Бурул Жакеева: "Кто возьмет на себя ответственность за существование кыргызов и кыргызского языка?" 15:13 03.01.2013
Идут споры с русскоязычными по закону о языке. Но одно главное условие государственности нашей родины – это кыргызский язык.
Кыргызстан не только территория, это, прежде всего, кыргызский народ. А большинство кыргызов проживает в селе. Этого не понимают наши "киргизы". Они не знают значение "кир"- "грязный", искажают и позволяют другим так называть. До этого довело доминирование руководителей киргизов-манкуртов. Не следует надеяться, что русскоязычные поймут. Им не нужна проблема изучения языка. Но если мы подчинимся их эгоизму, делопроизводство будет вестись на русском языке, руководители будут русскими, то кыргызскоговорящая среда может окончательно исчезнуть. По причине отсутствия среды, говорящей на родном языке, дети становятся русскими. Хотя с советских времен истинные кыргызы сопереживали и болели за это, но авторитарная система и пришедшие к власти русскоязычные не давали дороги, и у тандема кыргызбаев с русскими женами голова не болела. А теперь журналисты-провокаторы от имени русского народа подталкивают на межнациональные распри, называя этот закон политическим оружием, действиями по вытеснению из власти русскоязычных. А наши патриоты раздражаются и злятся.
Агрессия, злость (1,5) (цифры в скобках – так в источнике) - это очень низкий уровень, в ситуации противостояния (2) использует только 2% интеллекта. Это точный научный факт. Если человечество пользуется всего только 3-5% потенциала своего мозга, и из этого 2% использует на агрессию, то это не приведет ни к чему хорошему. Надо решать без злости. Мы в течение 70 лет жили в СССР как братья с более 100 нациями, до сих пор сохранились чувства интернационализма. Однако нам нельзя забывать, кто мы сами такие. Того, кто не уважает самого себя, всякий растопчет. Поэтому привыкшие руководить не признаются и выступают "против". Мы не "против" русскоязычных, не собираемся ставить под сомнение их права. Это всего лишь наши вынужденные оборонительные попытки во избежание исчезновения. На это надо делать упор. Даже в законе говорится: "Если человек в целях самообороны использует силу, он прощается". Я не пугаю и не говорю, что используем силу. Говорю так иносказательно, чтобы было понятнее. Конечно, так произошло из-за политики первых прибывших русских. А потом наши подхалимы-руководители, угождая Москве, сделали кыргызов совсем беднягами. Сколько было репрессий и гонений! Я слышала, что за написание Байдылдой песни "Ак калпак" (Белый калпак) его назвали националистом, лишили государственных наград, из-за чего он спился. А наш комуз до сих пор называют примитивом, не выдается профессиональный статус. По словам Кайбылдаева Асана аба, комуз играет на 19 видах разгона и скоростей. А инструменты других народов играют по единожды взятому одному "наигрыванию". Есть множество наигрышей комуза в зависимости от видов разгона и скорости игры. Комуз упоминается в древних китайских летописях 2200 летней давности. А инструменты Запада появились только в последние 400 лет. В наигрышах комуза есть отличия от тонов и полутонов западной музыки, есть и четверть тона. "Некыргызы" не способны услышать их. Несмотря на это, раньше не уделялось внимание развитию музыки комуза, не выделялись средства на его изучение. Более того, многие наигрыши нашего Карамолдо ата не были записаны, потому что их названия не нравились коммунистам. Они пренебрегли наследием наших отцов. Древние кыргызы говорили, чтобы дети учились играть на комузе для развития благородства ума, человечности, духовных качеств. Было ли такое же отношение у других народов? Наши предки изобрели множество способов игры на комузе.
В союзные времена Нурак Абдрахманов ездил в Италию давать концерты, на каждом концерте в первых рядах сидели несколько парней, которые после концерта вручали ему цветы. В последний концертный день он спросил у них о причине постоянного посещения концерта. Выяснилось, что они сами виртуозы-гитаристы Италии, но никогда не видели такого мастерства у исполнителей, хотели хоть немного, но научиться. Италия для музыки все равно, что Мекка. Раз мастера родины западной музыки пошли следом за кыргызским комузистом, то кто тогда примитив?! Обладатель международных наград, американский музыкант Михо Пагашник говорил: "Музыка, способная совершить сенсацию в мире, – это музыка кыргызского комуза". Беспечные кыргызбаи до сих пор не ценят его на своей родине, как бы олицетворяя пословицу "у плохого одно из имен - "смирный". Мы, сегодняшние кыргызы, хотя не виноваты за создание таких исторических условий русскими, но ответственны. Хотела бы обратиться к простым людям: "Не злясь, объясните, мы в них не видим врагов, мы были братьями, не должно быть чувства националистической ненависти".
Мы слышим из новостей. Поднимается уровень воды. На Западе много земель останется под водой. Те, кто зарится на нашу землю, воду, для того чтобы мы истребили друг друга и освободили землю, с помощью специально нанятых провокаторов вызвали межнациональную рознь, начали революции, ошские события. Российская служба по борьбе с наркобизнесом сообщала так (04.05.2010) (далее в кавычках цитата на русском языке): "1-го апреля 2010 года сотрудники МВД Кыргызстана в ходе спецоперации в г.Оше изымают более 160 упаковок гашиша афганского производства (около 107,8 кг) и 24,4 кг. героина. По наркомафии наносится ощутимый удар, а меньше чем через неделю, в ночь с 6 на 7 апреля, в Кыргызстане вспыхивает бунт, власть захватывает правительство "народного доверия"… Киргизия попала в сферу геополитических интересов США и их союзников. На Западе писали, что "народный гнев" в ночь с 6 на 7 апреля 2010 года вызвали повышение тарифов на газ и воду, аресты лидеров оппозиции, коррупция, клановость и авторитаризм правящих кругов. И ни слова о наркотрафике!" Каримов не послушался провокаторов и не принял узбеков, напавших на братский народ: "Нет добра от предателей народа". Сейчас нас умышленно делят на север и юг.
Как расправились с СССР, можно увидеть в фильме Жданова "Антихмель". Я говорила: "Посмотрите его", - и многие из молодежи, посмотревшие фильм, бросили табак, пиво, водку. Хотели войти в экономический союз, так Хиллари Клинтон трепыхается, говоря: "Не позволим". Надо сохранить наше согласие и права. В Союзе у Узбекистана и прибалтийских республик были высоки права своей нации, их внутренние дела не оказывали никакого воздействия на международное положение. Мы не должны ни перед кем отчитываться за свою внутреннюю политику. Каждому кыргызу говорю: "Посмотри фильм "Ганди". Несмотря на трагические лишения, босоногий Ганди без единого выстрела вынудил уйти из страны господствующих захватчиков с армией и вооружением, веками топтавших страну.
Радлов писал: "У кыргызов абсолютно отутствуют такие чувства, как народ, нация, они называются по родам". Л.Н.Гумилев писал: "Расовый принцип был чужд культуре древних кочевников". В 1286 году Марко Поло записывал: "Кыргызы своих врагов не обращали в рабов, наоборот, заботились как о равноправном подданном. Если в годы сложных природных условий те оставались без урожая, то не брали с них налогов, сами давали семена, зерно и содержали их". Л.Н.Гумилев в книге "Хунны в Китае" писал: "Правящий Китаем представитель династия Кун не принимал во внимание национальные различия, пытался создать хорошие условия для всех людей, даже если это вредило своим людям, но облагодетельствовал чужих, веря, что и они отнесутся так же. Он не знал, что оседлые народы подвержены таким недугам цивилизации, как корыстолюбие, хапание и предательство. Вошедшие к нему в доверие, в конце концов, отобрали у него власть и господство, а кыргызы отстранились в сторону". Точно так, как сейчас у нас! Наш Адилхан ата по причине своей приверженности к справедливости бежал от насилия испорченных западных народов. Подношение девушек правителями привело потом к испорченности народа из-за ненадлежащего воспитания этих девушек. У кыргызов в древности не было национализма, мы относились терпеливо к другим народам, а они теперь выступают совсем против сохранения нами языка, являющегося признаком нашего народа.
Депутат Акматбек Келдибеков тоже с огорчением твердит, что иностранные государства и Россия при выделении кредитов преследуют собственные интересы, не признают нас за ровню, нарушают наши права. Россия выдает коммерческие кредиты, освобождается от налогов, и будет обладать доминирующим правом в Совете директоров. Так же обстоит дело со 100 млн. долларовым кредитом Турции. К тому же, они кредиты выдают, как выяснилось, только на улучшение условий для своих предпринимателей. И за эти совершенно бесполезные вещи мы становимся должниками, из народа с кровью выжимаются налоги. Депутат Каныбек Осмоналиев переживает, что российские базы освобождены от налогов, отчисления за коммунальные услуги также крайне низкие. Почему мы вынуждены позволять так сильно топтать себя? Не следует ждать понимания у других народов, мы должны крепко защищать свои права. Нам нельзя забывать свой язык, историю. Хотя мы не являемся колонией, но народ, подвергшийся нестерпимым мучениям захватчиков, был свидетелем, в истории Уркун записан кровью. А как сейчас? Кыргызы не знают, что находятся на втором плане. Надевают солидные костюмы, обращаются друг к другу "господин, госпожа", но им дела нет, что просят разрешения у гостей, севших на головы, сохранить условия для разговора на родном языке своим детям, живя на своей родине! А вы не подумали, почему именно из нас, кыргызов, вышел писатель, объяснявший всему миру значение слова "манкурт"? Кыргызы чрезмерно гостеприимные, душа нараспашку, щедрые, а другие топчут их и превращают в манкуртов. Он писал это от огорчения. Он знал о вреде беспечности для кыргызов, хотел остановить их, потому что много подвергался гонениям.
Большинство наших политиков явно работает не на Кыргызстан, а на других. В противном случае они не привели бы к такой раздробленности, манкуртизму. Они и русскоязычные не несут ответственности за то, будем ли мы вообще. Некоторые политики говорят, что государству надо уничтожить роды и племена. Если среди политиков сегодняшнего дня и времен развала Союза много приверженцев родства, то не надо называть весь народ таким. Необходимость знать своих предков до 7-го колена продиктована запретом на кровосмесительные браки, чтобы случайно не женились родственники, и не родились дети с уродствами. Высоко и воспитательное значение знания о своем роде. Например, мы воспитываем детей, чтобы они были великодушными как Манас, крепкими в дружбе как Алмамбет ата. Берем пример с достойных дел известных людей своего рода, гордимся ими.
Я дочь рода Бугу. Единственный род из всех кыргызов, названный женским именем. Этого достигли авторитетом и качествами. Нас с младенчества воспитывали, называя дочерей Бугу выдающимися. Иссык-кульцы относятся к дочерям уважительно и щадяще. Таковы же права у женщин. Род – это одна большая семья. В стародавние времена внутри рода не бывало лжецов и предателей. Если семья попадала в несчастье, то род поддерживал, был опорой, защищал. В советские времена сын старшего брата, тезка моего дяди, работал бухгалтером. Когда из Тюпа он на лошади вез деньги учителям школ, его какие-то люди по дороге поймали, избили и ограбили. А его посадили. Тогда мой дядя говорит: "Если мой братишка попал в беду, то пусть мои дети не пьют молока", он собрал и продал скот нашего рода, освободил его. Не позволил снова заплатить. А сейчас есть ли такой кыргыз? Я получила только от своего рода хорошее воспитание, традиции, обычаи, прекрасную культуру, идущую от предков. Почему у нас сейчас такое положение? Потому что большинство политиков, говорящих "эркек" (мужчина), не знают его значения. Я понимаю слово "Эркек" = "Эрк+ Ак", что означает "Эрки Ак", то есть, "чистые помыслы, благородный". Ак - одно из имен Бога, мы знаем это как "Душа, живущая по воле Бога", а следом за слитным звучанием привыкли говорить "эркек". Сами подумайте, сколько у нас "эркек"-мужчин, если исходить из значения слова. Ведь никак не сочетаются слова: "По воле Бога, водка, табак, конфликт, насилие, воровство и другое. Вот это бы учли так называемые "эркек"-мужчины. А почему выше "Эрк+Ак" написаны заглавными буквами, попробуйте подумать сами, может быть, найдете разгадку.
Источник: газета "Кок Асаба" № 24 от 26.12.2012-15.01.2013 / стр.3
Бурул Жакеева, народный художник, мастерица прикладного искусства, общественный деятель
|