КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 18.12.2012
22:27  Аль-Барадеи: "Эти ребята - бандиты". Для египетской оппозиции это критический момент, - Foreign Policy
21:54  Муфтият Кыргызстана подал в суд на налоговую службу
21:36  В.Панов: Обамовы слезы. Американцы боятся сами себя
21:26  Новый эзотерический роман "Всевластие пути" Карины Сарсеновой (презентация 20/12 в Алматы)
21:23  В.Катасонов: Золото и "конец света"
19:40  Тысячи жителей Семея, Алматы и Карагандинской области остались без света и тепла в лютый мороз. Зато у акима Есимова вся жопа в орденах...
19:39  МИД Казахстана: "СМИ исказили слова Мусабаева об аренде Байконура"

19:36  Р.Абдулло: Таджикистан и внешний мир - экономическое сотрудничество.
18:06  К.Мамыркулова: Россия для кыргызов – мать родная или мачеха?
18:02  "Алиби": Чтоб узбекам мало не казалось. В Узгене кыр-властями водружен 2-й памятник Манасу
18:00  "АУ": Узбекистан против установления Кыргызстаном пограничных ограждений в Баткене
14:38  Снегопад спровоцировал "конец света" в отдельно взятом Бальджуванском районе Таджикистана
13:10  В годовщину "арабской весны" тунисского президента Марзуки закидали камнями
13:07  Ученый муж. Президент Рахмон стал Почетным доктором турецкого университета Мавлоно
12:21  Широко живут... Работающие в казахстанском Приаралье нефтекомпании покупают соль и песок... в Европе и Китае
12:03  "РБК": Снова в рост! Китайская экономика обрадовала инвесторов
11:04  В Кара-Балте задержан контролер Погранвойск Киргизии с 21 кг гашиша
10:54  Сынару Алымкулова: Кыпчаки в составе китайских кыргызов
10:50  Радио Озоди: Нужен ли Новый Год ЦентрАзии?
10:44  В.Панфилова: Лавров надавит на болевые точки Каримова. Москва пытается удержать Ташкент в своем интеграционном поле
10:34  Минобраз Таджикистана: "Мы не ограничиваем обучение на узбекском языке"
10:30  Х.Нишанов: Лидерство в ЦА. Узбекистан или Казахстан?
10:26  Саперы Минобороны КР произвели 8 взрывов для устранения ледовых заторов в... Бишкеке
10:23  "Голос Америки": США призвали сирийских боевиков отпустить украинскую заложницу-журналистку Кочневу
10:20  Турция обещает вложить в экономику Рахмона еще $122 млн.
10:18  В Казахстане запущен сайт по вопросам вступления республики в ВТО - wto.kz
10:11  С.Хазов: Новые кочевники. От чего бегут оседлые таджики
10:09  "Къ": Схемы во всесоюзном масштабе. Фиктивные поставки распространились по всему Таможенному союзу
10:03  Президент Атамбаев сбежал из холодного Бишкека в Москву на конференцию "Эпос "Манас" - памятник мировой эпической культуры"
10:01  "Вопрос с поставками газа в Кыргызстан будет отрегулирован в течение недели, но проблема останется", – кырпремьер Сатыбалдиев бодрит народ
09:48  Россия поставит Кыргызстану 70 комбайнов и 600-1000 тракторов. Если Киргизия доживет до весны 2013...
09:43  "Der Spiegel": Сирия может применить химическое оружие в ближайшие часы
08:51  Е.Шестаков: Приедет ли Башар Асад на ПМЖ в Россию?
08:37  Китай пытается продать права на добычу нефти в Афганистане инвесторам из Таджикистана или Узбекистана
08:14  "Гундогар": Ашхабадская трагедия. Деко против Ниязова (К 10-летию "путча" Шихмурадова)
01:27  Г.Михайлов: В Киргизии наступил конец света и тепла
00:30  Казахстанка Гульнара Биржанова (фото) признана самой фотогеничной на "Мисс Туризм мира-2012"
00:29  Д.Цилюрик: Союзники бегут из Афганистана наперегонки
00:09  Ю.Тыссовский: Египет на грани катастрофы
00:07  В.Щелкалов: Сирия - последний звонок?
00:06  Д.Седов: Химическое оружие Сирии и игра краплеными картами
Понедельник, 17.12.2012
23:47  С.Никитин: "Аль-Каида" готова сменить цель с Сирии на США
21:40  Ливия стала более закрытой. В ряде районов страны введено военное положение
21:30  В 8 областях Казахстана из-за морозов закрыты дороги
19:21  И.Асдуллаев: Новый материализм. Философия не стоит на месте
12:55  С.Назаров: На тебе боже, что мне негоже... Сельское бес-хозяйство Таджикистана
12:53  М.Турсунзода: Дома душанбинцев начнут отапливать только с 25 декабря. Когда трубы лопнут?
12:52  Китай: Родители восьмерых близнецов приговорены к огромному штрафу – за лишних детей
12:47  К концу декабря будет представлена новая структура правительства Кыргызстана. Оркестр поменяет балалайки
12:35  "Власть": Тропою табака и нефти. "Арабская весна" и война в Сирии не потревожили бизнес контрабандистов
12:18  Отключенные от газоснабжения районы и предприятия севера Кыргызстана (список)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Сынару Алымкулова: Кыпчаки в составе китайских кыргызов
10:54 18.12.2012

Кыпчаки в составе китайских кыргызов

Данная статья была подготовлена в рамках международной научной конференции "Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения", посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата, прошедшей в г.Бишкек 15-16 ноября 2012г.

Китайские кыргызы имеют почти такой же этнический состав, как и кыргызы Кыргызстана. Отличительной чертой кыпчаков среди китайских кыргызов является то, что они называют себя кан-кыпчаки. Происхождение такого этнонима еще недостаточно исследовано учеными. В Кызыл-Сууйской автономной кыргызской области Синцзян-Уйгурского автономного района Китая есть два села: Бостон-Терек и Бору-Токой, жители которого до сего дня называют себя кан кыпчаками в составе китайских кыргызов. Их застал автор в составе Международной этнологической экспедиции 2005 г.

Кыргызы в основном расселены в Кызылсуйской автономной области Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также разрозненно в других областях Синьцзяна и уезде Фуюй провинции Хэйлунцзян.

Кыргызы, живущие на юге Синьцзяна, владеют также уйгурским языком, а проживающие в провинции Хэйлунцзян – китайским и монгольским языками.

Кыргызы имеют собственную письменность, в основе которой лежит арабская графика. Примечательным в отличие от кыргызов, проживающих в Кыргызстане, является четкое деление внутри китайских кыргызов на три части: одна часть называет себя алтайскими кыргызами и они являются коренными жителями Кызыл-Сууйской кыргызской автономной области Китая и сопредельных территорий, т.е. частью древнекыргызского массива, позднее оказавшегося разделенным границами разных государств. Вторая часть – это кыргызы, которые попали в Китай в результате бегства после поражения восстания 1916 г. Третья часть - это кыргызы, попавшие в Китай после подавления второй волны басмаческого движения. Кыргызы, входящие во вторую и третью части, составляют меньшинство по сравнению с первой.

К сожалению, история алтайской группировки кыргызов плохо документирована в письменных источниках. Сообщения о них в "Худуд ал-алам", "Зайн ал-ахбар" Гардизи, "Табаи ал-хайаван" Марвази, "Тарих-и Джахан гушай" Джувейни, "Сборнике летописей" Рашид ад-Дина, китайской хронике "Юань-ши", "Мукаддима-йи Зафар-нама" Шараф ад-Дина Али Иезди, "Мунтахаб ат-таварих-и Муини" Натанзи, а также в некоторых более поздних источниках носит фрагментарный и противоречивый характер. Только сопоставительный анализ сведений этих источников с материалами археологии, этнографии, кыргызского языка и фольклора позволят проследить отдельные этапы их политической и этнической истории.

Как показывает перекрестный анализ сведений "Табаи ал-хайаван" Марвэзи и "Тарих-и Джахангушай" Джувейни, в X-нач. XII в. кыргызы Алтая и Прииртышья распространяли свои кочевья до северных склонов Восточного Тянь-Шаня. Но в связи с движением киданей на запад и возникновением государства кара-китаев в Семиречье в первой половине XII в., кыргызы Алтая были отрезаны от Восточного Туркестана.

Реальная историческая ситуация, сложившаяся в Центральной Азии и Южной Сибири в предмонгольскую эпоху, заставила кыргызов Алтая и Прииртышья надолго лишиться возможности непосредственного выхода к рынкам городов Восточного Туркестана. Тяжелые материальные и людские потери, понесенные ими в ходе неудачных войн с кара-китаями и найманами, ухудшение хозяйственно-экономической жизни в результате нарушения торгово-экономических связей с оседло-земледельческими районами Восточного Туркестана способствовали ослаблению княжества Кыргыз на Алтае и Прииртышье, которое в начале XIII в., как и другие владения кыргызов Южной Сибири и Прибайкалья было покорено монголами.

Это частично подтверждается сообщением из сочинения "Мунтахаб ат-таварих-и Муини" Мусин ад-Дина Натанзи (XV в.) о том, что один из ханов восточной ветви потомков Джучи, правивших в низовьях Сыр-Дарьи, Мубарак-Ходжа в XIV в. был изгнан из своего ханства и блуждал два года и шесть месяцев в стране кыргызов и на Алтае. Комментируя это сообщение, В.В.Бартольд писал, что упоминание рядом со страной кыргызов об Алтае заставляет полагать, что речь идет об енисейских кыргызах. Теперь же сопоставление сообщения Махмуда ибн-Вали и Мусин ад-Дина Натанзи дает более твердое основание полагать, что на рубеже XIV-XV вв. значительная часть кыргызов, которую мы условно называем алтайскими, как и в IX-XI вв. [1, С. 219] населяла территорию горного Алтая и Прииртышья у восточной границы Дешт-и Кыпчака. По определению И.Шапова, границы обширной территории Ак-Орды на северо-востоке доходили до бассейна Иртыша, где они соприкасались с восточной частью улуса Чагатая, носившей в XIV-XV вв. название Моголистана.

В другом месте своего сочинения "Мунтахаб ат-таварих-и Муини, Натанзи рассказывая об обстоятельствах перераспределения границ Ак-Орды и Кок-Орды после междоусобной войны между Ногаем и Китаем, сообщает, что пределы Ак-Орды, доставшейся потомкам Ногая со стороны Улуг-хана, Сенгир-Агача и Кара-Тала достигли до Таласа. В.Ф.Минорский в своих комментариях к "Худуд ал-алам" горы Туласа сопоставил с горами Алтая, находящимися в районе истоков Иртыша, где они соединяются с возвышенностями, расположенными к западу от Иртыша. В этой связи следует также отметить, что в 1389 г. войска Тимура, преследуя Камар ад-дина, достигли реки Иртыш. Передовые отряды Тимура вслед за убегавшими врагами переправились через реку Иртыш на плотах и лодках и оставались на другом берегу несколько дней пока не убедились, что Камар ад-дин скрылся в области Тулас, в чьих лесах водится соболь и горностай.

Сопоставление вышеизложенных сообщений Махмуда ибн-Вали и Натанзи в свете указаний В.Ф.Минорского относительно локализации Туласа дает твердое основание полагать; на рубеже XIV-XV вв. кыргызские племена населяли обширную территорию, расположенную в Прииртышье и на Юго-Западном Алтае, которая непосредственно соприкасалась с пределами Ак-Орды и служила убежищем не только для шейбанидов, но и отдельных правителей монгольских племен [2].

Нет сомнения в том, что в этих источниках речь идет о кыргызских племенах, проживавших в северо-восточных районах Моголистана - в верховьях Иртыша и на Алтае. Известно, что в "Маджму ат-таварих" эти районы Моголистана называются Камал-и Джите, т.е. северный Моголистан, а его население именуется Алтай-могол, т.е. алтайскими моголами.

Как показывают сведения источников, пределы расселения кыргызских племен изменялись в зависимости от политической ситуации в регионе, в случаях возникновения опасности со стороны запада они быстро откочевывали в труднодоступные лесные районы Алтая и наоборот, когда создавалась более благоприятная обстановка, их кочевья достигали до озера Балхаш и Джунгарского Ала-Тау. В условиях подвижного кочевого хозяйства подобные явления были не исключением, а правилом. Поэтому установить строго фиксированные границы расселения кыргызских племен не представляется возможным.

В связи с проблемой локализации кыргызских племен в рассматриваемый период определенный интерес вызывают представления самого народа о своей прародине на Алтае и Прииртышье, которые нашли широкое отражение в исторических преданиях и в эпосе "Манас". Так, по преданиям, собранным среди кыргызов Тянь-Шаня в середине прошлого столетия Ч.Валихановым, Манас прежде кочевал на равнине около озера Кайсан и оставил свое имя в названии какого-то урочища. Исследователи отмечают, что к западу от Кизил-Чилика в Тарбагатае находился проход Манастан-асу, т.е. перевал Манаса. По другим преданиям, широко распространенным среди современных кыргызов Синьцзяна, легендарный предок кыргызов Кыргызбай в древности кочевал на западных отрогах Алтая на берегу большой реки Иртыш, откуда он впоследствии переселился на Тянь-Шань. В различных вариантах эпоса "Манас" Алтай и Прииртышье рассматриваются как прародина кыргызов, где родился сам герой Манас, который позже переселил свой народ на Ала-Тоо.

Как известно, у первобытных народов изменения племенной территории постепенно вело к изменениям в идеологии. Первоначально люди рассматривали свое новое местообитание как временное и локализовали свою "настоящую" племенную территорию там, где проходили пути их мифических предков. Они мечтали вернуться на родину и чувствовали свою духовную связь с ней, которые укреплялись мифологическими представлениями. Такая неизбывная мечта вернуться на старую родину отражена в одном из интереснейших эпизодов эпоса "Манас" - "Тризна по Кокетей-хану", записанном еще Ч.Валихановым. Там описывается тризна, посвященная годовщине смерти Кокетей-хана, которую киргизы устроили па своей прежней родине на берегу реки Черного Иртыша, куда были приглашены старые соседи кыргызских племен.

Все это свидетельствует о том, что предки современного киргизского народа генетически связаны прежде всего с теми кыргызскими племенами, которые как особая этническая общность сформировались в X-XI вв. в обширном регионе Алтая и Прииртышья в результате смещения пришлых кыргызских племен Енисея с тюркоязычным населением этих областей. Еще в середине XIX в. русские исследователи Ч.Валиханов и В.Радлов были в Текесе. Ч.Валиханов встречался с манапом Боромбаем. Последний имел большой авторитет в среде местных китайских чиновников и населения. Местные жители Или, когда заходит разговор о том, с каких пор они живут здесь, в один голос утверждают, что их предки давно освоили эту землю. Они выходили на джайлоо со своим скотом до берегов Иссык-Куля на западе и до Кенєса и Жылдыза – на востоке. Осенью и зимой спускались до нынешнего места жительства и Иссык-Куля. Кыргызы Илийской долины утверждают, что правая сторона р.Текес всегда заселялась кыргызами, где они держали свой скот, а левая сторона – заселялась казахами [3, С. 336]

Здесь имеются представители племен бугу, азык, саяк, кытай, сарыбагыш, солто, монолдор, саруу, кушчу, мундуз, адыгине, басыз, найман, тейит, кыпчак, дєєлєс и др.

В айыле Тоюн этого же района среди представителей крупных кыргызских племен – бугу, кытай, монолдор, черик, чон багыш, акчубак, ичкилик, келдибек наличествуют кыпчаки. Территория оодана Ак-Тоо, юго-запад Шинжана, где расположен высокогорный массив Памир, также была давно освоена кыргызами. Вопрос заселения кыргызами Памира, юго-западной части Шинжана вызывает до сих пор споры. Вероятно, какие-то небольшие группы древних кыргызов появились на этой территории в IX–XI вв. Первое появление кыпчакских племен в районе Кашгара относится к XI в., ибо один из населенных пунктов был назван "Кыпчак" [4,С. 176]

Однако как этнос, имеющий собственный язык и культуру, наконец, этническую самоидентификацию, эта небольшая группа древних кыргызов не сохранилась и ассимилировалась среди других местных этносов. Местные знатоки санжыра отмечают, что до их приезда горные и предгорные местности Памира в XVI–XVII вв. были заселены племенем или народностью канглы или канды и, соответственно, не было собственно кыргызов.

Информаторы, местные аксакалы из племени кыпчак, найман, тейит, кесек, кыдырша, а также других микроплемен, почти в один голос утверждают, что основная масса их предков прибыла в горные и предгорные районы Памира в пределах 300–350 лет тому назад. Значит, массовое освоение кыргызами Тенир-Тоо, Памира началось с конца XVI–XVII вв., о чем свидетельствуют собранные у информаторов материалы. Это подтверждают и исследования кыргызских ученых-востоковедов. Нынешнюю территорию Ак-Чий, то есть шло постоянное пополнение состава чериков из других регионов, прежде всего из северной части Ак-Чия.

Племя кушчу переселилось сюда, на нынешнюю территорию Ак-Чия, в частности, айыл Сапарбай, в то же время и по той же причине. Ибо часть кушчу также была против Ормон-хана. В районе Ак-Тоо насчитывается около 50 тыс. кыргызов, которые расселены в кыргызских селах Кызыл-Тоо, Ак-Талаа, Чарлун, Булун-Кєл, Можу, Жамал-Терек, Ой-так, Узмо-Терек, Кара-Кечик, Баарын, Пилал, Жулук-Башы и других мелких айылах. Следует отметить, что часть Памирских гор, в частности, северная их сторона в административном отношении входит в район Ак-Тоо Кызыл-Сууйской Кыргызской автономной области и, соответственно, кыргызское население, проживающее в нем, также относится к нему. Кыргызское население айылов Кызыл-Тоо, Чарлун, Булун-Кєл, Можу находится среди Памирских гор, поэтому они считаются памирскими кыргызами.

Население Жулук-Башы, Жаман-Суу, Жамал-Терека, Ойтака, Їзмє-Терека, Кара-Кечика, Баарына, Пилала и других мелких населенных пунктов района Ак-Тоо находится на равнине и Таримской низменности, близко к городам Кашгар и Артуш. Таким образом, часть кыргызов Ак-Тоо расселена и проживает на Памире, часть – вокруг г. Кашгара. Здесь в основном представлены ичкилики и кыпчаки. Так как задача состояла в этнологическом изучении кыргызов Шинжана, то горную часть оодана Ак-Тоо попытались проследить вкупе с кыргызами Памира; а тех, которые находятся на равнине, включили в группы кыргызов, проживающих вокруг г. Кашгар. Как выше упоминалось, в горной части района Ак-Тоо, среди Памирских гор расположены такие населенные пункты, как Кызыл-Тоо, Ак-Талаа, Булун-Кєл, Чарлун, Можу.

Кыргызский автономный айыл Кок-Жар и входящие в него мелкие айылы со своими жителями (Суу-Башы и др.), отдаленный айыл Бийик – в высокогорной местности в приграничном районе с Каргалыком, а также небольшая группа кыргызов в районном центре Ташкоргон [8, С. 268.]

После освобождения от джунгаров в XVIII в. кыргызы оказались в орбите борьбы между белыми и черными кожо – "Ак тоолуу" (кырг.), "ак таглык" (уйг.) и "каратоолуу" (кырг.), "кара таглык". Последние принесли большие беды и лишения шинжанским кыргызам. В середине XVIII в. (1755–1759 гг.) Цинская империя разгромила белых и черных кожо, кыргызы освободились из под их гнета, но оказались под властью Цинской империи.

Среди кыргызских племен Памира встречаются кыпчаки, которые относят себя к хан кыпчакам. Также среди кыргызских племен Хотана и Каргалыка наличествует группа ичкилик, имеющая в своем составе этнические группы бостон, кыдырша, тейит, найман, карасаадак, кошкулак, шааболот, кызыл аяк и среди них кыпчак. Сами себя местные кыргызы в Сары-Кыя Хотанской области и в Кулан-Аргы, называют "курама журт". Кыпчаки есть и в составе кыргызских племен Улуу-Чатского района Синьцзян-Уйгурской автономной области. Они относят себя к сол канат – левому крылу, он канат - правому крылу и группе ичкилик, которая представлена здесь только кыпчаками. Если отец уйгур, а мать кыргызка, то их детей в народе традиционно называют "кыргыз-кыпчак", а если отец кыргыз, а мать уйгурка, то их детей называют "уйгур кыпчак".

Как отсюда видно, определяющим этническим признаком, определителем или, можно сказать, "критерием" является этничность матери. В их сознании имеется такой фактор, согласно которому, если мать - кыргызка, то воспитание ведется в кыргызском духе; соответственно, если мать уйгурка, то – в уйгурской традиции. Еще один фактор – у хотанских кыргызов присутствует сильное этническое самосознание – "кыпчак" в системе этнической идентификации кыргыз. То есть они считают себя кыргызами, но в то же время гордо причисляют себя к кыпчакам. Таким образом, у них как бы имеется двойственное этническое самосознание – "кыргыз" и "кыпчак". При этом, самоидентификация "кыргыз" главенствует, является первичной.

В селах Бостон-Терек, Бору-Токой, можно видеть такую же картину, как и в Куэн-Луне. Здесь представители крупного племени жоош причисляют себя к хан кыпчакам [5,с.5-18].

Исследователь Макелек Омурбай также не раз встречался в Куэн-Луне и на Памире с представителями, по традиционному делению кыргызов, ичкиликов, которые в абсолютном большинстве считают себя потомками кыпчаков. Вероятно, эти племена и народы находились в подчинении кыпчаков, отличавшихся своей воинственностью и захвативших большие территории Центральной Азии и за ее пределами. Они занимали господствующее положение в обществе. Как выше отмечено, кыпчаки, завоевав местные народы канглы, легализовали свою власть в западной части Тенир-Тоо. Отдельные представители кыпчаков сыграли немалую роль в формировании и развитии государств на территории Центральной Азии и за ее пределами (в частности, политическая роль Мусулманкула в период Кокандского ханства и многих других). Все это, думается, сформировало у кыргызов юга и юго-запада Шинжана и не только у них симпатию к кыпчакам. Поэтому они, вероятно, считают себя потомками кыпчаков, хотя в этногенетическом отношении, конечно, они не имеют отношения к кыпчакам.

Очевидно, эти кыргызы под нарастающим давлением калмаков с востока уже в первой половине XV в, стали передвигаться в южные и западные районы Моголистана. До того периферийные и относительно слабые киргизские племена, сохранив свои силы в период нашествия Тимура и тимуридов, теперь нахлынули в центральные районы Моголистана и после ослабления дуглатов получили возможность занять богатые пастбищами лесные районы Семиречья и Тянь-Шаня.

Время и обстоятельства переселения кыргызских племен с Алтая и Прииртышья на свою нынешнюю родину были подробно изложены в первом томе "Истории Киргизской ССР". В частности, одной из основных причин переселения киргизов на Тянь-Шань можно считать стремление правителей кыргызских родоплеменных объединений к установлению непосредственных и прочных контактов с оседло-земледельческими районами Восточного Туркестана Средней Азии. Участие в среднеазиатских походах моголов на города Средней Азии и эпизодические набеги на пограничные владения Восточного Туркестана не могли обеспечить постоянного притока необходимых жизненных средств, прежде всего зерна, тканей, а также предметов роскоши, к захвату которых стремилась племенная верхушка.

Такая возможность открылась перед кыргызскими вождями во второй половине XV в., когда государственная структура Моголистана пришла в окончательное расстройство в ходе межплеменных и междоусобных войн, а также опустошительных вторжений войска калмаков Джунгарии. Именно тогда основная масса кыргызских племен окончательно покинула Алтай и Прииртышье ради богатых пастбищ, Центрального Тянь-Шаня, откуда они могли контролировать также значительную часть Великого Шелкового пути.

Таким образом, переселение кыргызов Алтая и Прииртышья на Тянь-Шань в XV в. следует рассматривать не как спонтанное явление, а как закономерный итог исследовательской политики правителей этих кыргызов, которые постоянно стремились занять богатые пастбищами горно-лесные районы Тянь-Шаня и одновременно установить контроль над важными участками Великого Шелкового пути. Хотя ориентация кыргызов Алтая и Прииртышья на Тянь-Шань началась еще во второй половине IX в., но ее полная реализация оказалась возможной только в XV., когда с началом распада государства Моголистан в Семиречье и на Тянь-Шане возникла более благоприятная для осуществления этой цели политическая обстановка. С этого времени начинается совершенно новый, третий этап в развитии кыргызского этноса, вся последующая история которого неразрывно связана с территорией Тянь-Шаня, где вскоре завершился длительный сложный процесс формирования кыргызского народа [6,c.36; 7, c.736-740].

Как видно из вышеприведенного обзора, среди тюркоязычных народов Восточного Туркестана – нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая кыргызы, имеют в своем этническом составе кыпчакский компонент в большей или меньшей степени. Как отмечено в предыдущих публикациях автора, кыргызы, например, имеют в своем составе кыпчакские этнические группы в таком же виде, как и в нынешнем Кыргызстане, но здесь, в Восточном Туркестане есть в составе кыргызов этнические группы, которые называют себя кан кыпчаками.

Сынару Кадыровна Алымкулова, к.и.н., доц. КГУ им. И.Арабаева

Список литературы:

1) Бартольд В.В. Древнетюркские надписи и их арабские источники - СПб, 1899. Бартольд В.В. Кипчаки. - Бартольд В.В. Соч. М.. 1968, т. V, с. 550.
2) Абрамзон С.М. Киргизское население Синьцзян-Уйгурской автономной области Китайской Народной Республики. – Советская этнография, 1957. – №4. – С. 336.
3) Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1989. - 293 с.
4) Полевая тетрадь, с.3-18
5) Полевая тетрадь, с.3-18
6)Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока", М., 1961 г.- С. 36.
7) Кытай жазмаларындагы кыргыздар. – Урумчи, 2004. – 726-730 б.
8) Мокеев А.М. Дуальная этнополитическая организация кыргызов на Тянь-Шане в XVI в. – середине XVIII вв. // Тюркологический сборник.-2007-2008. История и культура тюркских народов Сибири и сопредельных стран.-М.,2009.

Сынару Алымкулова
17.12.2012

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1355813640


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх