С.Исабаева: Чем дело Челаха обернется для Казвласти? или Эффект бабочки 00:27 20.08.2012
Чем дело Челаха обернется для власти? или Эффект бабочки
Массовое убийство пограничников на заставе "Аркан-Керген" – самое громкое уголовное дело 2012 года. Общественный резонанс по нему настолько велик, что любая, даже незначительная новость буквально взрывает информационное пространство. Самое обсуждаемое и читаемое сегодня "дело Челаха" высветило главную проблему гражданского общества – тотальное неверие казахстанцев в справедливость и правосудие. Они готовы принять любую другую версию случившегося, но только не официальную…
Нам не все равно!
Несложно представить реакцию общественности в случае признания Владислава Челаха виновным в гибели сослуживцев, если учесть, что Казнет кишит угрозами различного содержания, среди которых и угроза проведения масштабных акций протеста. И если до сих пор никто не осуществил задуманное, то это еще не значит, что можно сбрасывать со счетов протестные настроения граждан. Никто не знает, где и когда может произойти очередной социальный взрыв. Подобно тому, как на протяжении полугода зрело недовольство жанаозенских нефтяников, сейчас мы наблюдаем накал страстей вокруг зверского убийства пограничников.
С появлением у Челаха опытных и независимых адвокатов надежды людей на справедливый исход судебного процесса возросли. Но даже в отношении их то и дело проскальзывает скепсис. Так, последняя онлайн-конференция на сайте Today.kz стала для Василия Резвана, координатора штаба по защите рядового Челаха, своеобразным экзаменом на компетентность. Интернет-пользователи дотошно разбирали чуть ли не каждое сказанное юристом слово и указывали на все его недочеты. Надо заметить, что поставленные перед ним вопросы отличались продуманностью и обоснованностью, как если бы их задавали не сторонние наблюдатели, а весьма заинтересованные лица – родственники и близкие, которые очень внимательно следят за ситуацией.
Кстати, в ходе этого общения правозащитник сообщил о том, что имеются признаки издевательств над солдатами перед смертью, что сожжение их трупов могло быть совершено с целью сокрытия следов пыток… Такие подробности только на руку обывателям, поскольку отчасти подтверждают их версии – о причастности к трагедии некой высокопоставленной персоны, о нападении контрабандистов или экстремистов, об агрессии извне и т.д. Люди по-прежнему убеждены, что 19-летний парень не мог в одиночку убить 15 человек. Если обобщить результаты всех соцопросов по "делу Челаха" за последние 2,5 месяца, то можно сделать вывод, что около 80% респондентов не верят в его виновность. Но еще более интересен, на наш взгляд, другой показатель: судя по результатам соцопроса, проведенного Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoskope, лишь 1% респондентов высказывают равнодушие к этой теме, заявляя, что им "все равно".
С миру по нитке
Особенно ярко интерес населения к "делу Челаха" проявляется в режиме онлайн. Многие считают должным помочь парню, хотя бы виртуально, поэтому почти во всех соцсетях созданы группы в его поддержку, открыты специальные счета для сбора средств в помощь семье Владислава. Параллельно в сети запущен ряд акций, посвященных единственному выжившему пограничнику. Правда, эффективность некоторых из них вызывает сомнения. К примеру, на сайте "Петиции Онлайн" открыт сбор подписей в пользу справедливого рассмотрения данного уголовного дела. Причем желаемое количество голосов – 1 миллион. Но пока неясно, как этим можно будет помочь Челаху. Ведь если суд признает пограничника виновным, то и 10 миллионов подписей не спасут его от наказания.
Еще более странной выглядит так называемая "общая молитва за Влада", которая якобы состоялась 12 августа в 19 часов по московскому времени. В анонсе флэшмоба указано: "Если вы хотите принять участие независимо от вашей религиозной принадлежности и местонахождения, просто уделите этому две-три минуты в назначенный час, как умеете". Интересно, кем и по какому принципу определялись время и формат акции, а самое главное – каким образом организаторы будут подсчитывать ее результативность? Вполне естественно, что многие сочувствуют Владиславу и его семье, и каждый может молиться за них в любое время и в любом месте.
"Дело Челаха" тем временем приобретает все более широкую огласку и за пределами страны. Так, директор Международного партнерства по правам человека Бриджит Дюфор направила в адрес президента РК и Генеральной прокуратуры письмо-обращение, в котором напомнила об обязательствах Казахстана в рамках международного права. Она констатирует, что согласно статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, который республика ратифицировала в 2006 году, у каждого обвиняемого в уголовном преступлении есть право иметь достаточное время и возможность для подготовки своей защиты и для консультации с выбранным им самим защитником. У него также есть право не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. В этой связи госпожа Дюфор призывает главу государства принять необходимые меры "для обеспечения адвокату и членам семьи Владислава своевременного и регулярного доступа к нему, для проведения быстрого, тщательного и беспристрастного расследования относительно утверждений, что он признался под давлением, чтобы дело против него проводилось в открытом и справедливом судебном разбирательстве, где он будет иметь возможность эффективно оспаривать выдвинутые против него обвинения".
Преступления без наказания
Несмотря на всю запутанность "дела Челаха", уже сейчас понятно, что оно не пройдет бесследно для власти. С самых первых дней после трагедии общество разделилось на два лагеря: тех, кто верит в виновность Влада и тех, кто не верит. Причем количество последних всегда преобладало, что неудивительно, потому как причин не доверять официальной версии у людей гораздо больше, чем оснований доверять. Это и то, что первое предположение о причинах трагедии, а именно вероятность теракта, прозвучало из уст главы государства (данная версия до сих пор многими считается наиболее реальной). Это и масса нестыковок в той информации, которую предоставляет следствие. Это и крайне низкий авторитет силовых и судебных органов у населения. Это и то обстоятельство, что официальные структуры замалчивают многие подробности случившегося на "Аркан-Кергене".
Самая главная причина негативного отношения граждан к силовикам кроется в том, что очень многое в нашей стране остается безнаказанным. Здесь впору вспомнить дела об убийстве лидеров казахстанской оппозиции – Алтынбека Сарсенбаева и Заманбека Нуркадилова, а также жанаозенские события. Общественность до сих пор возмущена тем фактом, что от наказания ушел главный виновный – тот, который дал команду стрелять в народ. Ведь когда речь идет о массовом убийстве, недостаточно просто найти "стрелочников" или "крайних", чьи показания зачастую получают под давлением. Важно наказать всех ответственных за подобные преступления, в противном случае резко падает в глазах населения престиж органов расследования и в целом власти.
Пока же складывается ощущение, что наверху больше опасаются утечки информации, нежели протестных настроений граждан. А это может означать только одно: власти есть что скрывать…
Сауле Исабаева
17.08.2012
|