В.Мокрынин: В VI в. на историческую арену выходят новые кочевые племена - древние тюрки, первые из кочевников, создавшие государственность (история) 00:52 29.12.2012
Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана
Курган насыпали и на кургане
установили одинокий камень:
лицо и торс сошлись двумя кругами,
рука с крестом меча, другая с чашей.
О. Сулейменов
В VI в. на историческую арену выходят новые кочевые племена - древние тюрки, первые из кочевников, создавшие государственность.
История каждого народа уходит в глубокую древность. Если историки всех времен старались определить дату возникновения народа, то сам народ всегда старался создать легенду своего изначального происхождения. Так, согласно народным преданиям, римляне произошли якобы от двух братьев, вскормленных волчицей, уйгуры являлись потомками юной принцессы и волка, киргизы считали своей праматерью олениху. Подобные генеалогические предания обязательны в фольклорном цикле любого народа.
Древние тюрки наивно верили в свое сверхъестественное происхождение. По одной из легенд, предки тюрков, обитавшие в Восточном Притяньшанье, были поголовно уничтожены воинами соседнего племени. В живых остался только один десятилетний мальчик, которого "гуманные" победители "пожалели" и, отрубив только руки и ноги, бросили в болото. От смерти мальчик был спасен волчицей, которая трогательно заботилась о нем. Впоследствии враги все равно убили юношу, но волчице удалось бежать в горы Тянь-Шаня. Там в уединенной пещере она родила десятерых сыновей, отцом которых был погибший. Дети волчицы выросли, женились на женщинах из долины и основали свои роды. Один из них по имени Aшина, как наиболее предприимчивый и способный, возглавил сыновей волчицы. Его потомки переселились на Алтай, где занимались горнорудным промыслом и выплавкой железа. Племя именовалось тюрк, и подчинялось сильному кочевому государству аваров (жуань-жуаней). В память о своем происхождении тюрки ходили в бой под знаменем с волчьей головой.
Окрепнув, потомки волчицы в 551 г. напали на аваров, разбили их и стали господствовать в степи. Вскоре знамена с волчьей головой развевались под стенами китайских городов, на берегах Аму-Дарьи и на Черном море. Китай фактически стал вассалом кочевников и ежегодно откупался выплатой колоссальной контрибуции. Перед "сверхдержавой" тюрков заискивали два крупнейших государства того времени - Иран и Византия. Греческий историк Менандр повествует о том, что в ставке кагана тюрок Дизавула на берегу реки Талас византийский и персидский послы лезли из кожи вон, чтобы убедить главу кочевников заключить союз именно с той державой, которую они представляли. Каган тогда отдал предпочтение союзу с греками (568 г.).
Государство тюрков переживало взлеты и падения. Колесо фортуны не раз возносило его на самую вершину могущества и славы, вслед за которыми следовали упадки. К середине VIII в. потомки волчицы уступили первенство в степи другим тюркским племенам, создававшим новые сильные державы. Административно-политические центры этих государств находились в Чуйской долине.
Тюркские государства VI-XII вв. оставили заметный след в истории Киргизии. В это время развиваются экономика, торговля, письменность, наука и литература, растут города и поселения. Вершиной культурного расцвета тюркских народов в раннем средневековье явились замечательные книги, написанные тюркскими авторами. Так, выходец из области Барсхан (южный берег Иссык-Куля) Махмуд аль-Кaшгари написал "Диван лугат ат-тюрк" (Словарь тюркских наречий), который явился первой энциклопедией о жизни, экономике, истории, этнографии, поэзии и быте тюркских племен. Уроженец города Баласагун (близ Токмака) Юсуф Хас-Хаджиб в 1069 г. написал дидактическую поэму "Кутадгу билиг" (Благодатное знание), которая и сейчас восхищает нас своим совершенством.
Памятники древнетюркского времени
К основным памятникам кочевников VI-ХII вв. относятся могильники, ритуальные оградки и каменные изваяния, а также руническая эпиграфика.
По обрядам захоронения и особенностям конструкции погребальных сооружений первый вид памятников можно разделить на два типа: 1 - погребения с традиционными чертами; 2 - погребения в грунтовой яме с конем.
Погребенuя с традиционнымu чертами
Конструкции могильных сооружений и традиции погребальных обрядов, бытовавшие еще в эпоху бронзы и утвердившиеся во времена ранних кочевников, продолжали развиваться в средние века. Они позволяют разделить известные средневековые погребения на три типа: терскольский, учатский и чакмаксуйский.
Терскольский тип погребений характеризуется захоронениями в грунтовых ямах с чрезвычайно бедным инвентарем или без него. Преобладает ориентировка погребенных головой на север. Погребения этого типа открыл в 1936 г. А.Н.Бернштам в местностях Терскол и Бурдо Таласской долины.
Внешние курганы терскольского типа представляют собой полусферические уплощенные насыпи из земли и камня. Они располагались бессистемно, либо тяготели к меридиональным цепочкам. По внешнему виду их трудно отличить от рядовых могильников сакского времени.
На территории республики вскрыто свыше шестидесяти погребений терскольского типа. Сопроводительный инвентарь найден лишь в 23 из них. Керамические сосуды грубой ручной лепки из теста с примесями дресвы, без орнамента. Они представлены котлообразными сосудами, кувшинами, кружками с вертикальными ручками. В отдельных погребениях были найдены деревянные сосуды. Ножи железные, черешковые с длинными лезвиями найдены в четырех погребениях. Прясла керамические, плоские. Два из них сделаны из обломков сосудов. Предметы вооружения представлены единичными находками костяных накладок на лук, кинжалом, панцирными пластинками, наконечником стрелы. К остаткам одежды и украшений относятся фрагменты красной ткани, железные овальные пряжки с язычком, бронзовые бляхи наборных поясов, стеклянные, пастовые бусы, нефритовая подвеска к серьге. К предметам туалета принадлежат кетменные палочки и бронзовое зеркало с ручкой.
Известные в настоящее время погребения терскольского типа датируются VIII-XIII вв. Они восходят к древним типам захоронений сакского времени. Об этом свидетельствует их расположение близ сакских цепочек, кромлехи вокруг курганов, грунтовые ямы и каменные ящики. Вместе с тем имеются и различия, проявившиеся в планировке могильников, в преобладающей северной ориентировке погребенных, и, главным образом, в характере инвентаря.
Учатский тип погребений открыл Ю.А.Заднепровский в единственном пока могильнике Уч-Ат. Он расположен на адыре, к югу от села Иски-Наукат Ошской области. Захоронения производились в овальных катакомбах, к которым вел короткий дромос. Вход в камеру закрывался валунами или сырцовым кирпичом. По конструкции погребальные сооружения делятся на две группы: 1 - дромос направлен перпендикулярно к длинной оси катакомбы; 2 - катакомба является подземным продолжением дромоса.
Среди инвентаря много лепной керамики (кувшины, кружки, горшки, миниатюрные сосуды), железные серповидные ножи, иглы, кресало для добычи огня, дисковидные бронзовые зеркала, серебряные серьги, кольца, перстни, большое количество бус из самоцветов и стекла.
Могильник Уч-Ат надежно датируется абасидской драхмой с надписью "ал-Махди". Он относится ко второй половине VIII в.
Тип погребальных сооружений могильника восходит к рубежу нашей эры и продолжает традиции кенкольской культуры.
Чакмаксуйский тип погребений характеризуется захоронениями на дневной поверхности в круглых, овальных и подпрямоугольных камерах, сложенных из камней и засыпанных землей. Эти сооружения группируются в крупные могильники, встречаются и одиночные курганы. Данный тип погребений был открыт А.К.Кибировым в долине р.Чаткал. Датируется VI-X вв.
Данный тип захоронений по конструкции погребальных сооружений и трупоположению на дневной поверхности сходен с погребениями более раннего времени в курумах Северной Ферганы.
Погребения всех трех типов генетически связаны с погребальными памятниками предшествующих эпох ранних кочевников. Поэтому можно полагать, что эти средневековые памятники были оставлены коренным населением. А.Н. Бернштам пытался связать отдельные памятники терскольского типа с теми или иными тюркскими племенами, которые, по сведениям письменных источников, обитали на территории раннесредневекового Киргизстана. По его мнению, могильники Кок-Булак, Кок-Мойнок и кочкорские курганы, изученные М.П. Фетисовым, были оставлены чигилями (джикилями), могильник Алтын-Арык - карлуками, а Карой - тюргешами. Очевидно, для столь категорических этнических определений в настоящее время еще нет достаточных оснований.
Погребения с конем. Этот тип средневековых погребений характеризуется совместным погребением человека и коня в грунтовых ямах. Такие погребения встречаются редко. Они не составляют отдельных могильников и, как правило, примыкают к более ранним или располагаются несколько обособленно. По конструкции насыпи их трудно выделить из погребений иных типов. Погребения с конем характерны для северных районов республики и крайне редко встречаются в Ошской области.
Погребения с конем по ориентировке можно разделить на две группы: 1 - с широтной ориентировкой; 2 - с меридиональной ориентировкой. В обеих группах имеются разновидности: 1 - конь и человек ориентированы в противоположные стороны; 2 - конь и человек ориентированы в одну сторону. Инвентарь погребений включает керамику, бытовые предметы, конскую сбрую, вооружение, украшения.
Керамические сосуды редко находят в погребениях с конем. Несколько кубкообразных сосудов и котлов с прямыми стенками отмечены лишь в Чуйской долине. На Иссык-Куле у скелета коня найдена деревянная кружка с ручкой, треугольной в сечении.
Конская сбруя представлена основой седла, стременами, остатками узды с удилами и псалиями, пряжками от подпруг, застежками от пут.
Остатки деревянной основы седла встречались часто, однако, очень плохой сохранности. Прекрасной сохранности основа седла найдена лишь в могильнике Кара-Булун в Центральном Тянь-Шане. Передняя лука седла арочная, крылья с отверстиями для крепления стремян. Стремена восьмеркообразные или с пластинчатым навершием и прямоугольной прорезью на нем. Подножие всегда уплощено. К подпружным относятся костяные пряжки с фигурными вырезами, подпрямоугольные и овальные из железа или бронзы больших размеров. Узда изготовлялась из двойных узких полосок кожи. Иногда украшалась бронзовыми бляхами. При узде имелись удила двух типов: с эсовидными псалиями; с дополнительными кольцами без псалиев. Остатки одежды и обуви находят только в виде фрагментов тканей и кож. К ним же следует отнести наборные пояса с бронзовыми бляхами и лировидными подвесками, пряжки поясные, остатки головного убора.
Оружие имеется не во всех погребениях с конем. Однако встречаются костяные накладки на лук, наконечники стрел, фрагменты кинжалов и сабель. Погребения с конем датируются VI-X вв.
Погребения с конем не характерны для кочевников Средней Азии. Они имеют глубокие традиционные корни в культуре кочевников саяно-алтайского региона. В Туве такие погребения известны с VIII в. до н.э. (Аржан), на Алтае (Пазырык) - с V-IV вв. до н.э. Появление погребений с конем в Средней Азии документирует миграцию сюда алтайского тюркоязычного населения.
Таким образом, культура кочевников 3ападнотюркского каганата, государств тюргешей, карлуков, караханидов может быть исследована лишь в результате целенаправленного изучения курганных могильников коренного населения (терскольский, учатский, чакмаксуйский тип погребений) и погребений с конем пришлых алтайских тюркоязычных племен.
Письмо в Археологическую комиссию
Осенью 1899 г. пишпекский врач и видный краевед Ф.В.Поярков направил в Императорскую Археологическую комиссию отчет о двухмесячной поездке по Киргизии с целью выявления и изучения археологических памятников. Маршрут поездки: Пишпек, Токмак, ущелье Боом, Кочкорская долина, Джумгал, оз.Сон-Куль и через Чон-Кемин - в Пишпек. Судя по отчету, поездка из-за погодных условий была не совсем удачной, тем не менее сведения, приведенные в нем, относящиеся к каменным изваяниям, вызывают живейший интерес.
"25 июля утром прибыл я с рабочими на интересовавшую меня местность. По осмотре ее здесь действительно оказалось каменных баб много, всего я насчитал сорок восемь баб, они идут на протяжении не менее полутора верст, и, судя по явственно сохранившимся впадинам или углублениям, некоторые бабы увезены, что подтвердили мне кочующие здесь киргизы, так что первоначально баб здесь находилось гораздо больше. Местность эта у киргизов называется Карой... Местность Карой лежит против Джель-Арыкского ущелья при въезде в Боомское ущелье.
Отсюда вдоль местности Карой отправился по направлению к Кастеку левым берегом р. Чу и, проехав до того места версты 2-2,5 (а может быть, и несколько более), я встретил целый город из каменных баб и один каменный столб. Всех каменных баб я насчитал по правую сторону дороги семьдесят три и по левую сторону дороги двадцать три".
Современный археолог может только мечтать о подобном зрелище. Каменные изваяния средневековых кочевников, которые сравнительно недавно были одним из непременных элементов археологического ландшафта Киргизии, почти полностью исчезают с мест их первоначальной установки. Самые тщательные поиски на местности, указанной в письме Ф.В. Пояркова, произведенные в 1974 г., привели к фиксации только двух весьма невыразительных каменных изваяний. Если на рубеже ХХ в. только на сравнительно незначительной площади близ Боомского ущелья возвышались (без учета многих увезенных еще в то время) 144 скульптуры, то в начале 60-х годов на обширной территории Киргизии и Южного Казахстана в результате полевых, архивных, музейных и литературных изысканий для специального монографического исследования удалось собрать всего лишь 145 изваяний.
Факты красноречивы. Из них следует, что в настоящее время общественность республики должна уделить исключительное внимание сбору и изучению памятников этого рода. Даже единичные находки каменных изваяний должны становиться серьезным событием.
(продолжение следует)
Владимир Мокрынин
|