Ж.Игошина: Политический кризис в Кувейте. Шейх ас-Сабах стал жертвой... 00:16 09.11.2012
О политическом кризисе в Кувейте
Все более тревожные обороты набирает ситуация в Кувейте в преддверии парламентских выборов, назначенных на 1 декабря с.г. Арабские и западные СМИ наперебой сообщают о приходе "арабской весны" в Кувейт и о начале "второго Бахрейна". Однако было бы ошибочно полагать, что лихорадка "арабской весны" дошла до Кувейта только сейчас, поскольку протесты уже около года сотрясают эмират.
Так, 18 января 2011 г. по случаю 50-й годовщины независимости Кувейта от Великобритании и в честь 20-й годовщины окончания иракской оккупации эмир страны шейх Сабах аль-Ахмад ас-Сабах подписал указ о даровании каждому из его подданных единоразово около $4000 и права на бесплатные продукты питания в течение одного года.
Подобную щедрость и международные аналитики, и сами кувейтцы небезосновательно сочли попыткой осторожного монарха купить лояльность граждан своеобразной, хотя и дорогостоящей, но примитивной профилактикой "вируса арабской весны".
Подарок монарха, между тем, привел к волне протестов как раз со стороны наименее лояльных жителей Кувейта, бесправных бидунов, не имеющих гражданства, на которых щедрость эмира не распространилась. Это спровоцировало кувейтцев без гражданства выйти на улицы с требованием устранить давнее социальное неравенство. В пригородах Эль-Кувейта и в городе Эль-Джахра в январе 2011 г. несогласованные с местными властями демонстрации, в которых приняли участие преимущественно бидуны, были разогнаны силами полиции.
Массовые выступления кувейтцев продолжились летом 2011 г. и достигли своего пика к осени, когда в октябре бастовали сотрудники нефтяной промышленности и таможенные служащие страны. Протестующие пытались штурмовать дом премьер-министра Кувейта шейха Насера Мухаммада аль-Ахмада ас-Сабаха, а на главной площади страны Эрада – аналоге каирской Тахрир – начал возводиться палаточный городок.
16 ноября 2011 г. протестующие, не встретив сопротивления со стороны сил полиции, штурмовали и захватили расположенное на площади Эрада здание Национальной Ассамблеи, в очередной раз призвав премьер-министра сложить полномочия.
В ответ шейх Насер ас-Сабах осудил действия манифестантов, два десятка активистов было арестовано, что, разумеется, еще больше осложнило взаимоотношения власти и оппозиции, привело к долгому пикетированию здания Министерства юстиции и требованию освобождения арестованных.
Действия протестующих привели к тому, что 28 ноября 2011 г. эмир Кувейта принял отставку премьер-министра страны. Безусловно, этот шаг был вызван желанием погасить волнения в стране, и в этом смысле шейх Насер ас-Сабах стал жертвой, принесенной оппозиции с целью смягчения ее риторики.
Следующей значительной уступкой протестующим стал роспуск 6 декабря парламента страны. Но вместе с тем катарский телевизионный канал "Аль-Джазира", освещавший события в Кувейте, был обвинен Министерством информации страны во вмешательстве в ее внутренние дела. Представительство "Аль-Джазиры" в Кувейте было закрыто, что, в свою очередь, еще больше подогрело протестные настроения.
Правитель Кувейта не стал обещать проведения демократических реформ, которых требовали оппозиционеры, он четко указал на виновных в политическом кризисе – на премьер-министра страны и парламент.
Однако жертва, предложенная властью, не была воспринята обществом, тем более что новый премьер-министр страны Джабер аль-Мубарак аль-Хамад ас-Сабах не стал проводить перестановок в правительстве, оставив министров на своих постах, что не могло удовлетворить оппозицию, обвинявшую исполнительную власть в коррупции.
Внеочередные выборы высшего законодательного органа страны, проведенные 2 февраля 2012 г., привели к победе оппозиционных сил. Из 50 членов Национальной Ассамблеи, избираемых путем прямого голосования по мажоритарной системе, 34 места досталось исламистам суннитского толка, "Блоку народного действия" во главе с бывшим спикером Ахмедом ас-Саадуном, "Исламскому салафитскому альянсу" и "Исламскому конституциональному движению" ("Хадас").
Создав большинство в Национальной Ассамблее, оппозиция получила возможность уже с парламентской трибуны призывать к скорейшему решению проблем, беспокоящих общество, а именно: к искоренению коррупции в верхушке власти, отстранению правящей династии ас-Сабах от рычагов управления страной путем изменения политического строя в стране и введения парламентской формы правления, при которой глава правительства не назначался бы эмиром, а избирался парламентом.
Когда стало ясно, что уступки эмира не получают отклика со стороны обретшей власть оппозиции и ослабляют политические позиции кувейтского монарха, им было инициировано обращение в Конституционный суд страны с целью изучения вопроса о законности решения о роспуске предыдущего парламента.
20 июня Конституционный суд Кувейта принял решение, согласно которому Национальная Ассамблея предыдущего созыва была распущена неконституционно, а, значит, результаты парламентских выборов от февраля 2012 г. подлежат аннулированию, а прежний парламент – восстановлению, "как если бы не был распущен".
Спустя три месяца после оглашения решения суда эмир Кувейта своим декретом восстановил работу парламента созыва 2009 г. Правительство страны инициировало также внесение изменений в избирательную систему страны, которые, как заявил эмир, должны устранить существующие недостатки системы.
Таким образом, эмир Кувейта "отыграл ситуацию обратно", лишив полномочий радикально настроенный оппозиционный парламент и восстановив его былой лояльный состав.
В конце октября и в ноябре с.г. по стране прокатилась новая серия протестов. 15 октября один из популярных лидеров оппозиции, бывший член Национальной Ассамблеи от "Блока народного действия" Мусаллям аль-Баррак выступил перед собравшимися на площади Эрада с беспрецедентной для Кувейта критикой эмира: "Мы не позволим Вам, Ваше Величество, ввергнуть страну в бездну автократии… мы не боимся Ваших тюрем и дубинок…".
После этого выступления Мусаллям аль-Баррак был арестован, и после 4-дневного задержания был выпущен под залог. Последние крупные митинги, прошедшие в столице Кувейта, были разогнаны силами полиции, в т.ч. с помощью слезоточивого газа. Противостояние оппозиционных сил и правительства не обходится и без элементов пропаганды. Так, в арабских СМИ получила широкую огласку информация о том, что якобы иорданские войска были переброшены в Кувейт для оказания поддержки местным полицейским в разгоне демонстраций. Разумеется, эта информация была немедленно опровергнута Иорданией и в будущем не подтвердилась.
Пока революционные настроения всерьез затронули лишь две монархии Персидского залива – Бахрейн и Кувейт. Но если в Бахрейне власти не вступали в переговоры с оппозицией, предпочтя сразу подавить протестные настроения, применяя во время разгона демонстраций автотехнику, спецсредства и даже стрелковое оружие, то эмир Кувейта решил избрать т.н. "мягкий" путь, пытаясь раньше других арабских правителей найти дипломатический подход к своим подданным. Но тем самым эмир лишь усилил оппозиционные настроения в стране, политическая ситуация в которой остается в данный момент весьма напряженной.
Хотя слухи об иорданских солдатах в Кувейте так и остались слухами, но очевидно одно: падение любой из монархий Персидского залива, даже столь небольшого королевства как Бахрейн, может вызвать лавину обрушений правящих семей во всем регионе. Все правящие династии это прекрасно понимают, а потому, вероятно, будут содействовать нейтрализации оппозиционных сил в Кувейте.
Жанна Игошина, кандидат политических наук, преподаватель кафедры международных отношений Института социальных наук Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
9.11.2012
|