В.Хрусталев: Сирийская война - очевидное и невероятное 00:28 20.08.2012
Продолжаются боевые действия в Сирии, и помимо изменений в тактике и вооружениях сторон продолжают оставаться непонятными отдельные аспекты текущего вооруженного противостояния. В то же время ряд вопросов прояснился окончательно.
Так, несмотря на успехи в боях за районы города Алеппо, следует отметить, что армия улучшает качество проводимых в городских условиях действий все еще чрезвычайно медленно. Да, успехи есть. Так, танкисты на кадрах хроники уже начинают действовать адекватно, многие "лобовые" ходы ряд подразделений пехоты уже не практикует. И постепенно площадь застройки находящейся под контролем регулярной армии растет. Но это все кажется выдающимся успехом лишь если не учитывать общий уровень противостоящего противника.
Например, ряд отрядов боевиков часто использовал для обороны баррикады, расположенные на широких проспектах. Т.е. способ максимально неподходящий для обороны от противника, обладающего как численным преимуществом, так и большей огневой мощью. Ясно, что не все отряды и их командиры действуют вопреки тактической грамотности, но они не только у регулярной армии "не делают погоду", но и у ее противников.
Чрезвычайно высок и уровень откровенно "дарвиновской смертности", особенно в отрядах ССА и их союзников, укомплектованных различными добровольцами из местных гражданских. Гибель при неосторожном или неправильном обращении с оружием и взрывчатыми веществами, гибель при попытках снять зрелищные кадры на мобильный телефон, или смерть при безуспешной попытке укрыться от огня автоматических орудий за парой листов фанеры - YouTube полон подобных "шедевров"!
В общем, если регулярная армия испытывает проблемы с быстрым уничтожением подобного противника в боях за населенные пункты, то это довольно плохой знак для Дамаска. Исходя из этого же простого факта, следует и простой вывод: тактика и стратегия властей в предшествующий период определялись во многом не какой-то хитрой политикой, а фактически ограниченной боеспособностью армии. Армия воевала так на разных этапах конфликта не потому, что была какая-то репрессивная или, наоборот, соглашательская политика, а просто потому, что действовать радикально по-другому не была способна.
Видимо, тут мы имеем дело с хроническими болезнями в военном строительстве, причем типовыми для многих арабских армий из бывших друзей Советского Союза.
Во-первых, подход к военному строительству, ориентированный на количество, а не качество.
Во-вторых, в развитии вооруженных сил многое делается с аномальным перекосом лишь на учет основных параметров тех или иных образцов вооружения и их отражение в базовых тактических нормативах, а не на максимальное развитие всего комплекса потенциальных возможностей общей совокупности имеющихся оружия и техники.
Яркие примеры последствий такого подхода к военному делу можно было увидеть в последние недели.
Так, во время боев начала августа в Алеппо прямо в зону боев заехали несколько грузовых автомобилей, перевозивших самоходные орудия. Автомобили были подбиты, однако данные ЧП все продолжаются и продолжаются чрезвычайно часто. Грузовые автомобили, перевозящие военную технику, вообще слишком часто попадают "не в то время и не в то место". Причем часто создается впечатление, что водители просто потерялись на местности. Многие записи из кабин подбитых машин, сделанные после захвата, показывают обычно отсутствие в них современных спутниковых навигационных систем с соответствующим программным обеспечением и средствами визуализации (достаточно крупные мониторы, при этом стойкие к внешним воздействиям).
Отсутствие внимания к навигации армейской автомобильной техники в условиях "дорожной войны", ведущейся сейчас отрядами боевиков, просто поражает. Особенно в то время, как гражданские версии подобных устройств уже чрезвычайно дешевы, используются массами обычных автомобилистов, а стоимость утраченных грузовиков, а тем более их грузов на много порядков выше стоимости самих навигаторов.
Колонны автомобилей и бронетехники продолжают подвергаться атакам недалеко от действующих авиабаз, но при этом никакой авиационной поддержки войскам в таких ситуациях обычно не оказывается. Вертолеты, как правило, на помощь так и не приходят. При этом август, еще не закончившись, уже богат на подобные нападения.
Это говорит об очень низком уровне организации взаимодействия в вооруженных силах страны. По всей видимости, для сирийской армии пока недостижим не только уровень организации проводки колонн американскими силами в кампаниях в Ираке и Афганистане, но и уровень советской армии 1980-х гг., действовавшей в Афганистане еще в нецифровую эру. Хотя все необходимое в чисто материальном плане сирийским силовикам вполне доступно.
Поэтому на главный вопрос о том, успеет ли в ближайшие недели сирийская армия достичь необходимого уровня в организации боевых действий, чтобы одержать в национальных масштабах быструю окончательную победу с приемлемой ценой, ответ будет отрицательным.
Владимир Хрусталев, эксперт международной организации "Lifeboat Foundation" – специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
18.08.2012
|