К.Козлов: А руки-то помнят. Казахстанское народное искусство выходит из упадка 17:05 09.11.2012
В век инноваций и научно-технической революции, кажется, уже не остается места традиционному искусству, идущему из глубины веков. Многие уже спешат определить ему место в музеях.
Однако последние тенденции, напротив, говорят, что именно древнее народное искусство сегодня становится вновь востребованным по причине своей аутентичности, что ценится в мире.
Вообще, в традиционных видах искусства, и не только, в последнее время наблюдаются противоречивые тенденции. К примеру, еще пару лет назад казахская национальная борьба казакша-курес оставалась в тени других восточных единоборств, а ее продвижением занимались лишь энтузиасты. Сегодня тема поддержки казакша-курес поднимается даже на государственном уровне.
О проблеме выживания традиционного искусства речь шла и на II Международном фестивале традиционного кукольного искусства "Ортеке-2012". К слову, сегодня далеко не все знают, что такое казахское национальное искусство ортеке. Выглядит оно как кукла-марионетка, прикрепленная на нити к руке домбриста, выполняющая ритмичные движения в такт музыке. Это синтетическое искусство, подразумевающее ручное изготовление куклы, домбры и барабана-дауылпаза, который также используется в представлении.
– Когда-то искусство было очень развито, но потом оказалось забытым. Да и на нашем фестивале кукольного искусства, который мы проводили два года назад, у нас было лишь десять участников, представляющих ортеке. Сегодня их число возросло уже до сорока – тенденция, как видите, налицо, – рассказывает директор Казахского государственного театра кукол Мадениет Юсупов.
Это искусство по-прежнему существует в народе, но, к сожалению, его не всегда помнят даже устроители официальных мероприятий, на которых экспонируется казахская национальная культура. Домбристов, кюйши, кобызистов, мастеров ковроткачества и исполнителей народных танцев как визитную карточку казахского искусства знают многие. А вот ортеке вспоминают далеко не всегда. И несмотря на то что искусство никогда не было крамольным или запретным, почему-то именно оно осталось на задворках.
Так, в рамках Международного фестиваля традиционного кукольного искусства сохранению ортеке была посвящена целая конференция. Об этом мало кто говорит, но в настоящее время казахстанскими деятелями культуры поднимается вопрос о том, чтобы ЮНЕСКО признало ортеке нематериальной ценностью человечества. Ведь это комплексная культура, которая представляет собой целый ансамбль сопредельных искусств, что является большой редкостью.
Фестиваль ценен еще и тем, что помимо своей "ярмарочной" части на нем довольно интересно проходят и мастер-классы. Ведь известно, что каждый кукольник хранит свои уникальные секреты изготовления. А на фестиваль приехали мастера из разных государств и представляют самые разные традиции, начиная от русской классической куклы Петрушки до турецкой Карагоз.
Мадениет Юсупов уверен, что в будущем у ортеке есть шанс превратиться в модный вид искусства. Пока же об этом виде древнего казахского творчества слишкам мало кто знает, и как результат – оно слабо "раскручено". А как известно, хорошо разрекламированный продукт почти всегда становится известным и востребованным.
Константин КОЗЛОВ, Алматы
|