О.Жаворонкова: Осядут ли США в Центральной Азии после ухода из Афганистана? 09:54 09.11.2012
Барак Обама переизбран президентом США, и теперь, после сложной предвыборной кампании, американское общество переходит к новому периоду - ожиданию выполнения данных обещаний. Обещания кандидатов на пост хозяина Белого дома зачастую становятся главным двигателем на пути к победе на выборах. Обещания, данные Обамой в этой раз, были связаны не только с внутренними проблемами США, но внешней политикой. И один из важнейших в этой области - вопрос вывода войск из Афганистана. Проблема Афганистана наряду с рядом других факторов значительно увеличивает значение Центральноазиатского региона для Вашингтона. Продолжительная антитеррористическая операция коалиционных сил в Афганистане потребовала переброски значительных объемов военной техники на территорию этой страны, и сейчас, в рамках выполнения своих обещаний, Обама должен решить ее судьбу.
Один из основных вопросов сегодня - останутся ли США в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана, и какое место новый старый президент США отведет сотрудничеству с пятью странами региона. Очевидно, что Белый дом останется заинтересованным в сохранении своего влияния на этот регион, и этому есть ряд причин. Один из главных конкурентов США в регионе - Россия, и Вашингтону крайне невыгодно добровольно уходить отсюда, оставив за Москвой право единолично контролировать страны Центральной Азии, размещать здесь свое вооружение, как можно видеть на примере Таджикистана и Кыргызстана. В обеих странах сегодня присутствует значительный российский военный контингент, и Москва уже договорилась с Душанбе и Бишкеком о продлении своего присутствия там.
Кроме того, Белый дом вряд ли захочет полностью уйти из Афганистана, а затем и из Центральной Азии, учитывая ее соседство с еще одним мировым гигантом - Китаем, который не меньше, чем Россия заинтересован в центральноазиатской интеграции. Однако в отличие от Москвы Пекин более привержен использовать экономические меры для расширении сферы своего влияния. Через Центральную Азию, кроме всего прочего, проходит один из самых крупных маршрутов наркотрафика. Оставлять вопрос борьбы с незаконным оборотом наркотиков без контроля для США было бы крайне странным. Обаме будет крайне невыгодно, в том числе с финансовой точки зрения, возвращать военные технику и вооружения из Афганистана в США. Удобней хотя бы частично его распродать "на месте" или " по пути", либо "законсервировать" на будущее в одной из стран региона. Определяющей в этом вопросе может стать позиция самих центральноазиатских стран.
Обаме, возможно, будет достаточно сложно найти себе однозначных союзников в регионе. Туркменистан вряд ли согласиться вести какие-либо переговоры с США по вопросу транзита и базирования военной техники на своей территории. Кыргызстан и Таджикистан взаимовыгодно сотрудничают с Россией, которая, на сегодняшний день, способна дать этим двум государствам с большим количеством проблем намного больше, чем могут предложить США. Ни Душанбе, ни Бишкек не пойдут навстречу Вашингтону в ущерб Москве, которая будет против подобного поворота событий. Казахстан разве что может предоставить США транзитный коридор, наряду с уже имеющимися возможностями для транспортировки невоенных грузов в и из Афганистана. Астана всегда отличалась теплыми отношениями с Москвой, с которой связана интеграционными объединениями. Кроме того, она не очень-то и нуждается в том, что могли бы предложить Штаты в обмен на благосклонность Казахстана в этом вопросе.
Возможно, президенту США удастся договориться с Узбекистаном, который сейчас переживает не лучший период своего сотрудничества с Россией, однако о чем точно, пока сложно предположить. Наблюдателям остается ждать, когда новоизбранный президент США оправится от тяжелой предвыборной гонки и снова вернется к решению важных внешнеполитических вопросов.
8 ноября 2012 года,
Ольга Жаворонкова
|