1 октября Россия и весь научный мир отмечают 100-летие со дня рождения Льва Николаевича Гумилева 10:34 01.10.2012
Гумилев, сын Гумилева, был категорически антипафосным человеком. Выдающийся ученый ХХ столетия, привнесший в мировую науку теорию пассионарности, которая объясняет развитие народов-этносов, рассматривая исторические процессы с естественно-научной точки зрения, наверняка бы язвительно высмеял торжества в свою честь. Проживший жизнь античного героя и русского мученика, Лев Николаевич, даже когда потребовалось написать автобиографию, создал полный самоиронии "Автонекролог": "Я, Лев Николаевич Гумилев, родился 1 октября 1912 года в семье двух поэтов – Гумилева Николая Степановича и Ахматовой Анны Андреевны в городе Царское Село…" А вот так великий историк и этнолог описывает свою первую экспедицию в Таджикистан: "…мой новый начальник экспедиции… занимался гельминтологией, т.е. из животов лягушек извлекал глистов. Мне это мало нравилось, это было не в моем вкусе, а самое главное – я провинился тем, что, ловя лягушек (это была моя обязанность), я пощадил жабу, которая произвела на меня исключительно хорошее впечатление, и не принес ее на растерзание. За это был выгнан из экспедиции…" Пассионарность – это мера потенциальных возможностей этноса, эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность, определяющий способность к сверхнапряжению. Лев Николаевич не назвал источник этой энергии, оставив поле исследования для последующих поколений ученых. Так случилось, что Гумилева, историка-номадиста, знавшего державу Чингисхана, как собственную комнату, отпевал этнический татарин – о. Пахомий. Сегодня России для модернизационного и духовного прорыва, может быть, более всего не хватает именно пассионарного начала, "людей длинной воли", как называл их Л. Гумилев. В Библии точно обозначено число праведников, способных спасти погрязший в грехах город, – 10. А сколько нужно жертвенников-пассионариев, чтобы вытащить страну?
_________________________________
Имя Гумилева хотят использовать
ВАС БЕСПОКОИТ "ЛГ"
Санкт-Петербург готовится широко отпраздновать 100-летие великого ученого и писателя Л.Н. Гумилева, открывшего теорию пассионарности и объяснившего развитие народов-этносов. Межпарламентская ассамблея стран – участниц СНГ посвятит этому событию пленарное заседание, при поддержке правительства Санкт-Петербурга будет проведена международная научная конференция "Научное наследие Л.Н. Гумилева: истоки, эволюция, проблемы восприятия", в рамках международного научного конгресса состоится обмен мнениями на тему "Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы" и также готовятся многие другие мероприятия. Предлагаем вниманию читателей беседу с руководителем фонда Л.Н. Гумилева Ольгой Новиковой.
– Когда и как появился фонд Л.Н. Гумилева? – Идея возникновения фонда возникла сразу после ухода из жизни Л.Н. Гумилева. Группа единомышленников, имевшая счастье общаться с этим уникальным человеком, приняла решение заняться популяризацией его идей и распространением его литературного наследия. В задачи фонда входили следующие направления: мемориальное – для увековечивания памяти Льва Николаевича, издание его трудов, установка памятников и мемориальных досок, а также научное направление деятельности. Президентом фонда стал академик А. Панченко, его заместителем был избран президент Русского географического общества С. Лавров и другие известные ученые. В попечительский совет фонда вошли вдова Льва Николаевича Наталья Викторовна и ее ближайшие родственники. В эту консорцию влились также многие ученики Гумилева. Нашими усилиями были изданы малотиражные сборники трудов ученого. Я в это время (в 1993–1995 годах) в статусе руководителя фонда занималась собиранием разрозненных рукописных научных материалов Льва Николаевича, которых к тому времени сохранилось лишь 30%. И тем не менее мне удалось написать сценарий тридцати телепередач с общим названием "Этносы земли", которые прошли на Ленинградском телевидении. С того времени выросло целое поколение наших людей, для которых эти передачи стали недоступными. Это были передачи с участием Льва Николаевича, закадровый текст читал Иван Краско. Мы много раз обращались в различные инстанции, чтобы возобновить показ этих передач. Но все было тщетно. Сейчас эти передачи "ходят по рукам" как запрещенные записи в оцифрованном виде.
– Но ведь есть же Интернет. – 16 лет назад мы зарегистрировали в Сети сайт "Гумилевика", причем инициатива шла из Казахстана, где в Астане находится Университет им. Л.Н. Гумилева. Энтузиасты сканировали многие труды ученого и его рукописи, и они стали достоянием многих. Я как-то пытаюсь эти процессы координировать. При этом существуют записанные на магнитофонную ленту лекции Льва Николаевича, я их расшифровала, и в 2007 году удалось издать книгу "Струна истории" с моими примечаниями и предисловием. А в этом году мы сделали книгу, которую, надеюсь, "ЛГ" представит читателям с моим научным комментарием по политическому творчеству ученого. Вот так и живет гумилевское наследие.
– Мемориальная доска Л.Н. Гумилеву в городе установлена. А что с его музеем? – Квартиру ученого его вдова передала в дар городу, и непонятно почему квартира ученого попала в ведение Комитета по культуре. А дальше ее определили к Фонтанному дому, к Музею А. Ахматовой. В результате Л.Н. Гумилев предстает как сын своей знаменитой матери и заключенный.
– И что же все-таки делает музей? – Музей этой весной опубликовал его личную переписку с женщиной, и был еще поставлен спектакль по этой переписке. Это действо проходило возле письменного стола и в супружеской спальне Льва Николаевича. Мы вместе с родственниками ученого писали письма в различные инстанции, и нам удалось хотя бы в музее это безобразие прекратить. Это терпеть было невыносимо.
– Как-то наш президент сказал, что фонды бывают разные… – Так оно и есть. У нас получилось так, что работа есть, а фонда в нынешнем меркантильном понимании, можно сказать, нет. В фонде на добровольной основе работают только энтузиасты и люди, влюбленные в творчество Льва Николаевича. Но сейчас организовываются все новые и новые структуры, которые беззастенчиво присваивают и имя ученого, и наш коллективный труд. Имя им легион: какие-то язычники, скифы и т.д. По мере того как росла популярность ученого, его стали к месту и не к месту цитировать и более того – приспосабливать его великие мысли для своих маленьких целей. Лев Николаевич Гумилев был православным христианином и к язычникам никакого отношения не имел, а уж тем более ко всяким "оранжистам". Его популярность в мире растет, и немудрено, что кто-то хочет его имя использовать. Хочется верить, что фонд станет сильной структурой, которая сможет не только популяризировать творчество, но и оказывать хоть какую-то помощь родственникам великого ученого.
Статья опубликована :
№38 (6385) (2012-09-26)
|