Ж.Куанышалин: "Казахстану как воздух необходима деколонизация!" 14:09 04.11.2012
Жасарал Куанышалин: "Казахстану как воздух необходима деколонизация!"
Сегодня мы завершаем начатую в прошлом номере публикацию интервью с Жасаралом Куанышалиным, которого можно назвать одним из наиболее последовательных представителей национально-патриотического движения. Если в первой части он затронул, главным образом, культурные аспекты идеологии, то во второй речь преимущественно пойдет об общественно-политических.
О "безнравственном" кинематографе
- Кино – это важнейший сегмент идеологии. Наше кино после многих лет упадка, кажется, начинает оживать, но при этом есть дефицит хороших сценариев. Не является ли это проявлением казахского традиционализма, когда происходящему на экране дается категорическая оценка: "Бiзде бундай болган емес!". Приходилось ли вам слышать такое? И как объединить в единой идеологии миллионы казахских микрокосмосов?
- Наверное, нет ничего удивительного в том, что "сколько людей, столько и мнений". Я тоже имею свой личный взгляд на сегодняшнее состояние нашего кинематографа. При этом вполне может оказаться так, что я тоже отношусь к числу казахских "традиционалистов". К тому же мой личный "традиционализм" может оказаться "усугубленным" еще и такими обстоятельствами, как мой возраст ("пайгамбар жасы"), моя вера (мусульманин) и мои уже достаточно давно сформировавшиеся мировоззрение, жизненная позиция и т.д.
Так вот, исходя из всего этого, я резко отрицательно отношусь ко всяким "новаторствам" режиссеров типа Ермека Турсунова. И вообще мне кажется, что каждый гражданин Казахстана, кем бы он ни был по национальности, профессии, социальному положению и т.д., и какой бы он ни был "продвинутой личностью", просто обязан считаться с обычаями, традициями, менталитетом и психологией коренных жителей страны и государствообразующей нации – казахов, которые в подавляющем большинстве своем исповедуют ислам. Поэтому критика в адрес автора "Келин" мне совсем даже не показалась "огульной".
Помимо всего прочего, скромность и целомудрие – не самые худшие из всех человеческих качеств, кои старшему поколению следовало бы оставить после себя потомкам. Наверное, именно поэтому я испытал настоящий шок и от поведения одной моей ровесницы-журналистки, когда она не так давно решила "блеснуть" в интернете… обнаженным телом. Может быть, это и личное дело той женщины, да только как-то не по себе становится от такой ее манеры "распоряжаться" своим телом…
А из кинопроизведений последнего времени мне во многих отношениях понравился фильм "Жаужурек мын бала", после просмотра которого подумалось: "было бы неплохо, если бы он стал началом нового подъема казахского кинематографа во всех его жанрах"…
Ну и, наконец, я думаю, нет никакой нужды "объединять в единой идеологии миллионы казахских микрокосмосов" на ниве кинематографии. Да и невозможно это, поскольку "на вкус и цвет товарищей нет". Пусть каждый смотрит тот фильм, который считает нужным смотреть. Не забывая при этом о морали и нравственности.
Казахстан и "конец истории"…
- Помните знаменитую формулу Ф.Фукуямы о конце истории? Однако спустя всего лишь десять лет Д.Белл выдвинул тезис о возобновлении истории как процесса. Какой из этих тезисов более актуален для нашего общества? Или, быть может, мы в этом плане как бы "вне истории"?
- Я, безусловно, солидарен с Фукуямой. Тем более что мне тоже приходилось уже не раз высказываться примерно в том же духе. Например, еще в мае 1998-го в своей статье по поводу шовинистической публикации одного из наших сограждан я писал: "Разумеется, нет никакой нужды доказывать любому здравомыслящему и непредвзятому человеку, что по сравнению с безудержной потребительски-затратной западной "цивилизацией", поклоняющейся "золотому тельцу", материальная и духовная культура, быт и мировоззрение кочевников в плане гармонии с предписанными Аллахом законами природы куда более гуманны. Но откуда это понять слепым от сатанинских шор расистам, имеющим в виду под "цивилизацией" элементарную жажду наживы?.. Ну как им осознать, что человечество оказалось нынче перед лицом экономической, социальной, экологической и духовной катастрофы "благодаря" именно тому, что власть над миром забрала вот эта самая, пожирающая саму себя "цивилизация"!.."
Конечно, в подтверждение сказанного можно было бы привести множество цифр и фактов – например, о том, что считанное число "великих держав", "жирующих" за счет других землян, в материальном плане буквально обирает весь мир, обрекая множество стран-"изгоев" на нищенское существование.
- Вы как политик-государственник можете хотя бы в общих чертах сформулировать идеологические принципы построения современного государства под названием Казахстан?
- Казахстан был и продолжает, увы, до сих пор оставаться колонией. Такое мое мнение, несомненно, удивит многих. Как это так, мол, если наша страна уже более двадцати лет является независимым государством? Так-то оно так, да не совсем так. В силу того прискорбного обстоятельства, что в декабре 1991 года власть республики провозгласила независимость Казахстана, но "забыла" – как это обязана делать власть бывшей колонии – разработать, утвердить и осуществить на практике программу деколонизации нашей страны.
Следствием этого явилось то, что и должно было случиться: за прошедшие два десятилетия, несмотря на произошедшие за это время серьезные изменения к лучшему, и прежде всего в демографической ситуации (в колониальные времена именно она путем искусственных голодоморов, загубивших миллионы казахов, и массовых переселений в республику миллионов неказахов была доведена Кремлем до катастрофической для коренных жителей ситуации), положение казахов не только не улучшилось, но и значительно ухудшилось.
Горстка власть имущих и их сатрапов безбожно обогащается за счет массового обнищания именно казахов.
В итоге мы вместо деколонизации имеем сегодня НЕОКОЛОНИАЛИЗМ во всей его уродливой "красе". Особенно же ужасным его лик предстал перед всем миром 16 декабря 2011 года, когда были расстреляны в г.Жанаозене забастовщики. Поэтому я считаю, что нашей стране сегодня как воздух необходима программа деколонизации.
Но вот с силами, которые способны де-факто осуществить деколонизацию, к сожалению, большая загвоздка.
Где выход? Я знаю, где, но пока не стану об этом говорить – во избежание выдачи секрета противникам деколонизации. Имея в виду, что в каждой шутке есть доля правды.
Кстати, тем, кто в силу своего неистребимо (атавистски) совкового мышления до сих пор в ужасе шарахается от одних только слов "нация", "национализм", "колониализм", "деколонизация", спешу сообщить, что эти слова вовсе не казахи придумали и что во всем мире они являются такими же нормальными словами, как, скажем, "демократия. Более того, даже в бывшем СССР, к примеру, слово "национализм" первоначально вовсе не являлось ругательным и карательным, как это случилось позже. К примеру, когда в 1922 году отмечалось 50-летие Ахмета Байтурсынова, в своей официальной статье по этому случаю председатель Совета народных комиссаров республики Сакен Сейфуллин назвал его, хотите – верьте, хотите – проверьте, "нагыз ултшыл", т.е. "настоящим националистом"…
Безыдейность – это путь в никуда
- В массовом сознании нашего общества очень прочно сидит идея социальной справедливости. У нашей власти и аффилированных с ней идеологов есть что противопоставить этой идее? Ведь уже более чем очевидно, что власти и ее представителям верят все меньше и меньше…
- Если точнее, то сейчас (после жанаозенской трагедии) люди окончательно перестали верить. Зато они не сомневаются в том, что вместо нее можно запросто получить пулю в лоб. А это сейчас действительно является чуть ли не единственной мерой, которую режим может с легкостью противопоставить требованиям трудящихся о социальной справедливости.
- Образно говоря, наше общество находится в некоем идеологическом тумане. Одни утверждают, что будущее за казахской и исламской парадигмой. Другие ратуют за продолжение либеральной модернизации, хотя в ее состоятельности есть сильные сомнения. Власть же упорно продвигает интеграционные проекты. А народ в глубинке живет своей жизнью: работы нет, на улицах грязь, дороги разбиты, дома в руинах. Где выход?
- А в сегодняшнем Казахстане, страдающем одновременно неоколониализмом в запущенном состоянии, коррупцией на последней стадии и другими страшными недугами, иначе и быть не может. В этой связи напрашивается еще одна, порожденная данным обстоятельством, образная картина: государство без идеологии – это корабль без компаса, который вслепую блуждает по океанским просторам. А Казахстан, поскольку он не имеет своей идеологии, как раз и является этим кораблем-призраком. Нельзя же считать за идеологию лозунг "Обогащайся, кто как может!".
Однако, как известно, свято место пусто не бывает. А потому немудрено, что место должной быть государственной идеологии займут и уже начинают занимать другие идеологии, включая псевдоказахскую в виде пещерного национализма (вспомните "яйцеметателей" с их безобразным нападением на В.Козлова и прочие опасные выходки подобных "деятелей") и псевдоисламскую в виде ваххабизма-салафизма. Почему я так говорю? Да потому, что здоровая казахская или здоровая исламская идеологии сами по себе как таковые не могут нанести вреда нашей республике – Стране Казахов и Мусульманской Стране. Не по Конституции, разумеется, а по своей истории и по определению.
Ведь было бы смешно говорить, к примеру, об угрозе Англии со стороны… английской и протестантской идеологий. Там тоже, думаю, это не прописано в Конституции, но так есть в реальной жизни этой страны. И даже в федеративной России Путин с Медведевым не стесняются провозглашать русскую и православную идеологии в качестве ведущих для данного государства, называя себя "умеренными националистами".
И так во всех национальных государствах, каковыми является подавляющее большинство государств на планете. За исключением только "эмигрантских" типа США, Бразилии, Канады, Австралии и т.д., которые созданы колонизаторами из Европы фактически на костях истребленных ими коренных жителей – аборигенов. Но даже в них де-факто обязательно доминируют англоязычные, испаноязычные, франкоязычные и прочие со своим католицизмом, протестантством, лютеранством или другими религиями.
А это значит, что наибольшая угроза национальной безопасности, территориальной целостности и в целом государственной независимости Казахстана исходит в первую очередь от "безыдейности". И это все больше и больше осознают не только политики и общественные деятели, но и простой народ.
А выход? Он там же, где выход из лабиринтов дьявола, с разглашением коего я пока решил повременить…
Вопросы задавал
Кенже ТАТИЛЯ
02.11.2012
|