Ж.Игошина: Египет - "мягкий переворот" или еще один компромисс? 12:13 20.08.2012
Последние события в Египте всколыхнули арабскую и западную прессу, заставив журналистов и экспертов гадать, что же на самом деле означает отставка фельдмаршала Тантави и столь стремительная перестановка в военной верхушке.
Может, упреждающий удар на опережение готовящемуся заговору со стороны военной элиты? В ряде арабских СМИ появилась информация о том, что отправленные в отставку министр обороны Хусейн Тантави и начальник генштаба вооруженных сил Египта Сами Анан находятся под домашним арестом, якобы подозреваемые в организации заговора против президента. Однако заявление Мурси о назначении Тантави и Анана советниками президента и награждении их "орденами Нила" как-то плохо вяжется с версией о заговоре. Советник президента Египта по юридическим вопросам Мухаммед Фуад Джадалла назвал слухи о заговоре военных "чушью, не требующей комментариев".
Возможно, речь идет о долгожданном реванше египетского президента над военными, означающий окончательный уход военных с политической арены и победу исламистов. В принципе, именно этот ответ напрашивается первым, учитывая долгую историю противостояния "Партии свободы и справедливости" и Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) в борьбе за политическое доминирование в постреволюционном Египте.
Впрочем, интерес представляет и версия о том, что за кадровыми перестановками стоит очередной компромисс между военными и исламистами, должный облегчить сосуществование и тех, и других в новых реалиях. Было бы преждевременно полагать, что с отставкой Тантави и отменой поправок к Конституционной Декларации, принятых ВСВС, влиянию военных, на протяжении десятилетий определявших политический курс Египта, придет конец.
Несомненно, воспользовавшись ситуацией на Синае, Мурси перетянул "политический канат" на свою сторону, назначив новым министром обороны лояльного "Братьям-мусульманам" генерала Абдель Фаттаха Ас-Сисси и издав собственную Конституционную Декларацию, закрепляющую полноту президентской власти. В частности, поправки к Конституционной Декларации от 17 июня 2012 г. были полностью отменены. Пункт 2 статьи 25 Декларации от 30 марта 2011 г. был заменен следующим текстом: "И он [президент] возьмет на себя все обязанности, предусмотренные статьей 56 данной Декларации". Ранее статья 56 описывала полномочия ВСВС и наделяла военных полным контролем над исполнительной и законодательной властью. Изменения коснулись и Конституционной ассамблеи. Отныне президент вправе назначить новый состав ассамблеи, если действующий по каким-либо причинам не справится со своими обязанностями.
В то же время, по словам заместителя министра обороны Египта Мухаммеда Асара, решение об отставке главы ВСВС и начальника генштаба было принято после консультаций с самими Х.Тантави и С.Ананом и другими военными. Более того, по информации The Wall Street Journal, фельдмаршал Тантави видел в генерале Абдель Фаттахе Ас-Сисси будущего лидера. К такому заключению якобы склонялся советник президента США по вопросам борьбы с терроризмом Джон Бреннан после своего визита в Каир в октябре 2011 г., где он встречался с генералом Ас-Сисси, имеющим тесные связи с американскими военными и спецслужбами ввиду занимаемой им до недавнего времени должности главы египетской разведки. Очевидно, что в США назначением Ас-Сисси довольны, что неудивительно, поскольку новый министр обороны Египта в телефонном разговоре успел заверить своего американского коллегу Леона Панетту в неизменной позиции относительно соблюдения Кэмп-Дэвидских соглашений с Израилем и недопустимости превращения Синайского полуострова в плацдарм для боевиков.
Так или иначе, в руках военных остались значительные рычаги воздействия в государственном аппарате, не говоря уже о поддержке со стороны рядовых египтян, опасающихся тотальной исламизации Египта. Несмотря на митинги в поддержку действий Мурси, имевшие место на площади Тахрир, немало и тех, кого терзают сомнения относительно законности новой Конституционной Декларации от 12 августа 2012 г. Примечательно, что при всей решимости Мурси не отменил поправку В1 к статье 60, касающуюся написания проекта будущей конституции Египта. Данная поправка гласит, что в случае, если "президент, глава ВСВС, премьер-министр, Высший совет юстиции или пятая часть Конституционной ассамблеи установит, что новая конституция содержит статью или статьи, противоречащие целям революции… или любому положению, принятому в предыдущих конституциях Египта", они имеют право "требовать от Конституционной ассамблеи пересмотра данной статьи". Это обстоятельство оставляет военным лазейку для участия в написании конституции даже в условиях усиления позиций Мурси.
Следует отметить, что решительные шаги Мурси по централизации президентской власти коснулись не только реструктуризации ВСВС и переписывания Конституционной Декларации, но и СМИ, что вызвало серьезное беспокойство египетских журналистов относительно отношения исламистов к свободе слова. Так, незадолго до отставки Х.Тантави и С.Анана из продажи был изъят номер оппозиционной "Братьям-мусульманам" газеты "Ад-Дустур" из-за статьи об угрозе создания в Египте Исламского Эмирата в связи с приходом к власти Мурси. В статье якобы содержался призыв поддержать военных в борьбе с исламистами и выйти 24 августа на уличные протесты против президента Мурси.
Провокационная политика редакции "Ад-Дустур" неоднократно критиковалась не только сторонниками "Партии свободы и справедливости", но и другими политическими силами, движениями и журналистами за "антиреволюционную" риторику. Однако изъятие властями номера газеты, а также сокращение ряда ведущих независимых авторов из государственной газеты "Аль-Ахбар" и иск, поданный "Партией свободы и справедливости" против известного ведущего ток-шоу Тауфика Окаши, обвиненного в подстрекательстве к насилию против "Братьев-мусульман" и действующего президента, вызвало крайне негативную реакцию в медиа-среде. Так, по мнению главного редактора газеты "Ат-Тахрир" Ибрагима Эйссы, в прошлом занимавшего аналогичную должность в газете "Ад-Дустур", нынешние действия в отношении прессы со стороны исламистов можно охарактеризовать как возвращение к "однопартийному правлению".
Между тем, Мухаммед Мурси, которого еще недавно считали слабым и бесхарактерным президентом, не спешит восстанавливать распущенную ВСВС нижнюю палату парламента, в которой большинство мест получили как раз представители "Партии свободы и справедливости" и салафитской партии "Ан-Нур", что выглядит на первый взгляд несколько странно, учитывая то, как твердо Мурси отодвинул военных на задний план. Впрочем, учитывая, что в сохранившей дееспособность верхней палате парламента - Совете Шуры - 59% мест принадлежит все той же "Партии свободы и справедливости", позицию Мурси в данном вопросе можно объяснить нежеланием выслушивать очередные обвинения в узурпации власти исламистами.
Таким образом, очевидно, что президент Мурси сумел выйти из-под контроля ВСВС, существенно оттеснив военных на политические задворки. Вместе с тем, реструктуризация ВСВС была проведена в достаточно мягкой форме, без крови и репрессий, призванной акцентировать наличие диалога между исламистами и военными, что свидетельствует о том, что военные продолжают занимать важное место в политической жизни Египта. Однако ситуацию в стране Пирамид еще сложно назвать стабильной, что наводит на мысль о том, что переходный период может затянуться на неопределенное время, в течение которого Египет все так же будет лишен парламента и конституции, столь необходимых для дальнейшего транзита к демократии.
Жанна Игошина, кандидат политических наук, преподаватель кафедры международных отношений Института социальных наук Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
20.08.2012
|