В.Сажин: Исламские стражи: запоздалое раскаяние 00:00 27.10.2012
Корпус стражей исламской революции (КСИР) сожалеет, что поддерживал президента Махмуда Ахмадинежада в прошлом. Об этом заявил представитель верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи в КСИР Али Саиди Шахруди.
В последние дни из Ирана приходят все более и более сенсационные новости, касающиеся иранского президента. Еще не утих скандал вокруг унизительного для Ахмадинежада запрета министерства юстиции на его посещение тюрьмы "Эвин", а уже СМИ тиражируют не менее скандальное антипрезидентское заявление высокопоставленного "исламского комиссара" в мощнейшей элитной силовой структуре КСИР.
Ставленник верховного лидера Али Саиди Шахруди признал, что поддерживал Ахмадинежада в прошлом, но у КСИР не было точного знания и понимания, что у президента на уме, что он хочет делать в будущем и чем все это обернется. "Ахмадинежад, возможно, был героем, - отметил Али Саиди, - но он вел себя так, что люди, которые были на его стороне, перешли на сторону оппозиции".
Нет сомнений, что у нынешней кампании против Ахмадинежада глубокие корни. Выходец из КСИР, Ахмадинежад до последнего времени постоянно ощущал поддержку родной ему организации. В ответ президент делал все возможное, чтобы КСИР – эта военно-репрессивная структура, в состав которой входят войска всех видов и родов, "народное" ополчение "басидж" и пресловутые разведывательно-диверсионные силы "Кодс", - обрел финансово-экономическую силу, превратившись в одного из ведущих монополистов страны. Сейчас КСИР контролирует военную промышленность, в т.ч. и ракетостроение, ядерную сферу и многие финансовые потоки.
С помощью КСИР Ахмадинежад сформировал новую команду молодых руководителей, объективно противостоящих "старым революционерам в чалмах" – консерваторам, удерживающим в своих руках не только политическую, но экономическую и финансовую власти.
Почувствовав силу, но испытывая дефицит власти, в конце 2010 - начале 2011 гг. президент Ахмадинежад пошел ва-банк, смещая со своих постов неугодных ему министров, заменяя их своими людьми. Его кадровая атака натолкнулась на мощное сопротивление исламских консерваторов.
В ответ, в мае 2011 г., Ахмадинежад объявил своеобразную забастовку - 10 дней не появляясь в правительстве. Он явно рассчитывал на поддержку КСИР. Стали поговаривать о "ксировском перевороте". Но военно-политическое руководство КСИР было не готово встать на сторону Ахмадинежада в споре с консерваторами, за которыми стоял верховный лидер. Звезда президента стала угасать. Не желая политического кризиса в верхних эшелонах власти и стремясь к стабильности, аятолла Хаменеи "загнал проблему под ковер".
В настоящее время, накануне развертывания предвыборной президентской кампании, проблема Ахмадинежада вышла на простор. И становится ясно, что вопрос стоит не просто о недопонимании между ветвями власти, а гораздо серьезнее.
Политолог, востоковед Елена Дунаева высказала свое мнение по этому поводу:
"Обострение политической борьбы между элитами, которая выражается в противостоянии, в конфликте между сторонниками президента и традиционными консерваторами, усугубляется".
Соперники надеются, что с избранием нового президента удастся разрешить основные противоречия, раздирающие и общество, и власть, и каким-то образом нормализовать ситуацию. Но, по-видимому, корни этого конфликта намного глубже. И здесь уже можно ставить вопрос о необходимости глубоких радикальных реформ в самой политической структуре Исламской Республики Иран.
Итак, по президенту Ахмадинежаду нанесен еще один удар. Теперь со стороны его могучих бывших соратников, которые якобы прозрели и осознали, что президент ошибался. Как говорится, "лучше поздно, чем никогда". Но все же лучше – раньше. И тогда, возможно, Исламская Республика не оказалась бы в такой сложной внутренней и внешней ситуации.
24.10.2012 Владимир Сажин
|