КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 01.10.2012
22:53  Задержан ГКНБ директор Судебного департамента при Верховном суде Киргизии Тажибаев - "за фальсификацию результатов электронного тестирования"
21:48  На парламентских выборах в Грузии, похоже, побеждают анти-саакашисты
21:37  С.Кожемякин: ЛибералПровокация. Чего добивались организаторы бишкекского фестиваля "Бир Дуйно", включив в программу фильм "Я – гей и мусульманин"?
21:23  С.Молдокулов оставил пост главы Счетной палаты Киргизии
20:35  Фильм "Невинность мусульман" запрещен к показу в России
11:07  За вымогательство взятки задержан начальник Северного территориального управления Департамента внешней миграции при МИД Киргизии
11:05  Кыргызские журналисты проводят акцию "Покажем зубы парламенту"

10:49  За четыре года самозахватчики заняли 56,2 тыс. га сельхозугодий – минсельхоз Киргизии
10:48  П.Бурмистров: Мать всех битв породила террор. Боевики в Сирии переходят к тактике терактов
10:45  А.Мезяев: Арабская осень в ООН
10:44  И.Игнатченко: Советники войны. Неоконсервативный "крестовый поход" против ислама уже объявлен…
10:34  1 октября Россия и весь научный мир отмечают 100-летие со дня рождения Льва Николаевича Гумилева
10:32  Казахстан объявил в розыск опасную мошенницу - жену экс-мэра Алматы Лейлу Храпунову (фото)
10:31  А.Лебедев: Ким Чен Ын и "перестройка". "Молодой полководец" разочаровывает Запад
10:24  Апас Джумагулов: Опасные радиоактивные отходы еще принесут Кыргызстану прибыль
09:51  М.Бушуев: Споры вокруг Каспия - компромисс пока не достигнут
09:43  С.Расов: Экс-президента Бакиева обвиняют в убийстве. Чем дело закончится?
09:42  В.Михин: "Шестерка" в прикупе. Сложная и опасная игра вокруг Ирана
09:41  А.Рудалев/С.Беляков: Кабала масс и мелкобуржуазное болото
09:18  А.Шайназарова: Семья... по обе стороны границы. Историческое соседство кыргызского и узбекского народов
09:16  А.Бенгард: Как угробить стариков. Кыргызстанский опыт
09:12  О.Алленова: Розы дурно запахли. Репортаж из Грузии
09:07  Президент А.Атамбаев выпрашивает у турков льготный кредит $100 млн
08:58  А.Макаркин: Китай и Япония - ничто не забыто
08:53  С.Бобомуллоев: В.Масальский о таджиках (к вопросу об этногенезе)
08:50  В Жанаозене опять бастуют нефтяники
08:47  Правительство Японии ушло в отставку
08:45  Индонезиец Аджи Сурья выпусил труд "Ислам в России"
08:44  Б.Шакуев: Развели втемную. Почему администрация Алматы оказалась не готова к блэкауту?
08:39  Русский "План Маршала", и как Рахмону не стать Саакашвили, - недельный обзор ТаджСМИ от "Регнум"
08:38  Узбекистан в 2013 году планирует приступить к разработке горючих сланцев
08:36  "Asia Times": Центральная Азия становится форпостом Китая
08:35  "Time": Ахмадинежад уходит, сказав свое слово, которое вызывает аллергию Запада
08:29  Ф.Лукьянов: Сирийский конфликт сохраняет главные "пружины"
08:27  "Къ": Реджеп Эрдоган перестроит Турцию под себя. Из парламентской республики она превратится в президентскую
08:26  Национальные меньшинства в Кыргызстане. В поисках варшавской панацеи
08:23  Ю.Паниев: Сирийский узел мировой политики. Россия активизирует деловые связи с Ближним Востоком и Северной Африкой
08:21  И.Мохова: Новый режим в Египте - возможна ли смена внешней политики?
08:19  В.Скосырев: C ноября рулить Китаем будут новые лидеры
07:53  Э.Марат: Свобода слова и опасные игры экстремистов Запада и Востока
07:36  "CBS/Associated Press": НАТО возобновляет совместные операции с афганскими силами безопасности
07:24  Российские и китайские школьники выиграли Всемирную олимпиаду по информатике. Иран - пятый
06:29  В Ялте одобрили решение Узбекистана присоединиться к договору о зоне свободной торговли СНГ
00:54  А.Каюмзод: Реформы в МВД Таджикистана. Что изменится?
00:32  "Хьюман Райтс Вотч" считает себя чем-то вроде международной прокуратуры
Воскресенье, 30.09.2012
12:28  На искусственном каспийском острове "Д" массовая драка - индийских и казахстанских рабочих
12:13  В южном Казахстане выпустили на волю 30 краснокнижных бухарских оленей
11:49  В Сириии погиб памятник ЮНЕСКО - старинный рынок Алеппо
11:47  В Афганистане убили двухтысячного военнослужащего США
11:30  Р.Сулейманов: Иранское влияние в Урало-Поволжье в постсоветский период
11:25  Виген Акопян: "Невинность мусульман" доказала вину Pussy Riot
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Индонезиец Аджи Сурья выпусил труд "Ислам в России"
08:45 01.10.2012

К выходу в свет книги индонезийского автора

20 июля - первый день поста в месяц Рамадан в 2012 г. в Индонезии вышла в свет монография "Ислам в России". Автор – советник по культуре посольства Индонезии в Москве Аджи Сурья. Факт опубликования книги и должность ее автора свидетельствуют о значительном интересе в Индонезии к событиям, происходящим в мусульманском сообществе России. Вне всякого сомнения, символична и дата выхода книги. Она свидетельствует как о мотивации, так и о содержательности представленного произведения, а также о приверженности автора книги и ее издателей ("Компас" – крупнейшее издательство Индонезии) к конкретным канонам.

Варианты следования им в современных условиях заслуживает внимания и изучения на общеисламском пространстве. Такой подход имеет основу, учитывая потрясения, на этом пространстве происходящие. Для россиян представленное исследование также не может не представлять определенный интерес. Судя по многим признакам, российская умма переживает непростой период. Наличие скрытой междоусобицы, противоречивость взглядов и интересов, присутствующие среди некоторых представителей элиты российских мусульман подчас затрудняют выработки общей оценки. С определенной степенью допущения можно высказать мнение, что российское мусульманское сообщество продолжает находиться в процессе становления, начавшегося после развала СССР и последовавших затем новых возможностей и новых противоречий в развитии исламской веры в ее российском толковании.

Понятие или же формулировка "российское толкование исламской веры" ни при каких вариантах не должно преуменьшать его значимости. События последнего времени убедительно показали, что всякие варианты претензий на монополию понимания и толкования религии, тем более такой мощной, как ислам, равно как и использование этой религии в прагматических целях, в конечном счете, бесплодны. Они приводят к отторжению носителей таких устремлений от сторонников подлинной приверженности религии, и выводят их на уровень секты, каких бы масштабов секта ни достигала.

Состояние мирового сообщества и основных мировых религий требует творческого подхода к пониманию их роли, синтеза идей на уровне и межконфессионального, и внутриконфессионального диалога. Возникающие при этом неожиданные и, порой, непредсказуемые ситуации нуждаются в скрупулезном изучении. Исследование, проведенное Аджи Сурья, представляет интерес в том плане, что при приверженности той же цивилизационной культуре, оно исходит от носителя другой бытовой и повседневной практики, находящейся за многие тысячи километров от объекта изучения, другого видения и понимания действительности, его прошлого, настоящего и будущего. Такое видение дает возможность беспристрастного, независимого взгляда, не подверженного воздействию бытующих в России подходов, концепций и теорий.

Не ставя оценки автора без достаточного на то анализа в противоречие с пониманием действительности непосредственно в России, все же россиянам может оказаться полезным сравнение разных подходов и представиться возможность сделать из этого полезные выводы. Автор данной работы на текущий момент постоянно проживает и работает в России, совершает многочисленные поездки по стране, встречается со множеством людей, причастных к данной проблематике, глубоко изучил суть вопроса. Вне всякого сомнения, он имеет на происходящие события собственную точку зрения, не совпадающую с большинством наличествующих в России концепций. Может быть, именно это обстоятельство способно оказаться наиболее ценным при детальном изучении труда и внесет вклад в разрешение проблем, с которыми сталкивается российская умма.

Доброжелательный (а он именно такой) взгляд извне может оказаться полезным если не в разрешении изложенной непростой ситуации, то, во всяком случае, в нахождении моментов, способных направить ее развитие в позитивном направлении. Оценивая же перспективы дальнейшего развития взаимоотношения умм России и Индонезии, нельзя не учитывать наличия существенной разновеликости мусульманских сообществ двух стран. Индонезия является крупнейшей страной мусульманского мира. При численности населения порядка 240 млн. около 90% населения исповедуют ислам. Численность российской уммы значительно меньше – около 23 млн. Но российская умма является частью российского государства с его высоким политическим потенциалом и международной значимостью. Данное обстоятельство не может не оказывать влияния при выборе политических партнеров на международной исламской арене.

Доказательством тому служит инициированная Индонезией повышенная активность по налаживанию взаимного сотрудничества между мусульманами двух стран, происходящая в последнее время. В этой связи следует отметить и повышение активности и роли Индонезии на международной мусульманской арене. Здесь Индонезия является проводником идей терпимости, толерантности и взвешенного подхода к решению острейших проблем современности. Международный авторитет этой страны в исламском мире постоянно растет. Наведение тесного сотрудничества с мусульманами России в этом плане справедливо рассматривать, как стремление расширить подобного рода деятельность на более высоком уровне.

Для беспристрастного читателя книга представляет интерес в том плане, что ситуация в исламе в обеих странах по ряду параметров схожа. В определенной мере это предопределяет общность их интересов и стиль поведения на международной арене. Обе страны являются представителями т.н. "периферийного" ислама, относительно молодого, по сравнению с традиционным исламом, исходящим из арабских стран. В обеих странах в понимании и толковании этой религии немало синкретики, вызванной наложением на всевозможные религии и верования доисламского периода. Данные обстоятельства объясняют как некоторую размытость канонов, заложенных в центрах мирового ислама, расположенных на Ближнем Востоке, так и привычку соизмерять свою религиозную деятельность с тем, что исходит из этого региона. Но это не лишает мусульман в обеих странах самобытности понимания религии, собственного видения ситуации, диктуемого резко меняющимися условиями современности. Здесь обнаруживается определенное сходство в линии поведения. В частности, и в России, и в Индонезии в своем подавляющем большинстве ислам носит умеренный, толерантный характер, не отягощенный жесткими требованиями шариата. Вместе с тем, и в этих странах встречаются проявления радикального толкования ислама вплоть до террористических акций. Имеются территории, где экстремистскими силами делаются попытки их отторжения с целью образования теократических государств. Для Индонезии такую проблему в первую очередь представляет провинция Аче, для России отдельные районы Северного Кавказа. Обе страны добились определенных успехов в борьбе с этими негативными проявлениями. Методы, используемые этими странами, скорее, применимы на их собственных территориях, чем в иных условиях. Тем не менее, их сравнительный анализ обогащает теорию и практику борьбы с экстремизмом в международном масштабе.

Если же обратиться ближе, непосредственно к тексту книги, то заслуживают внимания слова автора о том, что при написании он стремился использовать простой доступный широкой аудитории язык и манеру изложения для того, чтобы работа получила наибольшее распространение. Автор приводит красочную иллюстрацию вновь возведенных мечетей по всей России, любуется их красотой, рассказывает об их достоинствах. Фотографии занимают особое место в работе. На них запечатлены бытовые и жанровые сцены из жизни мусульман, счастливые лица детей. Все это вызывает положительную улыбку и симпатию к нашей стране. Есть фотография города Дербент, где впервые появился ислам в России, а также фотография обложки Корана на русском языке, что для индонезийского читателя совсем необычно. Происходит ознакомление на более широком уровне. В этом, по мнению автора, ее основное предназначение.

В работе рассматриваются исторические аспекты проникновения ислама в Россию, ислам в период царизма, ислам в гонениях в коммунистической России. Основной акцент делается на развитие ислама в постсоветский период. Эти разделы преднамеренно носят предпочтительно информационный характер для ознакомления индонезийского читателя с российской действительностью в сфере ислама. Есть глава, посвященная развитию взаимоотношений мусульман двух стран. Автор указывает на скрытый интерес индонезийского общества к тому, что происходит в России. Истоки этого интереса во многом относятся к периоду правления президента Сукарно, когда в страну со стороны Москвы проводилась широкая внешнеполитическая, идеологическая и экономическая экспансия, и это до сих пор в Индонезии помнится. Но этот период был в СССР отмечен жесткой регламентацией религиозной деятельности, так что ни о каких серьезных контактах между двумя странами по линии ислама не могло быть и речи.

Аджи Сурья своей книгой практически ставит задачу восстановить исторически сложившееся нарушенное равновесие. При этом он отмечает разные степени развития религиозной культуры двух стран. По его мнению, в то время как индонезийская мусульманская община в целом достигла определенных высот в понимании своего божественного предначертания, российские мусульмане в большинстве своем на этой ниве находятся на начальном этапе толкования религии и отправления обрядов.

Как отмечает автор, сторонники различных течений и толкований ислама в России, в отличие от Индонезии, далеко не всегда идут на компромисс с оппонентом, не хотят прислушиваться к его мнению, найти взаимоприемлемое решение спорных ситуаций. В современной Индонезии - утверждает он - канонический ислам не разделяет людей по принципу взгляда на религию.

В комментариях автор отмечает, что если в Индонезии ислам является объединяющей силой, несмотря на имеющие место разногласия, то в России не всегда так. Это приводит к непростым, а подчас острым ситуациям, что, по мнению автора, является главной проблемой российской уммы. Причину отсталости развития российской уммы индонезийский дипломат видит в гонениях на религию и, в особенности, на ислам в советский период. Как он отмечает, число мечетей в СССР по сравнению с периодом царизма снизилось с порядка 10 тыс. до не более 100.

Вместе с тем, автор не исключает оптимистических перспектив развития российского мусульманского сообщества, отмечая, что оно имеет много общих черт с индонезийским. Он, в частности, указывает на то, что среди мусульман обеих стран особым почитанием пользуется учение Масхаб и его проповедник имам Шафии. Как замечает автор, это приводит к еще большему сближению умм двух стран, и когда российские исламские священнослужители прибывают в Индонезию, их проповеди не вступают в противоречие с бытующими нормами и не вызывают нежелательных откровений. В работе отмечается, что мусульманские традиции двух стран, несмотря на удаленность, схожи. Молитвы имеют много общего по содержанию и способу чтения. Совпадают в отличие от других стран даты отпевания усопших: день 1-й; 3-й; 7-й; 40-й; 100-й; 1000-й.

Отставание в развитии культуры ислама в России, по мнению автора, вещь поправимая и в довольно сжатые сроки. Одним из вариантов преодоления отсталости автор видит в повышении уровня образованности священнослужителей, в т.ч. и с отправкой в Индонезию. "Индонезия – идеальное место для учебы – ислам мирный, толерантный, в согласии с другими конфессиями".

По его мнению, уровень религиозного образования в его стране самый высокий в мире, превышающий уровень знаменитого каирского университета. Одним из важных преимуществ индонезийского религиозного образования, утверждает автор, является его многогранность. Выпускники духовных учебных заведений становятся не только священнослужителями, но и специалистами светских профессий – инженерами, строителями, экономистами и пр. Они могут нести Божье слово и в повседневной жизни. Это выгодно их отличает от выпускников в России.

Говоря о схожести мусульманских сообществ двух стран, автор, как подлинный аналитик, не мог не отметить раздробленность и мозаичность российской уммы. Его повышенное чувство политкорректности, исходящее как из личностных качеств, так и из занимаемой должности, предопределили сдержанную оценку этого фактора. В качестве меры по смягчению оценки ситуации он при личной встрече высказался в том плане, что индонезийские мусульмане также разобщены и вовлечены в великое множество партий и объединений, преследующих собственные цели и придерживающихся собственных программ. Тем не менее, и из его материалов, тем более, при знании российской действительности, напрашиваются выводы о том, что в элитах российских мусульман зачастую балом правят не вероучительные поиски и расхождения, а личностные амбиции.

Отсутствие харизматического лидера, ориентированного, прежде всего, на интересы религии, не дает достаточного выхода использованию высокого созидательного потенциала, заложенного в российской умме. Такое положение препятствует единению мусульман России и затрудняет налаживание с российским мусульманским сообществом здоровых союзнических отношений на международном уровне. Тем не менее, автор, как представляется, далек от того, чтобы высказывать суждения по столь острому вопросу, не имея на то достаточных оснований. По его собственному утверждению, высказывания российской прессы о разногласиях в элитах российских мусульман не подвинули его на то, чтобы делить людей на подлинных служителей веры и приспешников. Придерживаясь концепции доброго и здравого отношения к жизни, автор склонен видеть в ее проявлениях добро, уповая на то, что так и будет.

В целом, подводя итоги, можно с полной уверенностью констатировать, что книга написана квалифицированным автором на высоком профессиональном уровне при глубоком понимании изучаемого вопроса. Стиль изложения отличается, как уже отмечалось, доброжелательностью. Основная мысль книги – мусульмане двух стран должны идти рядом по пути утверждения мирного, толерантного ислама для обеспечения прогресса в исламском мире. Очевидно, что в задачи автора входило не выявление уязвимых участков в российском мусульманском сообществе, а поиски и расширение точек соприкосновения умм двух стран для их плодотворного сотрудничества. В этом автор, вне всякого сомнения, преуспел. Залогом служит его доброе отношение к нашей стране. Его предшествующая книга, вышедшая не столь давно, носит название "Из России с любовью".

Гусев Михаил Николаевич, кандидат экономических наук
1.10.2012

Источник - Новое Восточное Обозрение
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1349066700


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх