Б.Максутов: Великое восстание кыргызов 1916 г. Россия хотела истребить кыргызов...Ч. 2-я 10:48 13.08.2012
Б.Максутов, председатель фонда "Айкол Манас баяны": Виноваты ли кыргызы в возникновении Уркуна (часть II)?
По прошествии времени они завладели теми землями, отдавали их в аренду прежним хозяевам, разным обманом получали прибыль, безмерно эксплуатировали местное население, оно нищало, и, в конце концов, они вынудили население служить им.
"Такая царская колониальная политика постепенно привела к сокращению численности казахского и кыргызского народов. В 1902-1913 годах казахско-кыргызское население уменьшилось примерно на 8-9%, уменьшилась численность также таранчы и дунган, а количество переселенцев увеличилось более, чем на 10%. (Т.Рыскулов, "О восстании казахов и кыргызов 1916 года", журнал "Ала-Тоо", 1991 год, № 8. стр. 48).
"Почитаем, что писал еще один сторонник царизма член Государственной Думы А.Л.Трегубов: "В таком благодатном крае как Жети-Суу у нас имеется множество прекрасных мест. А переселение в другие места давно превратилось в один из острых вопросов, так как русские крестьяне никак не могут там расположиться – это грех перед Богом и стыд перед народом…". (Из книги Ж.Абдрахманова. Уркун, Бишкек, 1993, стр.13).
Будь неладен член Думы А.Л.Трегубов, у которого не хватило ума понять, что насильственный захват чьего-то имущества, земли, дающей жизнь и пропитание – это постыдное противоестественное дело перед Богом и человечностью!
"В своем отчете царю в 1917 году о размерах отправленного скота из Туркестана для покрытия военных потребностей Куропаткин писал следующее: " Для покрытия военных потребностей из Туркестана отправлено: 40.899.244 пудов хлопка, 38 004 аршина войлока, 3 109 тысяч пудов растительного масла, 299 пудов мыла, 300 тысяч пудов подготовленного мяса, 473 928 пудов рыбы, 70 тысяч лошадей, 12 797 верблюдов, 13 441 коров". (Из книги Т.Рыскулова "О восстании казахов и кыргызов 1916 года").
С самого начала австро-венгерской войны кыргызы не жалели помощи для победы царской армии. Это обстоятельство подтверждает в рапорте Николаю II от 4 марта 1917 года о восстании 1916 года исполнявший обязанности военного губернатора Жети-Суйской области А.И.Алексеев (далее цитата на русском языке): "… Все туземцы охотно и щедро жертвовали на нужды войны деньгами и скотом, не было недостатка и в добровольцах лично встать в ряды действующих против неприятеля войсках в 1914-1915 гг. Киргизские общества усердно помогали семьям запасных и ратников, призванных на войну, в полевых работах. Также охотно и безропотно они выполняли требования администрации в отношении поставки для армии юрт, кошм, попон и безнедоимочно вносили военный налог". (ЦГВИА, ф. Главный штаб, Азиатская часть,1917 г., л.л. 18-14. Подлинник). (конец цитаты на русском языке).
И без того от притеснения переселенцев сократились веками занимаемые пастбища, скот, который издревле был одним из источников существования, он больше погибал от нехватки кормов, уровень жизни ухудшился, с другой стороны, давили разные налоги и поборы. В то время как эксплуатировала верхушка власти вместе с бай-манапами, шла война, и на ее нужды отбирали гужевой скот, вещи-имущество, бедный народ был занят поиском пропитания, чтобы не умереть. Это приводило его в отчаяние, и придавило так, что он не мог встать с места.
В народе закипало чувство ненависти к властям, перехлестывало через края недовольство, а приказ царя о призыве в армию стал маслом, подлитым в огонь. Кыргызы и казахи не могли терпеть насилие и преступления белого царя, они были доведены до такого состояния, что были готовы отдать свои жизни, не боясь ради своих детей и свободы пойти хоть в огонь, хоть в воду.
Кыргызы, лишенные земли, во избежание истребления, рискуя головами, вышли на великое восстание против сильной власти.
Как вы сами заметили, когда у кыргызов, веками проливавших кровь и отдававших свои жизни ради сохранения своей святой земли, эту землю ее насильственно отобрали, заставляя безмерно страдать, плакать и горевать. Отобрали, не боясь Бога, с чрезвычайным зверством и хищничеством, не стыдясь содеянного, все это вызвало крайнее раздражения, разозлило людей, и они пришли к такому мнению, дойдя до последней грани от разбойничества, безграничного зазнайства и бесстыдства.
Хотя у них самих жизнь ухудшилась, давила нищета, распространились болезни, они были опорой для переселенцев на своей же собственной земле, доставшейся в наследство от предков, хотя лишились земли и вод, скота и живности, но живущее в Туркестане местное население как было сказано выше, предоставляло помощь на военные нужды.
Обратим ваше внимание на воспоминания Сатаева Далбая – жителя колхоза "Социализм" (по-старому Кунтуу) сельского совета Верхний Арчалы Кызыл-Аскерского района бывшей Фрунзенской области. "…Назвали настоящим Байтиком, у истоков реки Ала-Арча в поселке Байтик-Павловский, на горе поперек большой дороги построили заслон, построили большой поселок, а живущий там народ из мелких родов Кунтуу, Канай, Монолдор выгнали. После установления там Байтик-Павловска чинили множество препятствий живущим в окрестностях кыргызам, под разными надуманными предлогами ловили их скот, самих кыргызов, и не пропускали ни вверх, ни вниз, говоря, что те, якобы, наносят ущерб.
И не только это, кыргызского мираба (распределителя вод) Мамаева Беккожо ударили кетменем по голове и убили, дескать: "Ты воду сливаешь". Кроме этого, у тогдашнего народа, у семьи Токтокеевых овцы паслись на пастбище, и русские богачи из Павловска присвоили их. Из-за нанесения такого вреда наше животноводство подверглось упадку, воды не хватало, большинство народа было вынуждено уйти в наемные работники. И когда люди находились в подобных мучительных условиях, в 1914 году во время войны русских с немцами, тяжелые военные налоги больше возложили на наш народ, например, много отбирали коней-лошадей, войлока, шуб, носков, шапок и им подобных вещей. И в это время нехватки самого необходимого, в 1916 году в начале июня, был озвучен приказ царского правительства: "призвать рабочими солдатами…" (Фонд отдела общественных наук Кыргызской НАН. Инв.№ 1519 (9), 9-10 л.л.)
Из рассказанного колхозником Казаболотовым Соке (родился в 1879 году в селе Куланак) из колхоза Куланак тогдашней Тянь-Нашской области. "…В 1893 году в наше село (Куланак) прибыло 4 чиновника-землемера. Среди народа распространилась весть, что они отдадут русским переселенцам земли, где можно выращивать пшеницу, ячмень и другие зерновые. Немного погодя в 1905 году приехали 7 семей русских переселенцев. Они сразу обосновались на выделенных землях, а когда осели, начали скупать соседние земли по дешевой цене. А потом эта земля попала в заповедник. Еще не коснулось земли копыто скота, как сразу начали народ избивать, сажать, штрафовать.
Они изначально приехали денежными, скупая скот и другое, быстро разбогатели. Они увезли с собой множество сох и другого оснащения. Не прошло и года, как они наняли слуг, сошлись с местными толстопузыми богачами.
В 1907 году количество переселенцев достигло 27 семей. Они отвели воду из бурной реки Нарын, у берегов которой рождались дети, где стирали, а теперь крестьяне, поливавшие водой пшеничные поля, были вынуждены уйти в горы - родину горных коз, между скал, в бесплодные песчаники, где ничего не было кроме камней…" (В вышеприведенном материале. Инв.№ 1519 (10), л.л. 9-10).
Видевший своими глазами восстание с начала до конца 97-летний кочкорский старец Мамбетсадык Омуралы уулу в своем воспоминании " О восстании 1916 года в Кочкоре" говорил так: "В 1913 и 1914 годах в селе Кочкор по природным условиям пшеница не росла, и было поле между селами Соок, Кара-Булун, пригодное для посева пшеницы. Туда пришли русские богачи, построили деревню, выделили себе 500 га земли для использования, наложили строгий запрет, чтобы ранее пользовавшийся этим полем народ не подходил со скотом сюда, ловили и штрафовали, если забредал скот. Местное население питалось только одними ячменными лепешками, пило ячменную жарму (местный квас), искало пшеницу для лапши, на конях пересекали перевал Шамшы, люди тянулись до Токмока, покупали там пшеничную муку, терпели большие мучения, и большинство народа было недовольно царем" (журнал "Ала-Тоо", 1992 год, № 1, стр. 85).
Правители Пржевальского и Токмокского уездов в 1881-1882 годах из восточных земель Иссык-Куля вытеснили племя Эсенгула из рода Сарыбагыш, а также племя Черикчи из Сарыбашей из Кичи-Кемина, Чон-Кемина, Чуя в Кочкор. Глав родов запугивали, принизили их авторитет перед народом. "Когда осенью 1866 года Токмакский уезд вызвал первого баатыра кыргызов из Сарбагышей Торогелди Абайылда уулу в Токмок, где его беспричинно избили, все стоящие за ним кыргызы арка и находившиеся под влиянием манапа бедняки очень сильно опечалились и обиделись. Это был горестный день, приведший к мысли: "Нас русские не сделают народом". (Белек Солтоноев, "Красная история кыргызов", 2-к, стр. 93).
Царская власть при поддержке испорченных приближенных людей поймала переехавшего в Текес еще одного кыргызского храбреца, баатыра, одного из предводителей из рода Бугу Балбая баатыра в 1867 году, и посадила в тюрьму в Верном (Алматы). Судя по некоторой информации, баатыру дали очень сильный яд, кое-как убили его. "После того как отобрала землю, которая была основным источником существования казахского и кыргызского народов, нисколько не интересуясь их дальнейшей судьбой, царская власть преследовала цель не прекращать и дальше отбирать земли. Царская администрация не обращала внимания на подобные спорные вопросы, напротив, внутренне желала довести до последней черты экономическое и политическое развитие казахского и кыргызского народов и посадить их в лужу". (Турар Рыскулов, "О восстании казахов и кыргызов 1916 года", журнал "Ала-Тоо", 1991 год, № 8, стр. 43).
Известный всей Ферганской долине, имеющий авторитет и уважение в народе старший сын Алымбека датка и Курманжан датка - Абдылдабек выступил против царской власти, но не смог противостоять ей в неравной борьбе, сбежал за границу, и, находясь там с мыслью: "мой народ, земля", умер. А младший сын Камчыбек по ложному доносу был повешен на глазах у матери датка. И остальные сыновья датка были обвинены, остались в тюрьмах.
Все это усилило протесты кыргызского народа против политики царской России, десятки лет вызывая ненависть. Они были вынуждены поневоле подчиняться, поневоле смиряться. В таких условиях в 1916 году в суматохе проходил призыв кыргызов на тыловые работы. На общем собрании работников, посвященном вопросу: "О волнениях кыргызов 16-го года" в клубе Интергельпо 11 августа 1931 года в докладе Ысаке говорится так: "Еще один момент, ставший основной причиной возникновения волнений – это отправка работников на тыловые работы. Царское правительство, в течение трех лет подряд воевавшее в империалистической войне, безусловно, ослабело и с целью увеличить численность военной силы потребовало принять много мер. В то время многие солдаты были заняты на тыловых работах. Например, строительство военного здания, рытье окопов, дорожные работы и другое. Коротко говоря, чтобы отправить в сражение солдат, находящихся на этих работах, нужна была другая рабочая сила. Царское правительство почувствовало недостаток солдат, задумало использовать местное население из Туркестанского края. С этой целью военное министерство царского правительства издало приказ от 25 июня 1916 года о мобилизации на черные работы мужчин с 19 до 43 лет из местного населения Туркестанского края" ("Уркун", Бишкек, 1993 год, стр. 110).
(продолжение следует)
Источник: газета "Алиби" № 59 от 07.08.2012 / стр. 14
|