Ю.Зинин: Ливия - бульдозеры против мавзолеев святых 09:59 01.09.2012
На фоне непрекращающихся в Ливии актов насилия резонансными стали факты недавнего разрушения святынь суфиев: мечети Сиди Аш-Шааб и мавзолея шейха Аль-Асмара в городах Триполи и Злитане. На днях вооруженные люди средь бела дня на глазах полиции, с помощью бульдозера протаранили здание храма и осквернили ряд могил комплекса, находящегося в самом центре ливийской столицы.
В Злитане (160 км к востоку от Триполи) организаторы налета на могилу шейха Аль-Асмара - богослова, жившего в XV в., использовали взрывные устройства, сожгли библиотеку с религиозными рукописями.
Акции по осквернению мавзолеев вызвали возмущение ливийцев. Спикер недавно избранного парламента М.Макриф назвал их преступлением и заявил, что виновники будут призваны к ответу. Осудил эти действия главный муфтий Ливии, в столице прошли демонстрации с плакатами "Ливия - не Афганистан", протестовал против этой вылазки и Дом фетвы в Египте. ЮНЕСКО также выступило с осуждением нынешнего акта вандализма.
Кто же стоит за этими деструктивными акциями против суфийских святынь?
Суфии исповедуют мистико-аскетические формы ислама. В суфизме исторически была сильна традиционная роль религиозных братств по имени их учителей-основателей. При жизни они глубоко почитались, а после смерти их могилы часто становились мавзолеями и местом паломничества. Среди десятков этих братств, которые продолжают бытовать по всему исламскому миру, на территории Ливии выделяется братство сенуссия.
Однако модернизация и урбанизация размыли его структуры, но число его приверженцев остается весьма значительным, особенно в сельских районах. В прошлом ортодоксальные улемы неодобрительно относились к братствам, а сегодняшние радикал-суннитские исламисты, вдохновленные призывами к чистоте ислама, считают культ могил святых язычеством.
С момента свержения режима Каддафи и прихода к власти в Ливии новых сил по стране прокатилась волна нападений на эти святыни. За ними, как заявил, министр внутренних дел Ливии Абдель Аль, стоят "большие группы хорошо вооруженных экстремистов". Он, по сути, признал свою неспособность противостоять таким группам военным путем, поскольку это "означало бы убийство людей из-за могил"1.
Такой настрой силовых структур кажется объяснимым: он отражает ситуацию продолжающегося вакуума централизованной власти. На местах она принадлежит региональным силам, поддерживаемым революционерами самой различной окраски, среди которых, как видно, немало салафистов. Поставить под контроль эти разобщенные, порою конфликтующие структуры власти, воспевающие триумф недавно проведенных свободных выборов, не рискуют.
Вследствие войны и послевоенной разрухи в Ливии образовался клубок, в котором туго переплелись племенные, религиозные, политические и прочие противоречия, усиленные исторической памятью и замешанные на личностных интересах и амбициях.
Через призму этих реалий один из ливийских блоггеров анализирует события с мавзолеем шейха Аль-Асмара в городах Триполи и Злитане2. Как отмечают, Злитан считается родиной суфизма в современной Ливии. Сложилось так, что часть суфийских шейхов заняла позицию осуждения тех, кто с начала известных событий поднял оружие против войск Каддафи, и подстрекала народ против мятежников. Соплеменники, проживающие в этом городе, также разделились в отношении к повстанцам, одни были - за, другие - против.
Возник конфликт между семьями и родами, сыновья которых воевали против Каддафи, и теми, чьи сыновья бежали в другие города, в т.ч. в Бени Валид, где их укрыли и приютили. Свержение режима и развал госструктур катапультировали часть активных ополченцев-боевиков в органы новой власти - военные советы на местах по всей стране.
Некоторые победители вознамерились припомнить суфийской общине Злитана о прошлых грехах. Пять месяцев назад их представители объявили о походе на город, чтобы разрушить мавзолей почитаемого шейха Аль-Асмара и перезахоронить его на обычном мусульманском кладбище.
Руководство НПС и муфтий страны приложили усилия для недопущения акции и при участии нотаблей города достигли компромисса между двумя сторонами. Согласно ему, молодые революционеры отказались от своих планов, а мавзолей шейха-святого был закрыт. Для примирения была создана комиссия, чтобы решить этот вопрос согласно шариатским принципам.
Однако, когда обстановка несколько стабилизировалась, баланс сил пошатнулся. Началась подготовка к выборам в общенациональный конгресс. В прессе появились намеки о проведении амнистии бывшим сторонникам Каддафи и примирении между оппонентами, и часть людей, бежавших во время войны из Злитана, вернулась на родину. Вновь были открыты двери мавзолея святого, что нашло поддержку у части племен.
При этом, по мнению обозревателей, сама предвыборная кампания сыграла негативную роль раздражителя. Боровшиеся за голоса политики и партии перетягивали противостоящие религиозные течения и группы на свою сторону, публично внося семена раздора между ними.
На этом фоне победившие восприняли возвращение "лузеров", да еще с оружием в руках, как унижение для себя. Ссора, вспыхнувшая из-за уничтожения портрета одного из кандидатов на выборах, стала детонатором столкновения между группами вооруженных лиц, но уже с племенным подтекстом.
В них с обеих сторон оказались втянутыми и враги, и бывшие союзники, и просто случайные люди, движимые понятиями чести племени, что привели к обоюдным жертвам, среди них 8 убитых. Посредники не могли ничего сделать. Поднявшийся градус конфликта, в конечном счете, спровоцировал нападение на мавзолей шейха Аль-Асмара и его разрушение.
Таким образом, межрелигиозные различия, усиленные политической риторикой, в т.ч. с помощью различных арабских телеканалов, все больше вплетаются в общую канву противостояния между победителями и побежденными в Ливии. Они раскручивают маховик насилия, отдаляя достижение примирения в разоренной войной и смутой стране.
Зинин Юрий Николаевич, старший научный сотрудник МГИМО, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
1 http://www.alittihad.ae/details.php?id=83549&y=2012
2 http://libyahewar.blogspot.com/2012/08/blog-post_26.html
01.09.2012
|