диктатуре очевидно, и что самое важное, - больше всех от этого выигрывает церковь, осуществляющая масштабный "захват земель". Pussy Riot появились, чтобы привлечь внимание к тому, что вызывает беспокойство - к тоталитарному государству, где церковь и власть слились воедино. Многие предостерегают, что Россия превращается в фундаменталистское христианское государство. Представители православной церкви заявляют, что разделение светского и духовного - это "западная идея". Вот против чего выступает Pussy Riot.
Прокуратура и многочисленные священники называют этих женщин сатанистками, а их сторонники говорят о них как о симпатичных молодых матерях. Несомненно, именно такими они и являются, но эти женщины также очень умело используют общепринятые формы анонимного анархического протеста. Шапочки-маски означают, что любой может быть Pussy Riot. Так действовали Guerrilla Girls, ставшие легендой арт-мира. Так действует движение Occupy. Скучные и респектабельные левые слишком часто игнорируют гениальность таких форм инакомыслия.
Одна из вдохновительниц Pussy Riot Тоби Вейл (Tobi Vail) из Bikini Kill говорит, что такие методы протеста невозможно упрятать за решетку. Само их название говорит о том, что они - против пассивного женского начала. Женский половой орган, говорят они, способен "внезапно начать радикальный бунт против устоявшегося порядка в культуре". Эти женщины читали все – от Симоны де Бовуар (Simone de Beauvoir) и Джудит Батлер (Judith Butler) до Рози Брайдотти (Rosi Braidotti). Они знают, что делают.
Неудивительно, что российские патриархи встревожились. Pussy Riot распространили мысль о том, что их "великий лидер" напоминает Каддафи и Ким Чен Ына. Они сделали это посредством ряда лукавых постановочных трюков, и Amnesty International уже признала их узницами совести. Футболку Pussy Riot надевал Стинг, хотя я бы предпочла увидеть всех звезд рока в балаклавах, и призываю Мадонну сделать это как можно скорее.
Что не может остановить Путин, так это идею, концепцию. Pussy Riot - это по сути дела концептуальные артистки. Вот почему они такие грозные – ведь бросить за решетку идею нельзя. Торжество рока и панка, которое мы наблюдали на прошлой неделе, было великолепно, но Pussy Riot напоминают нам о том, что революция всегда начинается в культуре, в радикальных акциях. В обществе представлений эти акции – спорадические перформансы Pussy Riot – попадают на YouTube, их смотрят, о них говорят в интернете. Помните, в дни твиттеровского мелководья Pussy Riot находятся в лучах славы в виртуальном мире, а в реальном мире - они в тюрьме.
Если нам когда-то и был нужен анархо-феминистский протест, то сейчас ему самое время. Безусловно, лишенные воображения люди могут свести все к лозунгу "Панки против Путина" и заявить, что никакого манифеста у этих женщин нет. Они замыслили нечто совсем иное: представить сложные вещи в простом виде. Они - оппозиция, и в то же время, они - девушки с гитарами в вязаных шапочках, а не мужчины с автоматами. И это прекрасно.
Для кого-то анархизм всегда был по своему существу феминистской философией, поскольку он отвергает отношения на основе силы и власти. Pussy Riot живут в стране, где Бакунин выступал против Прудона за равенство женщин и против самовластия в семье. Это также страна, где родилась еще одна женщина, избравшая такой путь – Эмма Гольдман. Она видела в анархистском протесте законное противодействие контролю государственной власти. О таких протестах Гольдман говорила: "Мне кажется, что это новые формы жизни, и что они займут место старых, но не за счет проповедей или голосования, а за счет того, что ими начнут жить".
Pussy Riot - это как раз такая форма жизни – пусть они и сидят в клетке, в настоящей клетке, выслушивая все эти нелепые обвинения из-за того, что Путин в опасности. Но ему следует опасаться. И мы должны говорить об этом постоянно. Мы все сегодня - Pussy Riot.
Редакционная статья
("The Guardian", Великобритания) 1 авг. 2012
|