КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 22.10.2012
22:36  На Каспии опять массовый мор тюленей
22:24  "Time": Возобновится ли китайско-индийская война полвека спустя?
21:35  Казахстанский Приозерск. Массовая драка солдат с местными
21:34  А.Синицын: Если завтра война. Турция vs Сирии
12:58  Дж.Сулеев: "Все становится зыбким, как только в Казахстане начинается разговор "за идеологию"…"
12:57  С.Исабаева: Пенсионная агония Казахстана. К чему призывает Григорий Марченко?
12:53  И.Дудка: Секвестирование Кыргызстана - серпом по бюджету

12:40  А.Оторбаева: Бишкек-2012. Сплошное разочарование, или Админресурс во всей красе
12:35  "Epoch Times": В Кыргызстане вспомнили, что Манас не крал свою невесту
12:34  "Associated Press": Проект "Кашаган" - новый козырь Казахстана
12:30  П.Чернышев: Король Сианук - мировой рекордсмен в политике
12:28  Н.Замонов: Непонятная война на Памире порождает немало слухов...
11:59  Король индийских мелодрам Яш Чопра умер от лихорадки денге
11:57  С.Иноземцев: Таджикистан готовится к погружению во мрак…
11:54  США и Иран отрицают сообщения о прямых переговорах по ядерной программе
11:48  Э.Жусуматов: Последний звонок киргизской школе?
11:32  Ф.Лукьянов: Архитектура турецкого лидерства дала трещину. Почему Анкара не может успешно реализовывать курс неоосманизма
11:25  Кырдепутат Ташиев прекратил бессрочную голодовку. Сдулся на 12 кг
11:22  Б.Бакетаев: Все рвутся в чиновники. Вместо того, чтобы зарабатывать и платить налоги
11:20  Кыргызские финансы запели романсы... Правительство ищет, от кого отрезать 3-4 миллиарда сомов
11:16  Г.Фасхутдинов: Таджикским студентам ограничили общение с иностранцами
11:13  Голос Америки: "Арабская весна" сменилась осенним разочарованием
11:01  "Turksam": "Свой–чужой". К вопросам дискриминации и исламофобии
10:59  К.Риклтон: Кыргызстан закладывает пенсионную бомбу замедленного действия
10:37  В атырауской миграционной полиции тайком оформили восемь документов для семьи беглого банкира Мухтара Аблязова
09:54  С.Лузянин: Китай между жесткостью и мягкой силой
09:51  Н.Мендкович: Что такое ИДУ? "Расползание" противника
09:36  "National Interest": Проигрывая "афганскую пластинку" в Сирии
09:32  Л.Гузиков: Атырауский синдикат. Следователи поднимаются к вершине преступной пирамиды
09:29  "Око": Невыгодные сделки "Казкоммерцбанка". Банк потерял сотни миллионов в виде безвозвратных кредитов
09:21  Беги, Соня, беги... Митингующая толпа египтян попытались изнасиловать французскую журналистку в прямом эфире
09:10  А.Реутов: Штурм Бени-Валида. Ливия ворошит революционное прошлое
09:07  Кофи Аннан нашел причины сирийской войны. Мирным переговорам мешают США и их союзники
09:01  Б.Шакуев: Приговор Козлову приведет к радикализации внесистемной оппозиции в Казахстане
09:00  Баян Кулова: Джалал-Абадский народ ждет справедливости
08:58  Тиленбек Азык: В Кыргызстане должны больше работать кыргызы!
08:54  Д.Цилюрик: Ливанская оппозиция восстала против Асада. Сирийская нестабильность откликнулась в Бейруте
08:52  А.Молдошев: Кыргызстан. На пуи к исламской радикализации
08:51  В.Скосырев: Россия и Европа оказались вне игры. США проведут сепаратные переговоры с Ираном
07:24  "РГ": Иран планирует экологическую катастрофу
01:15  А.Габуев: Масти китайской власти. 8 ноября в Пекине откроется эпохальный съезд КПК
00:54  А.Оторбаева: Бишкек-2012. Портрет до боли некрасивый
Воскресенье, 21.10.2012
11:41  З.Асанкожоева: Что происходит с банками Кыргызстана?
11:39  "Дело №": Кто же получил миллион за иранских шпионов? В кыргызских спецслужбах грядет большой скандал…
10:23  В ливийском Бени-Валиде восстали каддафисты - идет бой, десятки убитых
10:19  "Bugun": Истоки религиозности Турции
09:58  А.Караваев: Зона свободной торговли СНГ - конкуренция проектов интеграции
09:49  Кололи прямо в мечетях. В Киргизии разгорается скандал с вакцинацией паломников
09:45  Ю.Зинин: Ливия - год после смерти Каддафи
Суббота, 20.10.2012
19:51  В.Погосян: России, Китаю и Ирану надо срочно разгромить терроризм и Аль-Каиду в Сирии
18:41  German Foreign Policy: "Раздробить Китай"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Дж.Сулеев: "Все становится зыбким, как только в Казахстане начинается разговор "за идеологию"…"
12:58 22.10.2012

Джанибек Сулеев: "Все становится зыбким, как только начинается разговор "за идеологию"…"
Автор: Кенже Татиля

18.10.2012

Кому, как не журналистам, которые в не столь давние времена считались "бойцами идеологического фронта", стоит поучаствовать в нашей дискуссии об идеологии? Особенно тем, которые, как наш сегодняшний собеседник Джанибек Сулеев, что называется, съели на этом не одну собаку.

Кумысный патриотизм или кухонная идеология?

- Первый вопрос в некотором смысле имеет личный оттенок. На заре независимости вы как журналист числились чуть ли не в самых оголтелых националистах. Теперь уже вас на интернет-форумах шпыняют те, кто олицетворяет национализм сегодняшнего разлива. Вы можете объяснить такую странную метаморфозу с точки зрения идеологической эволюции нашего общества?

- Если следовать предложенной вами метафоре, то попытаюсь объясниться именно в этой стилистике: "Не наливай молодое вино в старые меха"…так же, как и "то, что в вымени кобылы - еще не кумыс"! Конечно, более конкретно поймут меня те, кто был внедрен в медийные структуры того времени, но все же буду стараться быть предельно откровенным. "Молодое вино" демократии забродило в "старых мехах" либерализма настолько, что к употреблению уже негодно. Слишком много оказалось на стенках "мехов" дрянной слизи, как любит говорить один мой хороший знакомый, в виде свободы ОТ всего, но не осталось места свободе ДЛЯ… Для чего именно - либералы не отвечают. Но требуют. Свободы для проведения гей-парадов, к примеру. Мне же в то время казалось, что "старые меха" вмещают только мою, ставшую независимой, Родину и мое представление об обретенной моим народом свободе. "Молодое вино" эйфории свободы не отпускало времени на спокойное и взвешенное отношение к теперь уже независимому существованию. Но когда пришла пора трезвой оценки происходящего, тогда и стало понятно, что независимая ОТ всего жизнь - это и есть то самое "существование", а ДЛЯ чего - уже неважно…

Что касается нынешнего розлива… "кумысного патриотизма", то давайте согласимся: прежде чем надоить кобыльего молока, нужно отогнать от вымени жеребенка. Просто сопоставьте цифры затрат на развитие казахского языка и катастрофическое материальное положение сельских учителей. Это вопрос к Шаханову… или к той самой "кобыле": кто именно нужен? "Кумыс" для "патриота"? Или патриот, радеющий за полноту вымени?

- Вы согласны с утверждением, что современные СМИ не столько формируют целостную картину восприятия мира, сколько занимаются разделением идеологической доктрины на отдельные компоненты, причем так, чтобы аудитория не смогла связать их воедино и осмыслить как целостную политическую идеологию?

- Согласен. "Картина мира" не может быть представлена в универсальном виде. Для ее рационального описания могут быть использованы только индивидуальные краски. Тут мы возвращаемся к исходному образу: два человека смотрят в одну и ту же лужу, но один видит только грязную воду, а другой - отражение звезд. И вы хотите сказать, что какие-то там СМИ могут повлиять на восприятие, а уж тем более - на формирование единой картины? Довольно тривиальный подход, если не сказать - ошибочный. И давайте согласимся: мировоззрением занимается философия, миросозерцанием - искусство, а СМИ - общественным мнением, формированием оного. Словом, не его это, СМИшное дело, картина мира у каждого своя. Но вот отношение, взаимодействие с обществом, в котором живешь, - это "да"… и "нет". Причем шизофренически, т.е. одновременно. Прошли те времена, когда начальника можно было, как муху, прихлопнуть газетой, в смысле - статьей в газете. Теперь же… у кого-то еще остались иллюзии? А если таковых нет, тогда о чем мы говорим? Вернее, закончили говорить… в прессе и привычно перешли "на кухню". А там "идеологическая доктрина" - единая на все времена: как бы все изменить… ничего не меняя? Как пелось в культовом фильме "Асса": "Перемен, мы ждем перемен!". Теперь рефрены другие. Ну, например: "Перемен, мы ждем… перемнем… перетрем… пережуем… и - переживем!". Получается нынче такая песня. Да и идеология - тоже…

Из идеологических "бойцов" в "интернет-псов"?

- В прежние времена журналисты считались "бойцами" идеологического фронта. Сегодня такая характеристика применима? Или это уже "бойцы" других войн?

- Бойцы? Ну разве что: "бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…". Единственное, что они никак не могут порой вспомнить, - где проходила "линия фронта" и ветеранами скольких кампаний они уже побывали? Поскольку не было внятной и общеприемлемой идеологии, то сами понимаете: кругом сплошные схватки, где вместе рубятся… друг с другом. Только в наше время - социальных сетей - схватки переместились туда, где полная свобода в обозначении "линии фронта", да и перемещения относительно таковой довольно хаотичны, если не сказать непредсказуемы. Пример - антифа и нацики… Нельзя забывать и том, что рыночная экономика, которая обещала свободу всему и вся, как-то очень прочно закабалила всех бойцов по разным ФПГ и даже ОПГ. Так что это уже скорее "псы войны", "дикие гуси" и т.д.

- СМИ получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой - СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики (кушать-то хочется всегда). А как же быть со стереотипом о "четвертой власти"? И к чему, в конце концов, это может привести?

- Не надо путать жерло с пальцем: у них разный калибр. СМИ в привычном для 20-го века качестве - это уже действительно прошлый век. Жерла "информационных орудий" уступили свое место пальцам на клавиатуре: информационные бомбы взрывают сейчас именно они, так же, как и руководят "твиттерными революциями". Интернет сделал информационное поле некой околицей одной большой деревни, в которой все про всех знают. Политика как продолжение экономики. А экономика в простом, обыденном смысле - это… как поменьше работать, но при этом побольше получать. Информация же - это как знать все, не прилагая при этом видимых усилий. А что вы хотели в постиндустриальном (читай, информационном) обществе?! Нет, вы ответьте сами себе, прямо и честно: лично вы сможете прожить без Сети? Или без телевизора? А продвинутые юзеры - без айфона, айпада и прочих ай-ай-ай… как не стыдно задавать такие детские вопросы! Да еще всем нам, домашним журналистам, офисным репортерам, инетным аналитикам и прочим… "хомякам"?! Все мы - источники информации, как и ее потребители. Вы скажете: это невозможно, как и хлопок одной рукой. Возможно! Если в одной руке гаджет, подключенный к Всемирной сети. Кстати, и второй руки скоро не потребуется - на подходе голосовой набор текста. Да и телевизором управлять можно при помощи жестов. Только вот к чему все это приведет - действительно становится вопросом вопросов…

Вглядываясь в "зеркало" стабильности

- В наши дни вместо одиозного термина "пропаганда" чаще всего используют эвфемизмы типа "распространение информации" или "свободное мнение". С вашей точки зрения, такая "перелицовка" что-нибудь изменила в сущности идеологических подходов?

- Мы вновь пытаемся говорить о том, чего, по сути, нет. Нет внятной идеологии - нет и идеологических подходов. Просто вспомните: чем именно жили наши граждане все минувшее двадцатилетие? Это когда на обломках рухнувшей империи то здесь, то там шли кровавые конфликты. И мы все жили тем, что у нас - стабильность. И все. Этого было достаточно. Когда экономические перспективы, которые нам рисовались, были светлыми и манящими. Но глобальный кризис… Вроде бы мы в море информации, а чувство такое - сами понимаете… что ничего не понятно! Плюс к тому террористы проявились и у нас. Да и Жанаозен… словом, ни о какой стабильности речь уже не идет. Тогда что? Ради чего все это? "Мы будем жить при коммунизме"? Какой ясный лозунг стал бы ответом на устремления общества? Хочу подчеркнуть: общества. Ведь все, что говорилось в годы независимости, было обращено к индивидууму: не жди помощи ни от кого, открывай свой бизнес. Короче, ты сам кузнец своего счастья. И что? Открываешь бизнес - давай на лапу, причем всем! А за кредит на стартап будешь отдавать сам. "Не бойтесь жить в кредит!" - так нас увещевали иностранные консультанты. Где они теперь, когда ипотечные кредиты выбивают наши коллекторы?! И что может услышать обманутый дольщик, кроме как: "Думать надо было головой!". Что всем им до того… "Зато у нас - стабильность!". Какая идеологема была внятно оформлена, наподобие канувшей в Лету: "Новая историческая общность людей - советский народ"? И стоит ли удивляться, что основным поведенческим лозунгом момента стало: "Давайте сначала кушать ваше, а потом - каждый свое".

- Специалисты считают, что участие СМИ в распространении основных положений идеологии государства на широкую аудиторию неизбежно приводит их к использованию методов и приемов формирования "нужного" общественного мнения. Получается, что "все течет, все меняется", а неблаговидная роль СМИ - это как некое "неизбежное зло" в нашей профессии?

- Повторюсь, обычные и привычные СМИ с каждым днем утрачивают свои позиции, да и свою неповторимую специфику. Востребованы "желтизна" и "мочилово". Все остальное - пов­тор интернет-аналитики, либо ее беззастенчивое цитирование на грани откровенного плагиата. Выработкой "нужного" общественного мнения занимаются "нужники": целый интернет-страт, по сути, новая специальность - "тролли". А "троллинг" - это когда на провокационный "коммент" в ответ начинается "комментирование" всех и вся. И это уже испытанное оружие "возбуждения масс". Тогда к кому могут быть претензии в служении "неизбежному злу", как не к самим потребителям информации?

Каждому свое

- Рассматривая взаимоотношения СМИ и идеологических процессов, обычно упоминают уже ставшее афоризмом изречение известного французского социолога и культуролога прошлого века Жака Эллюля: "Политика - главная религия нашей эпохи". В этом смысле на сегодняшний день что-нибудь изменилось?

- Отвечу цитатой на цитату: "Религия - опиум для народа", из Маркса. И вот почему. Не раз слышал, что в большевистском переводе с немецкого была допущена намеренная ошибка: у Маркса: "Религия - опиум народа". В русском же переводе откуда-то взялся предлог "для". Хотя известны политические мотивы такой стилистической небрежности: кто мог нести предназначенный для народа наркотик? Правильно - священнослужители. А посему - под нож их, несущих опиум для народа! Возвращаясь к цитате из Эллюля, следует ее тоже изменить, исходя из политических соображений: "Политика - главная религия... наших политиков". Именно они могут воспринимать ее и как религию, и как опиум. Но все дело в том, что политика в общепринятом значении этого слова у нас трансформировалась в... политес. Ну, вы понимаете: кто с кем и против кого дружит, кланы каких регионов нынче в фаворе, какие ожидаются назначения и "посадки" - словом наша степная неизбывная "трайба" на фоне динамики цен на нефть. И всем этим заполнено наше информационное поле, по сути - околица пространства Большой Игры. Так что... политика - для политиков. Да вот только... с кого спросить за такое "для"?

Когда нечего предложить…

- Идеология составляет духовную опору государства, которое в силу этого всегда будет стремиться ее распространять и защищать от критики. Образно говоря, идеология и есть единственно возможная государственная религия, не имеющая прямого отношения ни к одной реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет существовать противоречие между идеологией государства и идеями отдельных граждан и социальных групп. Возможно ли сделать так, чтобы идеология не превратилась в догму и не входила в противоречие ни с кем?

- Но ведь идеология и строится на догме, без которой она остается прекраснодушным порывом. Возьмем для рассмотрения наиболее значимые: обе - мессианские, как и полагается. С одной стороны - американская "демократическая империя", во славу креативного индивидуума, который только и думает: как бы еще больше заработать в обеспечение еще большего жизненного комфорта? С другой - пресловутый град Китеж, где "мир" общинного сознания будет жить в гармонии с остальным тварным миром, соответственно - в мире и согласии. Теперь вернемся в наши степные палестины. Что может предложить всем постномадическое сознание вчерашних кочевников? Ни-че-го. Кроме крайнего индивидуализма (недоговороспособность и низкая компромиссность), выработанного единоличным положением в седле на протяжении тысячелетней истории. Кстати, именно яркой индивидуализацией сознания мы схожи с американцами, если оставить в стороне такие "мелочи" как то, что американский народ вышел из баптисткой общины, а мы - по сути из языческих родов и племен. Ну на худой конец, из военно-политического союза племен, объединенных лишь языком. После того, как казахи стали оседлыми, кстати, с этим языком все тоже стало как-то зыбковато. Китайская пословица гласит: "Никогда не станет настоящим монахом тот, кто вступил на монашеский путь в зрелом возрасте". У нашей страны были советскими и детство, и отрочество, и юность. Тогда о какой идеологии в сане государственной религии может идти речь? Сорока лет не прошло, чтобы...и выйти из пустыни и выработать национальную идею...

- Политическая идеология создается субъектами политического процесса, применяется ими, проявляется в их деятельности.То есть политическая идеология - неотъемлемый компонент любого современного общества и государства, так как она возникает и существует там и тогда, где и когда появляются политический процесс и его субъекты. Иными словами, она будет существовать до тех пор, пока будут иметь место политика и политический процесс как неотъемлемые компоненты общественного бытия. Исходя из специфики отечественного политического процесса, в нашем обществе наличествует политическая идеология?

- Хотелось бы извернуться в стиле: "При наличии отсутствия не стоит отрицать и присутствия наличия..." и так далее. Такова наша сегодняшняя словесная эквилибристика, таковы и наши прогнозы соответствия политическим стандартам: базис и надстройка в наличии, задачи поставлены и цели ясны, а счастье народное - идея. Как и идеализм, идеология, идеал - все слова одного корня. Только вот... корневого значения устремлений мы так и не нашли. Существует такое понятие - возвращение к корням. Но как понимать это - фигурально или реально? "Реально" это сделать проблематично, несмотря на попытки апологетов "казахскости" во всем - мало кто возвращается в степь и своими примером вдохновляет общество. С другой стороны, ты сам не раз слышал о такой любопытной идее, как то: если хочешь остаться (или вновь стать?) казахом, надо - именно! - вернуться в родные степи, отдав в аренду города оседлым нациям. Только тогда и сохраним идентичность. Чему? Пусть каждый ответит на этот вопрос сам - возможно, на этом стыке и родится в нашем обществе политическая идеология. В общем, поистине все становится зыбким в этом качающемя мире, как только начинается разговор "за идеологию"…

Вопросы задавал

Кенже ТАТИЛЯ

Источник - camonitor.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1350896280


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх