А.Федяшин: Христианская карта Ближнего Востока - очертания меняются 06:31 23.09.2012
Папа Римский Бенедикт ХVI вернулся в Ватикан после трехдневного апостольского визита в Ливан. Миссия получилась одной из самых трудных за все семь лет понтификата Йозефа Ратцингера.
Он привез с собой "манифест" - синодальное уложение с посланием мира и призывом к диалогу адептов всех верований и религий. Своевременный призыв для части мира, которая вот уже ровно неделю охвачена антиамериканскими погромами.
Иерархи мусульманских и христианских общин, с которыми встречался наместник Христа, его, конечно, услышали. Но те, кого этот призыв касался более всего, были заняты иными делами.
Беспорядки не обошли стороной и Ливан - самую христианскую страну Ближнего Востока. Как раз в день, когда понтифик беседовал с руководителями государства и конфессиональными лидерами, в ливанском Триполи прошли марши мусульман против оскорбительного американского фильма и… визита понтифика. Один человек погиб.
Муфтий ливанских суннитов Мохаммед Рашид Каббани сказал на встрече с Папой, что он считает "любое нападение на христианскую церковь эквивалентом нападения на мечеть". Бенедикт в своем выступлении пожелал, чтобы все жили в мире и согласии и христиане не боялись за свое будущее на Ближнем Востоке.
Роман Лункин, эксперт по проблемам религии Института Европы РАН, считает, что вина за обострение межконфессиональных отношений лежит на политике США в регионе. В интервью "Голосу России" он сказал: "Антихристианским настроениям способствует враждебность к Америке. Антиамериканские настроения трансформируются в антихристианские. Все-таки Америка – это христианская страна. Для многих жителей стран Ближнего Востока, для мусульман, противодействие Америке – это и противодействие христианству. В этой связи положение христиан на Ближнем Востоке будет ухудшаться".
Ливан - показательный пример трансформации конфессиональной демографии последних десятков лет. И скрытых угроз, которые за такими переменами таятся. По установившейся традиции в Ливане президент всегда христианин-маронит, премьер – мусульманин-суннит, а спикер парламента – шиит. Места в правительстве квотированы по религиозному признаку, а в парламенте должны быть поровну представлены последователи ислама и христианства. На первый взгляд, все гладко. Но только на первый взгляд.
С 1932 г. в стране еще ни разу не проводилась перепись населения. Надо сказать, что все общины относятся к национальному демографическому переучету с опаской. Потому что после долгих лет гражданской войны, миграций и переселений никто не знает точно, ливанцев каких конфессий в Ливане больше. Подтвержденное статистикой большинство может потребовать себе больше власти, и Ливан снова покатится в пропасть гражданской и религиозной войны. Он уже был в ней в 1975-1990 гг. и возвращаться не хочет.
Библейский исход христиан из колыбели христианства
Поездка Папы в Ливан и то, на каком фоне его там встречали, - убедительная причина для "рентгена" нынешнего состояния межконфессиональных отношений. Это болезненная тема для региона, где сходятся истоки трех величайших религий мира. Здесь религия уже смешана с политикой почти до консистенции однородности, и рассуждать на тему взаимоотношений ислама, христианства и иудаизма – словно ходить по острию бритвы. Трудно касаться, но приходится.
За последние 15 лет эмиграция христиан из стран Ближнего Востока выросла в геометрической прогрессии. Она достигла на сегодня уже почти библейских пропорций.
Существует много причин для исхода христиан из этого региона, считает Алексей Юдин - эксперт Центра изучения религий Российского гуманитарного университета. Одна из них - неотделимость религии от политики в исламе. Отъезд христиан будет продолжаться, сказал он в интервью "Голосу России": "Христиане в данном случае сталкиваются с тем, о чем сами давно забыли или чего сами не имеют. С политическим выражением религии. А для ислама политика и религия – это одно и то же. Действительно, темпы бегства или отъезда христиан с Ближнего Востока почти катастрофические. Природа этого явления многоуровневая.
Здесь и проявления радикальной, политической природы ислама. Есть разного рода другие факторы, постоянно действующие экономические, привходящие политические обстоятельства, различного рода обострения. Но христиан на Ближнем Востоке становится все меньше и меньше с каждым годом. Мы видим меняющуюся динамику на Ближнем Востоке в том, что связано с его религиозной картой".
За "исходом" христиан стоят и страх за будущее, за детей, неопределенность – а что будет дальше, утрата ценностных, в т.ч. и духовных, религиозных ориентиров, политизация веры до крайних пределов, естественные демографические тенденции (естественный прирост мусульманских семей вдвое, втрое больше, чем христианских) и многое иное.
Результаты такие. В Ираке, где до проведения операции "Буря в Пустыне" в 1991 г. проживали более 800 тыс. христиан, на сегодня насчитывается менее 500 тыс. или менее 3% населения. Парадоксы "крестового похода" "двух Бушей": вроде бы шли освобождать и прививать демократию, а выходит все наоборот. В Багдаде некогда был район Дора, который называли "Иракский Ватикан". Здесь было 7 церквей, семинария и библейский колледж. Это все – до 2003 г., года вторжения США в Ирак. Теперь все закрыто.
Ливан, где когда-то христиане составляли большинство, – единственный остров христианства в арабском мире. Но сейчас христиан там осталось менее 35 или 40%.
На Западном берегу реки Иордан, и об этом мало кто говорит, хотя все знают, земли арабов-христиан (палестинцев) Израиль захватывал с такой же легкостью, с какой захватывает земли мусульман-палестинцев. И передает новым переселенцам.
С какой стороны ни посмотри, новую христианскую карту Ближнего Востока, скорее всего, придется чертить.
17.09.2012 Андрей Федяшин
|