КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 30.09.2012
12:28  На искусственном каспийском острове "Д" массовая драка - индийских и казахстанских рабочих
12:13  В южном Казахстане выпустили на волю 30 краснокнижных бухарских оленей
11:49  В Сириии погиб памятник ЮНЕСКО - старинный рынок Алеппо
11:47  В Афганистане убили двухтысячного военнослужащего США
11:30  Р.Сулейманов: Иранское влияние в Урало-Поволжье в постсоветский период
11:25  Виген Акопян: "Невинность мусульман" доказала вину Pussy Riot
11:23  Washington Post: Чингисхану помогли изменения климата?

11:21  "Christian Science Monitor": Урок Китая по земельным правам и демократии
11:05  Казань вошла в число городов чемпионата мира по футболу 2018 года
10:08  Хорошо известный в ЦА вице-премьер Косово Паколли официально обвинен в мошенничестве
09:18  И.Каримов летит в Ашхабад с пакетом "документов по дальнейшему расширению двустороннего сотрудничества"
08:52  Манама в слезах. Полиция Бахрейна спецсредствами разгоняет демонстрации шиитов
08:20  Минобороны США стал инициатором индустриального симпозиума в Узбекистане
07:28  С.Тарасов: Зачем Эр-Риаду информационная война против России
05:15  В подпольном казино в Шымкенте играли и бизнесмены, и чиновники
00:21  Е.Супер: Каддафи мертв, но дело его живет. Кто убивает предателей в Ливии?
00:18  Б.Алекперов: Застрахован ли Казахстан от жанаозенского прецедента?
Суббота, 29.09.2012
13:42  Алматинка секс-фитнес-тренер Оксана Олейник разработала новую технику оральной гимнастики (фото)
13:00  А.Усманов хочет объединить все свои активы в один холдинг и... отойти от дел
12:51  В.Федоров: Промышленный шпионаж - почему Запад боится Китая?
12:49  Единству народа России, Украины и Белоруссии. - Быть! (хартия)
12:37  "Къ": Аренду Габалы продлят поэтапно. РФ и Азербайджан на два-три года отложат вопрос о цене за использование РЛС
11:37  Л.Черешкайте: Остров невезения ВСО-1. На западе Казахстана поселок уже 20 лет живет без благ цивилизации
11:34  Н.Иванова: Евразийский союз - "объединение будущего" или "прошлого"?
11:20  Подмосковный губернатор Шойгу стал героем современого тувинского эпоса - с носом как "дикий лук", лопатой вместо меча и в окружении трех през...ов
11:17  П.Нетреба: Независимые не дадут пропасть Союзу. Лидеры СНГ в Ялте оплатили его недорогое будущее
10:56  Замначальника главного управления общественной безопасности МВД Киргизии Кулманбетов оказался иностранным гражданином
10:52  С.Исабаева: Пораженные органы. Казахстанская полиция стремительно теряет доверие населения
10:51  Долина весны и Долина духов Киин-Кериш. Новые объекты на карте аномальных зон Казахстана
10:50  Л.Пискорская: Национальные особенности терроризма по-казахстански. "Солдаты Халифата" и другие…
10:48  Танцы со звездами. Экс-казахстанка Алена Вилани (на фото) стала британской телезвездой
10:42  К.Аязбеков: Качественный отбор. В Казахстане продолжается процесс перерегистрации религиозных объединений
10:40  К.Кожумов: Бес барьеров. На пути развития Таможенного союза стоит еще много проблем
10:38  В.Сажин: Ахмадинежад не стал "хлопать дверью"
09:58  С.Бобомуллоев: П.Кузнецов о таджиках Наманганского уезда (к вопросу об этногенезе)
08:28  В сирийском Алеппо вновь идут тяжелые бои. Инсургенты обещают взять город
07:19  Бо Силай попал под суд. Опального китайского политика исключили из партии
06:26  Президента Чехии Клауса расстреляли из игрушечного пистолета
00:48  В Атырауской области действовали три самостоятельных террористических группировки
00:38  Бородачи из горных схронов. Исламские радикалы в Казахстане действуют по "кавказскому сценарию"
00:35  Кровавый след такфиров. Новые подробности о массовом убийстве в Иле-Алатауском нацпарке
00:29  "НГ": США готовятся к гонке кибервооружений. На "план Икс" Иран ответит халяльным Интернетом
Пятница, 28.09.2012
21:57  А.Евстратов: Союз США и Аль-Каиды превращает Сирию во второй Афганистан
20:45  Д.Пышкин: Фильм "Я – гей и мусульманин" признан экстремистским и запрещен к показу на территории Кыргызстана
20:43  Китай запустил интернет институт для подготовки госслужащих - www.cela.gov.cn
20:34  Financial Times: Радикальные исламисты объединяются под новым названием
19:22  В Киргизии фильм "Я - гей и мусульманин" сняли с фестиваля. Однако организаторы все равно намерены его показать
19:12  В.Михин: Сирия - оппозиция, боевики и их друзья
19:09  А.Байтенов: Чужая культура. На ЦА надвигается новая напасть - вирус Западного Нила
19:07  А.Иванилова: На траве дрофа. Доколе арабские шейхи будут расхищать фауну Казахстана?
18:14  Ю.Чмеленко: Какова цена контрабандного оружия в Сирии?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Р.Сулейманов: Иранское влияние в Урало-Поволжье в постсоветский период
11:30 30.09.2012

20 сентября 2012 г. в столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему "Иранское влияние в Урало-Поволжье в постсоветский период". Мероприятие было организовано Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ и прошло в формате "круглого стола".

Открывая его работу, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов отметил, что Поволжье является территорией, на которое свое влияние хотят распространить различные страны, поэтому необходимо проанализировать степень заинтересованности тех или иных государств в реализации собственных интересов в этом центральном регионе России. Напомним, что ранее Казанский экспертный клуб РИСИ уже проводил заседания, посвященные влиянию Турции (30 сентября 2011 г.) и Саудовской Аравии (13 декабря 2011 г.) в Поволжье.

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман выступил с докладом на тему "Иранское влияние на мусульман России". Татарский богослов начал с экскурса в историю, напомнив, что на территории Татарстана обнаружены эпитафии (надмогильные плиты), которые принадлежат шиитам, что говорит о проникновении еще во времена Волжской Булгарии и Золотой Орды персидских купцов. Известный татарский теолог Шигабутдин Марджани (1818-1889) также активно контактировал с торговцами из Ирана, что даже давало повод недоброжелателям этого ученого упрекать его в шиитских взглядах.

Хотя сами иранцы любят заявлять, что исламская революция 1979 г. повлияла на развал СССР, ее реальное влияние на развал страны можно считать преувеличением.

В постсоветский период до 1994 г. иранского присутствия или попыток его закрепления в Поволжье не было. Лишь со второй половины 1990-х гг. Тегеран начал активизировать свою внешнюю политику в отношении мусульман России. Видный иранский религиозный деятель аятолла Мухаммад Али Тасхири активно выступает за сближение мазхабов. Более того, он нередко выступает с весьма комплиментарными заявлениями в адрес христианства и конкретно – православия.

Поначалу свои интересы Иран стал лоббировать через Совет муфтиев России, однако, как считает Фарид Салман, со стороны его председателя Равиля Гайнетдина особых подвижек в этом отношении не было. Зато активно к лоббированию иранских интересов подключился другой сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов, который подключил к этому ныне закрытое свое подмосковное медресе "Расуль Акрам". В информационном пространстве лоббистами Ирана выступают генеральный директор российского информационного агентства "Иран.ру" Раджаб Сафаров, президент российского общества "Ахлю Бейт" Муса Курбанов и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

Когда стоял вопрос об открытии второго консульства в России, то российский МИД предложил Тегерану выбрать тот город, в котором они захотят основать третье свое дипломатическое представительство после посольства в Москве и консульства в Астрахани (работает с 2001 г.). Вместо Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, где больше всего проживает таджиков и азербайджанцев, иранцы выбрали почему-то именно Казань, где и было в 2007 г. открыто Генеральное консульство Ирана. Свое влияние на мусульман России иранцы в основном распространяют через культурные и научно-образовательные проекты. С 2007 г. в России функционирует иранский Фонд исследований исламской культуры в Санкт-Петербурге и издающий на русском языке многотомный тафсир (сборник толкований) "Свет Священного Корана", а также труды иранских авторов, в частности, Муртазу Мутаххари (1919-1979) и философский ежегодник "Ишрак" ("Озарение"), выпускаемых издательством "Исток". Выпускаются также работы шиитских авторов на национальных языках в Дагестане и Татарстане.

"Российские мусульмане могут неоднократно общаться с иранцами как с дипломатами, так и с богословами, однако мы будем понимать, что перед нами – шииты, а мы – сунниты", - считает Фарид Салман, полагая, что шиитизация российских мусульман маловероятна. Зато у шиитов можно взять на вооружение их труды, направленные против ваххабизма и перевести их на русский язык, тем более, такие попытки уже предпринимались. В 2004 г. казанское издательство "Иман" выпустило на русском языке книгу иранского автора Ат-Табси Наджутдина "Ваххабизм: притязания и опровержения", в 2010 г. книгу Джафара ас-Субхани "Кривое зеркало ваххабизма".

Фарид Салман вспоминал, что в 1998 г. при открытии Российского исламского университета в Казани иранцам тогдашним муфтием и ректором Гусманом Исхаковым была продана образовательная программа этого вуза за смешную сумму - $300. Однако последний вскоре стал получать деньги от арабских стран, плативших больше, и иранское влияние в мусульманские образовательные учреждения Татарстана не проникло. Впрочем, проникло саудовское, что совершенно не радует.

Сам мусульманский богослов призвал различать разные формы шиизма. Так, иранский и арабский (иракско-ливанский) варианты шиизма отличаются фундаментализмом, в то время как азербайджанский шиизм, пропагандируемый главой Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Паша-заде, является более умеренным, выступает за сближение с суннизмом и уважительное отношение к другим конфессиям.

В России шиитский фактор в основном представлен в деятельности азербайджанских общин. Однако в их среду проникает ваххабизм, что можно наблюдать в районе Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ). И если шииты будут грамотно работать в среде азербайджанцев, то влияние ваххабизма там снизится.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов остановился на деятельности иранских спецслужб в Татарстане. Эксперт напомнил, что еще в 1998 г. на собрании профкома Казанского медицинского университета ректорат публично озвучивал такие факты, что в среде ливанских студентов, учившихся в этом вузе, были члены "Хезболлы". По словам В.Иванова, иранцы работают в Казани с диаспорами, причем одной из таких является афганская община. Афганцы в Татарстане представлены двумя этническими группами – пуштунами и хазарейцами (потомки монголов, переселившихся на территорию Афганистана во время похода Чингисхана, и принявшие шиитскую форму ислама). Афганская диаспора в Казани стала формироваться с конца 1980-х гг. (это те афганцы, что воевали на стороне советских войск, и вынуждены были после 1989 г. покинуть свою родину). С хазарейцами, которые заняты в розничной торговле на городских рынках Казани, иранцы и работают, вступая с ними в контакт под видом журналистов, получая от них нужную информацию и нередко вербуя их.

Преподаватель Самарского государственного университета Евгения Гусева рассказала о деятельности шиитской общины в Самарской области. По словам религиоведа, в Чапаевске (пригород Самары) азербайджанцы построили свою мечеть, имеющую автономный от Духовного управления мусульман Самарской области статус. Большинство азербайджанцев-шиитов имеют русских жен. Сами шииты, по словам Е.Гусевой, выступают против ваххабизма. В их среде работают и те, кто учился в религиозных вузах Ирана. Нередко саму мечеть посещают гости из Ирана.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом "Религиозно-политическое присутствие Ирана в Татарстане". Эксперт отметил, что исламская революция в Иране в 1979 г. имела лишь косвенное влияние на мусульман Поволжья. Например, ныне покойный богослов Валиулла Якупов объяснял именно этим тот факт, что в 1980 г. муфтий Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Габдулбари Исаев был отправлен на покой (хотя умер он в 1986 г.), а на его место избирается молодой и энергичный 32-летний Талгат Таджуддин. Определенная небольшая группа татар обучалась в 1979 г. в Бухарском медресе, один из которых Камиль Бикчентаев, ныне работающий имамом Казанской мечети "Султан", вспоминал, что среди шакирдов было обсуждение исламской революции в Иране, давалась ей положительная характеристика. В начале 1990-х гг. в условиях дефицита мусульманской религиозной литературы иранское посольство присылало много переведенных на русский язык исламских книг в Татарстан. В 1994 г. в Баку была издана на русском языке книга Мусави Лари "Западная цивилизация глазами мусульманина", которая распространялась и в Татарстане (в 2003 г. ее перевели на татарский язык). Впоследствии несколько работ иранских богословов выходило в казанском издательстве "Иман": в 1992 г. вышел на русском языке Али Мухаммада Накави "Ислам и национализм", а также "Завещание" аятоллы Хомейни на татарском языке. Впрочем, это издательство выпускало и критические в адрес шиизма работы, например, в 2003 г. на русском языке вышло сочинение татарского богослова Джаруллы Мусы Бигиева (1875-1949) "Критика шиитских воззрений". Правда, через три года, в 2006 г., была издана книга шиитского автора Абдулхусейна Мавсуви "Ответы на вопросы Джаруллы (Бигиева)".

Раис Сулейманов рассказал, что иранцы очень хотели построить шиитскую мечеть в Казани, однако против этого были, в первую очередь, настроены светские власти региона, вполне резонно считавшие, что это будет способствовать усилению религиозного влияния в Татарстане. Шииты в республике представлены азербайджанцами (98%) и небольшой группой таджиков из Узбекистана и Таджикистана, а также упоминавшимися выше хазарейцами из Афганистана. Духовным лидером азербайджанской диаспоры является 64-летний Иса Аскаров (Аскарзаде), уроженец г.Масаллы на юго-востоке Азербайджана, и его сын Фариз Аскаров, больше десяти лет учившийся в Куме (Иран), который написал по приезду в Казань в 2007 г. две книги: "Акыда ва Амал" ("Вероубеждение и действие", 2007) и "Секты раскола" (2011) на азербайджанском языке (последняя переведена на русский), направленные против ваххабизма. Шииты собираются на свои религиозные мероприятия в казанских мечетях "Нурулла" и "Закабанная", нередко арендуют под это конференц-залы гостиниц. Среди татар шиизм мало распространен, за исключением жен азербайджанцев. Сами азербайджанские шииты не стремятся к прозелитизму. В Чистополе (в 135 км от Казани) со стороны таджиков-шиитов была осуществлена попытка рейдерского захвата мечетей "Нур" и "Анас".

Экономические отношения Ирана с Татарстаном пока не отличаются большим торговым оборотом. Несмотря на поездки и первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева (в ноябре 1996 г.), и нынешнего главы республики Рустама Минниханова (в декабре 2011 г.) в Иран и визит президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами (в марте 2001 г.) в Казань, экономические отношения оставляют желать лучшего. Ежегодный внешнеторговый оборот Татарстана и Ирана не превышает $30 млн. (для сравнения: с Турцией этот показатель составляет $1,3 млрд.). Неудивительно, что в Турцию главы Татарстана ездили гораздо чаще, чем в Иран. Именно этим и объясняется публичная активность в Казани иранских консулов Реза Багбана Кондори (занимал пост с 2007 по 2011 гг.) и Расула Шаяна (с 2011 г. и по настоящее время), цель которых компенсировать работу диппредставительства, которое не может похвастаться прорывом в экономических отношениях. Иранские дипломаты охотно принимают участие практически в любых культурных и научно-образовательных мероприятиях: от выставок картин до оглашения приветствий на научных форумах и фестивалей кино. К примеру, турецких консулов бывает крайне сложно пригласить на какую-нибудь научную конференцию, поскольку те больше концентрируют внимание на экономических проектах.

Иранцы активно стараются внести в общественно-политический дискурс Татарстана антиизраильские настроения, пропагандируя идеи исламской революции. "Однако это им не удается, потому что антисемитизм, за исключением некоторых совершенно неадекватных персонажей, в массе своей среди татар не распространен, поэтому иранские дипломаты больше отдают предпочтения гуманитарным проектам: в области культуры, науки и образования", - заявил Раис Сулейманов, рассказав как факт попытку прежнего консула Кондори сагитировать журналистов татарских изданий на публикацию статей, посвященных палестинской тематике с апологетикой ХАМАСа, на что татарские журналисты согласились было это делать, но с условием проплаты подобных материалов, чем, мягко говоря, обескуражили иранских дипломатов, наивно полагавших, что татарские журналисты проявят общемусульманскую солидарность, которая подразумевает бескорыстность. Эпохальной можно назвать проведение в феврале 2010 г. в Казанском университете научной конференции "Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы", на которой раздавался сборник избранных речей нынешнего иранского президента Махмуда Ахмадинежада, изданный на русском языке специально к этому мероприятию. При этом эксперт отметил, что иранистика как перспективное направление в востоковедении в Казани развивается не столь стремительно, как того хотелось бы: наряду с открытым в 2008 г. Центром иранистики в Институте истории Академии наук Татарстана (директор - Алсу Арсланова), существующим с 2005 г. Поволжским межрегиональным центром иранистики в Казанском университете (руководитель – Рамиль Юзмухаметов) и Центром персидского языка в Российском исламском университете (преподаватели Мехди Вахеди и Сирус Борзу), специалистов по современному Ирану в Казани крайне мало: казанские иранисты преимущественно занимаются изучением рукописей на персидском языке, хранящимися в библиотеках Татарстана. Определенные надежды подавал Исмагил Гибадуллин, защитивший диссертацию по одному из идеологов исламской революции 1979 г. Муртазе Мутаххари, однако он переехал работать в Москву, где является редактором и переводчиком в представительстве иранского университета "Аль-Мустафа" в России (им подготовлены на русском языке книги Алирезы Арафи "Фикх образования" и "История образования в Исламе" Хасана Хосейнзаде Шанечи).

Одним из лоббистов Ирана в регионе можно считать президента Академии наук Татарстана Ахмета Мазгарова, имеющего по нефтехимической отрасли связи с Ираном, а также иранцы работают с женскими мусульманскими организациями Казани – Союзом мусульманок Татарстана (лидер – Наиля Зиганшина) и организацией "Муслима" (лидер – Альмира Адиятуллина), которым были организованы за счет иранской стороны поездки в Тегеран, после чего ими были в Татарстане проведены ответные вечера с участием жен иранских дипломатов.

Диктовать свою позицию иранцы могут и дипломатическими способами. Так, например, в 2008 г. в Нижнекамске ваххабитами были выпущены видео-диски с лекциями террориста Саида Бурятского, в которых тот сравнил аятоллу Хомейни и вообще шиитов с педофилами (на видео были изображены религиозные иранцы, целующие подростков в губы). Тогда иранские дипломаты направили ноту протеста, и видео-диски были изъяты из продажи. Другой случай имел место в 2010 г., когда в Казанском университете планировалось провести конференцию "Восприятие Холокоста в мусульманском мире". По задумке организаторов, она должна была продемонстрировать, что не все мусульмане согласны с позицией президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, отрицающего факт геноцида евреев в годы Второй мировой войны. Иранское консульство сразу же направило ноту протеста в республиканские органы власти. Чтобы не доводить ситуацию до международного скандала, власти запретили проводить научную конференцию. Как видим, пока влияние иранцев в Татарстане ограничивается сугубо дипломатическими механизмами, с которыми региональное руководство вынуждено считаться.

Но наибольшее опасение у Раиса Сулейманова вызывает предстоящий визит на учебу в Казанский федеральный университет 500 иранских студентов. Если в 2011 г. в вузах Татарстана обучалось всего 36 студентов, то теперь по выигранному гранту КФУ в Казань приедут учиться полтысячи иранцев. "Приезжают не 5 и не 50, а 500 религиозно мотивированных учащихся, за деятельностью которых никто следить не будет", - отметил эксперт. По его словам, управление международных связей университета не знает даже, где проживают иностранные студенты - в общежитии или на частных квартирах, чем они занимаются в свободное время, участвуют ли в религиозных мероприятиях. "Если от нескольких десятков ливанских студентов Казанского медуниверситета, учившихся в 1990-е гг., нам достался арабский проповедник Камаль аль-Зант, чьи религиозные книги были признаны ДУМ Татарстана не соответствующими традиционному для татар исламу, то что будет, когда в Казани станут жить полтысячи иранцев?" - задается вопросом Раис Сулейманов.

Подводя итог работе Казанского экспертного клуба РИСИ, его участники отметили, что более серьезно стоит относиться к влиянию Турции и арабских стран (в первую очередь, Саудовской Аравии, Катара и Кувейта) на мусульман Татарстана, чем попыткам религиозной экспансии Ирана, что пока не сильно ему это удается: уж слишком шиизм чужд татарам и башкирам, поэтому и шиитизация их маловероятна. Впрочем, терять бдительность не стоит, потому что влияние может идти не только по религиозной линии.

Раис Равкатович Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований – специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

29.09.2012

Источник - Новое Восточное Обозрение
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1348990200


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх