Азамат Нарымбетов: Пора жить своим умом 21:21 08.10.2012
В детстве и юности мы слушаем то, чему нас учат взрослые – родители, учителя, наставники. Затем наступает момент – для каждого в свое время – когда мы понимаем, что пора принимать решения самостоятельно. Пусть зачастую и ошибочно, но лучше все равно никто не распорядится нашей жизнью. Просто потому, что она – наша. Кто-то осознает это раньше, кто-то позже. А кто-то так и остается в детстве, полагаясь на то, что скажут другие. Проживая, по сути, жизнь чужую. Эта закономерность справедлива не только для отдельных людей, но и целых народов и государств. Одни не вмешиваются ни в чью политику и не допускают вмешательства в свою. Вторые выбрали себе роль менторов, живя тем, что задают правила игры для остальных. Третьи учатся у других, перенимают лучший опыт, но поступают в конечном итоге так, как считают нужным для себя. Четвертые же покладисто следуют за теми, кто выбран в роли "гуру", боясь даже подумать о самодостаточности. И все бы ничего, но межличностные и межгосударственные отношения разделяет один принципиальный признак. Когда нас учит педагог или близкий человек, есть вероятность, что он делает это бескорыстно, ради нашего блага. В отношениях между странами подобное исключено. Здесь всем движет только национальный интерес, который превыше всего. Это аксиома, не требующая доказательств. Национальный интерес оправдывает все, в том числе попрание интересов других. Самый ярко выраженный способ – это война. Силовые конфликты не прекращаются, причем чаще всего в них участвуют страны, которые объявляют себя подвижниками гуманизма и прав человека. Но все же сила – это слишком дорого, хлопотно и ненадежно. Лучший способ состоит в том, чтобы добиться, когда страна сама забудет свои национальные интересы. И тогда не придется ни с кем воевать. Страна, которая сдалась в плен идеологически, отдаст все свои ресурсы и при этом будет заглядывать в рот. Конечно, подобный сценарий не реализуется сам собой. Как и на обычной войне, нужно мощное оружие (желательно массового поражения), а главное – солдаты. В войне идеологий не сбрасывают десант и группы захвата. Все делается руками жителей самой страны. Впрочем, перейдем к конкретике. Казахстан, все еще оставаясь очень молодым, по историческим меркам, государством, уже прожил достаточно, чтобы подойти к идеологическому суверенитету. Но вроде бы переболев детскими болезнями слепого поклонения чужим ценностям, мы так и не обрели к ним иммунитет. Волна верования в западные либеральные идеи, способные сделать нас счастливыми в один миг, совпала с передачей западным компаниям контроля за ключевыми ресурсами. Постепенно розовая пелена спала с глаз. Стало понятно, что полностью, со всеми потрохами, влиться в западную цивилизацию мы не сможем. Потому что для этого нужно не только принять красивые сказки про верховенство закона и торжество прав человека. Нужно абсолютно естественно, на клеточном уровне, воспринимать все жизненные ценности западной цивилизации. Той самой, в отдельных странах которой уже нет понятия "мама" и "папа", а лишь "родитель 1" и "родитель 2"; где террорист, убивший 77 человек, живет в трехкомнатной камере с телевизором, доступом к Интернету и тренажерным залом. Для такого торжества либерализма мы еще явно не доросли. Как не дошли еще до понимания того, почему корпорации, пришедшие из стран, где равенство перед законом, прозрачность и свободная конкуренция объявлены святынями, у нас работают по закрытым контрактам, платят меньше всех налогов и не пускают местные в свои подряды. Но по мере того, как и государство стало потихоньку восстанавливать свои позиции в экономике, наступил ренессанс проповедников западных идей. Ими просто наводнено политическое и информационное пространство. Они вездесущи, как свидетели Иеговы, нащупывают все болевые точки, которым несказанно рады. В своей неустанной пропаганде западных ценностей они дадут фору любому западному миссионеру. При этом они яростно нетерпимы к любому, кто посмеет усомниться в их догмах или хотя бы задуматься: а подходят ли Казахстану насаждаемые западные модели в чистом виде, без учета объективных условий? Для тех, кто задает подобные вопросы, уже готовы обвинительные ярлыки и гневное порицание со стороны демократической общественности. Можно сказать, что в идеологической войне западу удалось главное – добиться того, чтобы ее вели граждане нашей же республики. Вот уже двадцать лет такие люди, как Козлов, Дуванов, Жовтис и Винявский, финансируемые из-за рубежа, уверяют нас, что западный образ жизни – это идеал человеческого бытия. Что насиловать малолеток – это нормально, давить людей насмерть – соответствует правам человека, заниматься групповым сексом и свинггерством, в том числе и в присутствии детей – это проявление свободы и нисколько не претит морали. Такие люди, похоже, искренне считают себя проводниками идей высшей расы, носителями некого сокровенного знания. А посему находят возможным относиться ко всем прочим, как к подлежащему обработке сырью, не способному мыслить свободно. Например, нагло врут нам, утверждая, что поступающие из-за рубежа транши на содержание политических сил идут не на зарплаты, а на материальную помощь (от неизвестных лиц, разумеется). Не моргнув глазом, они уверяют, что раздача листовок с призывами к революции – обычный акт демократии. Без тени смущения эти "отцы казахстанской демократии" заявляют, что шутили, когда говорили о том, что намеревались закупить для жанаозенских мародеров оружие. Такие вот у них шутки. Эти люди требуют, чтобы террористов брали непременно живыми, даже если они стреляют в спецназ. Они рисуют картину мира исключительно в черно-белых тонах, деля его на тех, кто уже живет по западным законам, и тех, кто обязан это сделать. Всякий, кто задает вопросы – это враг цивилизованного человечества, изгой, которого нужно посадить на ось зла и вбить осиновый кол в грудь. Для них цель оправдывает средства. Потому что все делается руками местного населения – еще не до конца приобщенного к великим западным ценностям. А стало быть, все можно списать на перегибы. Западные ценности – это не хорошо и не плохо. Это данность, с которой люди живут десятки, сотни лет. Но проблема в том, что политики превратили их в предмет экспорта в другие общества, где веками складывались свои устои и традиции. Западные ценности провозглашены критерием истинности, а стало быть, товаром, отказаться от которого нельзя. Кто его не покупает, объявляется врагом цивилизованного человечества. Помните у Анатоля Франса: "Мы перебили две трети жителей, чтобы принудить остальных покупать у нас зонтики и подтяжки"… И ладно бы товар был хорош, но подсовывают ведь нечто странное, что зачастую и не пахнет тем, что рекламируют. Приверженцы западных ценностей почему-то у нас не стремятся заниматься благотворительностью, а обворовывают собственных сограждан и финансируют политических фанатиков. Политические силы, проповедующие западные ценности, почему-то вместо плюрализма едут себя, как боевые эскадроны. Нам скармливают самое негодное, нечто вроде колы – шипучей, сладкой, но не более полезной для организма, чем антифриз. Впрочем, говорят, что она может пригодиться, например, чтобы отмыть пятна или прочистить раковину. Но только не для питья. Так и нас поят полит-колой – столь же заманчивой с виду, но неудобоваримой. Она подходит для чего-то, но только не для того, чтобы всю жизнь одним махом перекроить под нее. Пора понять простой факт: никто за нас не решит и не поможет. Пора повзрослеть и жить своим умом. Пора перестать принимать разносчиков радикальной заразы за носителей великих ценностей и ждать, когда из их уст снизойдет к нам мудрое откровение. Мы – свободный, умный и талантливый народ. Мы смогли сохранить свою идентичность и добиться независимости. Заслужив право строить свое государство, по своим законам, мы не должны променять его на дешевые посулы.
Азамат Нарымбетов
|