Ж.Игошина: Сирия - крах дипломатических усилий? 23:23 08.08.2012
Сирия: крах дипломатических усилий?
Начало августа ознаменовалось сразу двумя событиями, нанесшими серьезный удар по усилиям, предпринимаемым Россией по урегулированию сирийского кризиса. Так, 2 августа Кофи Аннан заявил о своем предстоящем уходе с поста спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии из-за отсутствия необходимой поддержки со стороны международного сообщества, что дало повод представителям Белого дома и министерства иностранных дел Великобритании обвинить Москву и Пекин в провале миссии Аннана. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни заявил журналистам о том, что "отставка Аннана напоминает об отказе России и Китая от поддержки в Совете Безопасности ООН резолюций против Башара Асада. Эти резолюции могли бы привлечь Асада к ответственности за отказ следовать положениям плана Аннана. Мы неоднократно заявляли о нашем сожалении в связи с этими вето, такие действия оставляют Россию и Китай на "неверной стороне истории" и обращают их против сирийского народа. К сожалению".
Схожей точки зрения придерживается и министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, предположивший, что разочарование Аннана вызвано вето, наложенного на резолюции Совета Безопасности, из-за чего международное сообщество оказалось не в состоянии предоставить столь необходимую ему поддержку.
Что касается реакции России, то, по мнению постоянного представителя Российской Федерации при ООН Виталия Чуркина, несбалансированные и односторонние резолюции по Сирии, которые пытались продвигать ряд государств, как раз и усложняли усилия Кофи Аннана по урегулированию сирийского кризиса.
О крахе усилий по урегулированию кризиса в Сирии из-за стремления западных стран сменить режим в стране заявил и советник отдела международных конвенций и организаций МИД КНР Лонг Чжоу.
Становится очевидным, что отказ К.Аннана от продления своего мандата в Сирии, истекающего 31 августа с.г., и принятие Генассамблеей (ГА) ООН резолюции о ситуации в Сирии, осудившей "бездействие" Совета Безопасности в отношении сирийского вопроса, ставят под вопрос не только дальнейшую жизнеспособность плана Кофи Аннана, на который опиралась Россия в своей позиции по Сирии, но и эффективность любых шагов, направленных на мирное урегулирование кризиса на основе диалога.
И если резолюцию ГА ООН, инициированную Саудовской Аравией, можно назвать вполне ожидаемой, то заявление Кофи Аннана является тревожным сигналом для России, поскольку существенно снижает вероятность расширения работы женевской "Группы действий" в формате присоединения к группе Ирана и Саудовской Аравии, к чему собственно призывал Кофи Аннан, а также укрепляет почву под ногами сирийской оппозиции и "друзей Сирии", которые имеют свое видение как относительно разрешения сирийского вопроса, так и путей построения Новой Сирии.
На фоне продолжающихся боев за Алеппо, дискуссий по поводу преемника Кофи Аннана на пост специального посланника по Сирии, сирийская оппозиция, не стесняясь, заявляет о том, что Катар и Саудовская Аравия поставляют повстанцам стрелковое оружие. Так, 6 августа представитель Сирийского национального совета (СНС) Басма Кодмани в интервью радиостанции France’s Europe 1 рассказала о том, что хотя Катар, Саудовская Аравия и в меньшей степени Ливия поставляют оппозиции стрелковое и другое оружие, повстанцы ощущают нехватку вооружения для борьбы с режимом Асада.
Впрочем, помимо проблем с вооружением, сирийские оппозиционеры так и не смогли преодолеть свою главную слабость - отсутствие сплоченности и единства, о чем свидетельствует создание очередного альянса из 70 сирийских оппозиционеров, именующих себя "Советом сирийской революции". Лидер новой оппозиционной группы Хайсам Аль-Малех, покинувший ряды СНС в марте этого года, выступил с резкой критикой СНС, обвинив ее руководство в бездействии. По мнению Аль-Малеха, только "Совету сирийской революции" под силу создать действенное переходное правительство. В данный тезис отказывается верить руководство как СНС, так и "Свободной сирийской армии", негативно отнесшихся к возникновению "Совета сирийской революции". Так что о единстве сирийской оппозиции, к которой безуспешно призывает ЛАГ, в настоящее время речи быть не может. Напротив, с эскалацией конфликта вскрывается все больше противоречий между противниками Башара Асада относительно будущего Сирии.
В то же время переход в стан оппозиционеров отдельных сирийских политиков, дипломатов и знаковых фигур, в частности, бывшего премьер-министра Сирии Рияда Хиджаба (суннита по вероисповеданию) и первого сирийского космонавта Ахмеда Фариса, безусловно, играет на руку оппозиции, дискредитируя действующее сирийское правительство. Официальные власти Сирии всячески пытаются минимизировать последствия подобных событий, но в русле стремительного потока информационной войны против Башара Асада, в которой задействованы ведущие арабские телеканалы и информационные агентства, заявления министра информации Сирии Омрана Ахеда Аз-Зоби относительно тех или иных фактов перехода чиновников на сторону оппозиции теряются в сонме статей, иногда преувеличивающих количество и значимость данных фактов.
Тем не менее, даже если бы информация, появляющаяся в арабских СМИ, носила более разносторонний характер, это не спасет Башара Асада от участи, которую уготовили ему страны Запада и их арабские союзники.
Несомненно, Россия до конца будет пытаться вернуть противоборствующие стороны на рельсы диалога, но в свете нарастающей милитаризации сирийского кризиса и углубления гражданской войны, все труднее рассчитывать на то, что дипломатические усилия смогут возыметь положительные результаты. Вряд ли эффективной будет помощь и из угнетенного санкциями Ирана. Хотя на 9 августа в Тегеране намечено международное консультативное заседание по вопросу Сирии, в котором, по предварительным данным, примут участие представители разного уровня из десяти стран.
Несмотря на всю разрозненность в рядах сирийской оппозиции, на все вето, накладываемые Россией и Китаем на резолюции Совета Безопасности ООН, вероятность того, что план Кофи Аннана будет реанимирован, стремится к нулю. Тем более что об этом, по информации "Аль-Джазиры", открыто заявил премьер-министр Катара шейх Хамад бин Джассем Ат-Тани. Также он заявил о том, что арабские страны не одобрят кандидатуру нового специального посланника по Сирии, если его миссия будет основываться на мандате Кофи Аннана. Согласно словам премьер-министра Катара, мирный транзит власти в Сирии требует новой стратегии после провала плана Аннана.
Учитывая эскалацию вооруженного противостояния в Алеппо, решительную позицию арабских стран во главе с Катаром относительно невозврата к плану Аннана и уверенность группы "друзей Сирии" в скорой победе повстанцев, возможно, России следует задуматься над новой дипломатической тактикой, пока еще не все точки расставлены.
Жанна Игошина, кандидат политических наук, преподаватель кафедры международных отношений Института социальных наук Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
09.08.2012
|