"Оплакивание Христа". Картина Веронезе из Ташкента: подлинник или "утка"? 19:39 28.11.2012
Государственный музей искусств Узбекистана вчера в Ташкенте представил публике картину "Оплакивание Христа". Местный реставратор Дильшод Азизов убеждал собравшихся в том, что перед ними подлинник итальянского мастера XVI века Паоло Веронезе.
По его словам, он два года изучал все, что связано с ее историей, просвечивал картину ультрафиолетовыми, ультракрасными и рентгеновскими лучами и считает, что шедевр написан самим Веронезе между 1580 - 1588 годами.
Хотя прежде картина хранилась в запаснике, на четвертом эатже музея, как полотно неизвестного автора.
Картина в Ташкенте появилась в 1880 году благодаря Великому князю Николаю Константиновичу Романову, сосланному за свои "художества" и любовные похождения в Туркестан. Тот купил полотно во время своей поездки в Италию. Снимок картины был опубликован в "Туркестанских Ведомостях" №26 от 1888 года с подписью "Паоло Веронезе - "Оплакивание Христа".
Николай Константинович, незадолго до своей таинственной смерти, в 12 декабре 1917 года завещал картину Ташкентскому университету. В 1920 году на его базе открылась коллекция, которая обрела статус Центрального художественного музея, а в 1935 году – статус Музея искусств Узбекистана.
Картину уже реставрировал в 30-е годы Дмитрий Богословский. И он к выводам о подлинности полотна не пришел.
Остаются вопросы и сегодня. Отчего, например, узбекский реставратор не привлек к экспертизе зарубежных специалистов. Скажем, итальянских или российских?
Например, Ксавье Саломон, заведующий коллекцией европейской живописи Метрополитен-музея в Нью-Йорке, считает: картина из Ташкента не похожа на оригинальную работу Веронезе, скорее всего ее нарисовал другой художник венецианской школы в XVI-XVII веках.
Впрочем, наберемся терпения. Документы о проведенной в Узбекистане работе уже отправлены международным экспертам. И тогда станет ясно: или это Веронезе, или это "утка"
28.11.2012
|