В.Михин: Ирано-сирийский план решения проблемы 01:10 10.08.2012
Предстоящая в конце месяца отставка спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннана поставила перед международным сообществом весьма трудный вопрос: кто же придет ему на смену? Вполне естественно, что Запад и ряд консервативных арабских государств захотят поставить своего человека, который, в отличие от К.Аннана, не будет задавать лишних вопросов и исполнять волю стоящих за ним людей.
Сейчас ООН рассматривает в числе новых кандидатур бывшего генерального секретаря НАТО Хавьера Солану и экс-президента Финляндии Мартти Ахтисаари. Весьма активно обсуждаются и другие кандидаты, среди них фигурируют экс-глава МИД Испании Мигель Моратинос и представитель Малайзии, чье имя не приводится. Но Мартти Ахтисаари "не видит себя в роли преемника Кофи Аннана". Он заявил, что ему никто не предлагал занять место спецпредставителя по Сирии и высказал пожелание, чтобы "это был кто-то другой".
Наряду с поисками нового спецпредставителя, западные страны активизируют работу в Совете Безопасности ООН, очередным председателем которого стала Франция. В рамках своего председательства Франция проведет в Нью-Йорке 30 августа встречу на министерском уровне, посвященную ситуации в Сирии. Председательствовать на встрече будет глава МИД Лоран Фабиус, который, кстати, планирует посетить страны региона. Вполне естественно, что во время визита Л.Фабиус "намерен продемонстрировать поддержку сирийскому народу, обеспокоенность стабильностью ситуации в регионе и свою приверженность переходу к демократической и многопартийной системе".
Ранее, как известно, Совет Безопасности ООН не смог согласовать совместные меры по прекращению насилия в Сирии из-за разногласий в подходах. Западные страны настаивают на применении силовых методов, прежде всего санкционного характера, тогда как Россия и Китай предлагают налаживать диалог властей и оппозиции. В результате в ситуацию вмешалась Генассамблея ООН, приняв резолюцию, которую Россия и ряд других стран сочли несбалансированной и направленной в основном против сирийских властей. После этого в стремлении взять инициативу в свои руки Франция решила провести встречу СБ ООН на министерском уровне.
Нельзя сказать, что только Запад стремится играть главную роль на Ближнем Востоке и, в частности, в сирийском конфликте. После заявления Кофи Аннана уйти в отставку, и поняв, что "спасение утопающего - дело рук самого утопающего", большую активность на сирийском направлении развил Тегеран. Так, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи заявил, что его страна готова взять на себя роль посредника в возможных переговорах между властями Сирии и противостоящей им оппозицией. В его статье на сайте газеты Washington Post говорится: "Я заявляю о нашей готовности способствовать переговорам между сирийским правительством и оппозицией и предоставить нашу территорию для их проведения". "Учитывая план Аннана, Иран намерен объединить усилия занимающих схожие позиции стран для достижения трех важнейших целей: обеспечению немедленного прекращения огня с целью остановить кровопролитие, поставке гуманитарной помощи сирийскому народу и подготовке почвы для диалога, направленного на разрешение кризиса".
В русле этих планов МИД Ирана заявил, что представители ряда стран региона проведут в Тегеране консультации по сирийской проблеме. По словам замглавы МИД Хосейна Амира Абдоллахиана, целью переговоров будет "содействие восстановлению стабильности и спокойствия в Сирии с помощью конструктивной помощи со стороны стран региона и международных организаций".
Как сообщил МИД РФ, Москва получила приглашение на консультативный форум по Сирии. Помимо России предполагается участие шести арабских стран, а также Пакистана, Венесуэлы, Индии, Казахстана и Китая.
Ранее во время визита в Сирию секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили заявил, что его страна не откажется от союза с Сирией в борьбе с терроризмом и не допустит ее разрушения. Следует указать, что Саид Джалили стал первым за время сирийского конфликта высокопоставленным иранцем, посетившим Дамаск с заранее анонсированным визитом и встретившимся с президентом Башаром Асадом. В ходе переговоров иранский эмиссар, который на сей раз выступил послом рахбара Али Хаменеи и имел от него особое поручение, выразил уверенность в том, что кризис удастся преодолеть лишь "демократическим путем - через организацию конструктивного национального диалога и выборы". "Поддержкой банд террористов, передачей им оружия и направлением в Сирию наемников вряд ли можно добиться позитивных перемен", - заявил С.Джалили по прибытии в Дамаск из Ливана, где пытался убедить руководство этой страны в нецелесообразности поддержки сирийских повстанцев. Параллельно с визитом Саида Джалили в Дамаск, вице-президент Ирана Хамид Багаи отправился в Каир, а глава МИД Али Акбар Салехи - в Анкару, где встретился со своим турецким коллегой Ахметом Давутоглу. В центре переговоров стоял вопрос об освобождении иранских паломников, которые были похищены Свободной сирийской армией, пользующейся открытой поддержкой Турции. На встрече А.Салехи "предупредил правительство в Анкаре об ответственности в этом вопросе".
Впрочем, вполне понятно, что захват заложников - лишь повод для Ирана активизировать свою деятельность на сирийском направлении. В случае падения режима Башара Асада позиции Тегерана на Ближнем Востоке заметно ослабнут, а место главных союзников Дамаска могут занять суннитские государства Персидского залива. Кроме того, власти Ирана считают, что, если они не активизируют свои дипломатические усилия, ситуация в Сирии станет еще более неуправляемой. А это, в конечном счете, может вылиться в большую региональную войну, в которую будут втянуты и Иран, и арабские страны, и Запад. До недавнего времени Тегеран не предпринимал широких публичных шагов, осуществляя, в основном, морально-политическую поддержку и помощь вооруженными бойцами. Этот вид помощи реализовывался через ливанскую "Хезболлу", которая сражается с противниками Б.Асада в Ливане и способствует переброске в Сирию сторонников режима. Насколько массированна эта помощь, оценить сложно. Позиции Тегерана стали более весомы после того, как Москва и Кофи Аннан заявили, что Иран - важный фигурант сирийского кризиса, и что необходимо в поиске путей урегулирования вести переговоры и с этой страной. Но дело до привлечения Тегерана к официальным международным переговорам так и не дошло из-за высокомерной позиции Вашингтона, который не желает видеть иранцев равными участниками какого-либо политического процесса.
Именно поэтому предстоящая встреча по Сирии в Тегеране имеет большое значение для консолидации тех стран, кто искренне заинтересован в мирном исходе сирийского кризиса. Российская сторона на этой встрече намерена твердо проводить линию на немедленное прекращение кровопролития в Сирии и "достижение мирного урегулирования в интересах всех сирийцев через широкий политический диалог, как это предусмотрено планом Кофи Аннана и соответствующими консенсусными решениями СБ ООН".
Виктор Михин – обозреватель Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение". 10.08.2012
|