КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 16.10.2012
23:17  Еврокомиссар Далли ушел в отставку, заподозренный в коррупционном лоббировании экспорта жевательного табака - снуса
20:19  Казахстан опровергает факт ввоза в Узбекистан вакцины, которая привела к массовой гибели овец
20:14  В Алматинской области спасли молодую семью, 6 лет пробывшую в трудовом рабстве
20:06  Gazeta Wyborcza: Как китайцы пашут российские поля
19:53  Чердаки сносит. Астану решено зачистить от мансард
19:50  Немецкий музыкант Гизэ осужден за песню про турецких иммигрантов
18:06  "ХТ": "Милый Аркадаг". Просто песня. В Туркмении наградили деятелей искусств

17:39  М.Дорфман: Как работает цензура в Китае
17:11  В Уральске арестованы трое обвиняемых в финансировании терроризма
17:08  Ю.Рысбеков: Вода в Центральной Азии (полемика)
17:05  Р.Шувалов: Зачем России решать проблемы Кыргызстана, когда в Бишкеке муссируется национальный вопрос?
16:05  А.Сариев: На выборах в Бишкекский горкенеш возможна торговля депутатскими мандатами
16:02  Тюпцы-"ташиевцы" прекратили голодовку и начали пеший марш-поход протеста вокруг Иссык-Куля
15:58  М.Мусабаев: Какие риски и угрозы существуют в Кыргызстане
15:53  Э.Рахмон завалил саммит ОЭС ценными предложениями
13:16  А.Ганжа/С.Климовский: Кризис как инструмент строительства Евроимперии
12:54  А.Бонзон: Сирия, Турция, Иран, Израиль… кто заинтересован в войне
12:46  "Колбасная" российская певица Агурбаш хочет стать казахстанской рестораторшей Побияхо
12:16  Ибрахим Карагюль: Где находится мировой центр?
12:09  П.Искендеров: Привет тебе, суверенная Фландрия!
12:06  Экс-король кыргызской теневой банкономики Гуревич дает показания в Риме
12:00  Экс-перволеди РФ С.Медведева гостит в чертогах Аркадага
11:57  Д.Сытенкова: Ситуация "Ч". Похищение и наказание. Кто остановит кыргызских женихов?
11:53  РА: КазОппозиционеры выясняют, кто кого выдал
11:34  А.Проханов: Мессианство Путина. Сталин, великий государственник и метафизик...
11:27  Экс-шеф СГО Киргизии Темирбаев: По митингующим стреляли "европейцы в блестящих коричневых масках, в желтом камуфляже, отливающим оттенками пустынного песка"
11:16  Рамин Яхабеглу: Ислам, Запад и взаимная нетерпимость
11:08  0,84 тонны с каждого му. Хлопкоробы Синьцзяна в восемь раз превзошли мировой рекорд по сбору хлопка
10:48  А.Верменичев: Каспийский архипелаг. Кашаган почти готов к коммерческому ритму работы
10:27  Н.Синица: Голод в Йемене - невеста в обмен на еду
10:25  Экстрадиция Максима Бакиева в Кыргызстан невозможна, - депутат Т.Мамытов
09:04  Л.Люлько: У Турции не хватит духу начать войну
09:00  Амра Бабич - первая в Европе мэр в хиджабе
08:44  М.Шибутов: До и после приговора Козлову. Международные, внутриполитические, аппаратные последствия
07:52  В Киргизии разрабатывается концепция национального единства
06:48  Израильский парламент самораспустился и назначил досрочные выборы
00:59  Д.Подольская/А.Кутуева: Кыргызстан - осень, митинг, кетсин, забор…
00:22  "Къ": Золото уперлось в китайскую стену. Одной из крупнейших экономик мира не требуется дополнительное стимулирование
Понедельник, 15.10.2012
22:14  В.Сажин: Камни преткновения на пути развития ирано-азербайджанских отношений
21:44  М.Рыскулов: Беспринципность Кыргызстана таит угрозу и для других стран региона
21:31  А.Казанцев: Политика России в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана
21:23  Е.Косолапова: Таможенный союз на пороге расширения
21:19  "Aksam": Чего хочет турецкая молодежь?
21:16  В Кыргызстане имя погибшего в перестрелке с пограничниками Узбекистана военнослужащего присвоено классу в его школе
21:15  "РО": В Афганистане испытывают новую систему приема на госслужбу
21:12  Д.Байрамова: Добыча нефти падает - власти Азербайджана нервничают
21:11  В.Евсеев: Глубина сирийско-турецкой проблемы
18:34  Ж.Ибраев: Армия Кыргызстана. А командиры кто?
12:05  Всемирный банк присвоил Туркменистану статус страны с доходом выше среднего уровня. Во как!
12:03  Г.Михайлов: Сын экс-президента Киргизии может утопить влиятельных чиновников Бишкека
11:55  А.Кудайбергенова: С каждым приходом России в Кыргызстан начинается новая революция. Почему?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Рамин Яхабеглу: Ислам, Запад и взаимная нетерпимость
11:16 16.10.2012

Массовые акции протеста и возмущения, вызванные показом фильма, высмеивающего пророка Мухаммеда, вновь обострили непонимание между Западом и исламским миром. Крупные СМИ подчеркивают эту неприязнь и нетерпимость, указывая на извращенное восприятие западного мира исламом. Они доходят до того, что многие из нас привыкли к мысли о том, что единственно возможные отношения между исламским миром и Западом заключаются в непрекращающихся политических и культурных конфликтах.

Несомненно, что в течение веков экстремисты с обеих сторон всячески стремились создать целый набор стереотипов восприятия мусульман и представителей западного мира, но любой здравомыслящий человек, интересующийся исламом и Западом, понимает, что в большинстве случаев взаимное неприятие имеет под собой политическую, а не религиозно-культурную основу. Трения, вызванные внешней политикой США на Ближнем Востоке, непростая геополитическая обстановка в Персидском заливе, палестино-израильский конфликт и политика распространения идей ислама в западной Азии заполняют культурное пространство и вызывают такую поляризацию восприятия, при которой убеждения "другого" считаются опасными. В результате возникают конфликтные отношения между некоторыми мусульманами и представителями западного мира, при которых возрастает убеждение в бесперспективности диалога между Западом и исламом. Но как получилось, что распространенный тезис о "столкновении цивилизаций" наилучшим образом объясняет причины этого противостояния политическим деятелям и общественности, не прибегая к провокационным лозунгам, которые выдвигают апологеты "войны против исламского терроризма" и призывов покончить с западными богохульниками?

Существуют многочисленные доказательства того, что при нападках друг на друга, будь то западники или исламисты, непримиримые с обеих сторон готовы с радостью прибегнуть к какой угодно лжи. Западники, не знающие ислама, не имеют никакого желания понимать или терпеть мусульман, потому что воспринимают ислам как религию насилия, которая в итоге поглотит и уничтожит Европу. О чем, возможно, не догадываются эти западники, так это о том, что исламская цивилизация оказала решающее и непреходящее значение на европейскую культуру. "Божественная комедия" Данте содержала упоминания пророка Мухаммеда, Авиценну и Ибн Рушда. Экземпляры Корана хранились в королевских библиотеках, например, в королевской библиотеке Фонтенбло (Bibliothèque Royale de Fontainebleau). Считалось, что персидские и арабские рукописи были своего рода ключом к усвоению древних знаний. Исламское влияние в Андалузии представляет собой слияние европейской и исламской цивилизаций и той исходной точкой, в которой материализовались многие положения межконфессионального и межкультурного диалога в процессе обоюдного познания.

Сейчас, однако, как ислам, так и Запад страдают тяжелой формой нетерпимости друг к другу. На Западе многие стереотипы и ложные понятия, питающие исламофобию, вызваны страхом перед исламом, представляющим эту религию как некий монолитный и закостеневший блок, дикий и бессмысленный, несущий в себе угрозу и не приемлющий перемен. Страх перед исламом превратился на Западе в социальное явление, а теракты 11 сентября 2001 года превратили образ мусульманина чужака в образ мусульманина террориста.

Современный страх перед исламом является не только результатом христианского антиисламизма, но также реакцией светского общества на ислам и мусульман. Исламофобия в современном мире вытекает из такого культурологического и концептуального подхода к исламу, который рассматривает его не с духовной точки зрения, а как тоталитарную культуру, представляющую угрозу космополитичному западному миру. Исламофобия сильнее проявляется в западной культуре, убежденной в том, что на ее долю выпала великая миссия развития республиканского строя, светского государства и общемирового порядка, имеющего целью отменить или приспособить под себя все устаревшие религиозные традиции. Поэтому попытки запретить ношение хиджаба и никаба являют собой не только доказательства дискриминации, но также подпитывают антимусульманские чувства, распространяющиеся в определенных кругах Европы и Северной Америки.

Однако этот искаженный образ ислама существует параллельно с искаженным образом Запада. То есть, исламофобия, или страх перед нашествием мусульман, имеет в качестве противовеса ненависть к Западу со стороны исламских радикалов. С тех пор, как понятие глобализации стало синонимом навязывания западной культуры и модели развития, многие радикальные мусульмане стали испытывать неприязнь к западной культуре.

Хотя картины насилия и конца света, которые прославляют смерть, существуют во имя исламской утопии и выражают настроения лишь незначительного меньшинства мусульман на земном шаре, мировая общественность склонна рассматривать их недружественную позицию в некоторых мусульманских странах как характерную черту, свойственную всему исламскому сознанию. Что делает невозможным диалог и порождает обстановку насилия и жестокости.

Преждевременно полагать, что веротерпимый ислам растратил свои силы. Но этот веротерпимый ислам, если он выброшен на обочину общественной и политической жизни, никому и на что не нужен. Как западное общество может отличить веротерпимых мусульман, пытающихся найти свое место в мире демократии и диалога, от последователей учения, стремящихся разрушить этот мир?

Возможно, для начала будет правильно признать, что многие мусульмане во всем мире возвысили свои голоса против насилия, в пользу диалога, духовности и мира, понимая при этом, что своими словами им не удалось остановить бурю. Это те голоса, к которым нужно прислушиваться, о которых необходимо рассказывать и поддерживать на Западе и в мусульманском мире. Необходимо также больше рассказывать о мусульманах и их культуре в европейских образовательных учреждениях, чтобы опровергнуть утверждения о том, что это чуждый народ. Кроме того, в общественной жизни и СМИ Запада должно присутствовать больше веротерпимых, не склонных к насилию мусульман с тем, чтобы найти какой-то третий путь разрешения противоречия между западной трактовкой личных свобод и исламским подходом к правам и обязанностям мусульман.

Возможно, западному обществу пора понять, что мир заинтересован не только в установлении баланса между выражениями мусульманской самобытности и светским характером западного республиканского общества, но также в устранении непонимания и ложного восприятия, которые создали образ мусульман как враждебных людей, склонных к насилию и психологически неподготовленных к демократии. Немаловажное значение имеет также то обстоятельство, что пока существуют мусульманские правительства, разжигающие ненависть в отношении Запада по поводам показа сатирического фильма о пророке Мухаммеде, публикации карикатур на пророка в датской газете, инцидента с американскими солдатами, осквернившими несколько экземпляров Корана и американского пастора евангелиста, угрожающего сжечь священную книгу, во всем мире будет много людей, в том числе мусульман, которые по-прежнему будут верить в то, что авторитарный режим является неотъемлемой частью политического будущего мусульманского общества.

Рамин Яхабеглу - иранский философ, заведующий кафедрой политических наук в Университете Торонто.

Оригинал публикации: El islam, Occidente y la doble intolerancia

Опубликовано: 15/10/2012

("El Pais", Испания)
Рамин Яхабеглу (Ramin Jahanbegloo)

Источник - inosmi.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1350371760


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх